ОРГАНИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Е.В. Фадеева

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В условиях всевозрастающей глобализации общества происходит решение этнонациональных проблем, имеющих судьбоносное значение для единства и целостности России. В существенной степени это зависит от системы образования как действенного института этнической социализации. Формирование этнической культуры, этнической идентичности как результата этнической социализации в процессе реализации педагогического потенциала народной культуры в российском образовании является одним из важных направлений современной педагогической деятельности. При этом важно научить подрастающее поколение, наряду с развитием собственной национальной культуры, понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения других народов.

Духовное наследие отечественной культуры сегодня по праву должно занять достойное место в социально – культурной сфере нашего общества. Без опоры на национально-культурные традиции невозможно целенаправленное развитие и совершенствование образования в Росии. Народная художественная культура и энокультурное образование вносит определенный вклад в миростроительство, организацию диалога культур, формирование толерантности у подрастающего поколения. Для новой образовательной ситуации характерно усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к народной культуре, которая продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества. Средством е приобщения является усвоение ребенком способов познания саморазвития, его ориентации в окружающем мире. Именно это определяет основное направление и содержание деятельности нашего дошкольного учреждения.

Выделение основных воспитательных и учебных форм, через которые реализуются основные цели и содержание этнокультурного образования, являются главным ориентиром на системную организацию всего образовательного учреждения.

Этнокультурное образование предполагает введение ребенка изначально в родную для него культуру, поэтому наряду с русской культурой мы знакомим детей с мордовской и татарской национальной культурой.

Развитие личности ребенка-дошкольника как носителя народной культуры, возможно при знакомстве с традициями и обычаями своего народа, родной культурой, произведениями художественной литературы и искусства. Познавая прошлое, многовековую мудрость, исторический опыт, традиции мы лучше узнаем себя.

Образовательная цель состоит в том, чтобы приобщить детей по всем видам национального искусства – от архитектуры – до живописи; от пляски, сказки и музыки – до театра.

Именно так представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы любви его к Родине.

Интерес к национальной культуре воспитывается во время занятий. Мы учим русские, мордовские и татарские песни, поем их. А ведь музыкальное искусство – ценнейшая часть национальной культуры. В лучших произведениях композиторского и народного творчества воплощены типичные черты национального характера, история и быт народа, его обычаи и нравы – богатый и разнообразный опыт эмоционально – нравственных отношений человека к действительности. Знакомство с музыкой разных культур способствует формированию представлений дошкольника о богатстве национальной музыкальной культуры, о жизненных источниках народного творчества. Важно сформировать положительное эстетическое отношение к художественным ценностям народов, пробудить интерес к национальной музыке, пробудить национальную гордость и уважение к культурам разных народов.

Особое внимании на занятиях уделяется знакомству с творчеством разных народов: фольклером, поэзии, сказкам, былинам. Именно они наиболее полно хранят и передают мудрость народа, который их создавал. Есть много сказок о добре, всегда побеждающем зло, которые непременно надо услышать в детстве. И так хочется быть похожими на любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги. Как перенести детскую игру на сцену? Путь один – создать условия для такой деятельности.  Дети – прекрасные актеры, непосредственные, эмоциональные. Работа над спектаклем, изготовление кукол и костюмов не только увлекательна, но и познавательна. У ребенка формируется усидчивость, старательность, терпение. Дети так же проявляют самостоятельность и творчество, приносят книги, самостоятельно ищут сказки и рассказы, которые, по их мнению, можно показать. Стремясь воздействовать на нравственные и эстетические чувства детей, выбираются пьесы, которые дают видеть хорошее и плохое, красивое и безобразное « Сыре-варда», «Кот, петух и лиса», «Находчивый дюрмян».  Участие в кукольных представлениях помогают воспитывать в себе лучшие национальные черты характера.

Важную роль в работе по данному направлению отводится народным праздникам. Для работы с детьми в целом и организации игровой деятельности используется национальный календарь «Круглый год», где по месяцам и сезонам распланированы праздники. Курбан  –  байрам  – осенний сезон, Рождество – зимний сезон, Масленица – весенний сезон, Сабантуй  – летний сезон и т.д. Результатом нашей работы является традиция проведения народных праздников и гуляний, где учувствуют дети, родители и все население поселка. Проводимые мероприятия по народному календарю вызывают восхищения у детей. Малышей привлекает своеобразие праздников, их яркость, неповторимость и главное  – совместное участие с родителями в играх, плясках и хороводах. При проведение народных праздников юные таланты представляют на суд зрителей свои работы на темы народного фольклора, в которых отражается история народа. Так что начинающие художники дополняют праздничную экспозицию веселыми и несколько сумбурными работами. Звучат вариации на тему народных песен в исполнении воспитанников.

Немаловажное значение в работе имеет создание предметно – развивающей среды. В каждой группе созданы Центры Народной культуры. В детском саду оформлена комната «Национального быта».

Такой подход позволяет максимально реализовывать духовный, творческий и педагогический потенциал традиций. Они воспринимаются как насущие, немузейные, прочно входят в жизнь детского сада. Деятельность детского сада с содержанием этнического компонента успешно продолжается и в школе.

Наблюдения за современными детьми дошкольного возраста показывают, что они восприимчивы ко всему народному. Традиции народной культуры способствуют воспитанию ребенка доброго, воспитанного, духовно богатого.

Таким образом, созданная культурная среда детского сада оказывает благоприятное воздействие на развитие детей и позволяет приобщить дошкольников к традициям нашей культуры и культуре других народов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1. Ронами, Т. Ю. Театральная деятельность в начальной школе // Начальная школа. №7, 2009.

2. Коротова, Н. И. Образовательный потенциал этнической культуры в развитии детей дошкольного возраста.

3. Ченкураева, Е. Н. Педагогические условия становления этнокультурного образования в инновационном образовательном учреждении (на примере национальной гимназии): автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2007.

275
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!