Проектная деятельность в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

Проектная деятельность в процессе взаимодействия ДОУ и семьи

Актуальность

Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса — поиск рациональных путей взаимодействия. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.

Формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) являются недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.

Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.

Я считаю, положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников на современном этапе дошкольного образования является проектная деятельность.

Цель исследования: определить эффективность проектной деятельности как формы организации взаимодействия ДОУ и семьи.

Объект исследования: взаимодействие ДОУ и семьи.

Предмет исследования: проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи.

Гипотеза: проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи возможна при следующих условиях:

·                     Владение педагогом методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

·                     Использование методов активизации родителей, формирования педагогической рефлексии;

·                     Организация совместной деятельности взрослых и детей, включение родителей в жизнь детского сада;

·                     Дифференцированного подхода при взаимодействии педагогов с родителями, заинтересованность педагогов в этом общении.

Задачи:

1.                Изучить педагогическую, психологическую, методическую литературу по проблеме исследования.

2.                На основе изучения теоретической литературы по проблеме работы ДОУ с родителями, проследить историю использования проектной деятельности как формы взаимодействия ДОУ и семьи и определить её роль и место среди других форм работы.

3.                Изучить проектную деятельность в контексте новых подходов к взаимодействию воспитателей и семьи в ДОУ.

4.                Выявить состояние работы педагогов ДОУ в реализации проектной деятельности.

5.                Разработать систему проектной деятельности в рамках организации взаимодействия ДОУ и семьи.

6.                Разработать методические рекомендации для воспитателей.

В работе были применены следующие методы:

·                     Изучение психолого-педагогической литературы;

·                     Наблюдение за родителями и детьми;

·                     Анкетирование педагогов и родителей;

·                     Индивидуальные беседы с родителями и педагогами.

Ведущая педагогическая идея: создание условий для организации систематической и целенаправленной работы по взаимодействию с семьями воспитанников через проектную деятельность.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ публикаций по теме исследования; педагогическое наблюдение; индивидуальные беседы с детьми; наблюдение за детьми в ходе занятий и свободной деятельности; анкетирование и беседа с родителями.

Теоретическая база опыта: изучение и анализ научной литературы по исследуемой проблеме; создание необходимых условий по взаимодействию с семьями воспитанников через проектную деятельность;  определение эффективности использования метода проектов при взаимодействии с семьями воспитанников; создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик; ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества; тщательно готовить заключительный этап проекта и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т. п.

Новизна опыта. Научная новизна исследования заключается в изучении на практике эффективности взаимодействия с семьями воспитанников через проектную деятельность.

Теоретическая значимость. Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.

Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы взаимодействию с семьями воспитанников.

Познавательная значимость.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй – это установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка. Закон РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания. Его целью признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Педагоги ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных технологий образовательного процесса.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями.

Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОО решается в трех направлениях:

1. Работа с коллективом ДОО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОО, совместная работа по обмену опытом.

Используя метод проектов при взаимодействии с семьями воспитанников я планировала добиться следующихрезультатов:

Дети:

— активно взаимодействуют в процессе совместной деятельности с детьми группы, родителями и педагогом;

— проявляют инициативу в поисковой деятельности;

— положительно оценивают свои возможности, уверены в своих силах.

Педагог:

— повысит уровень профессиональной компетентности в вопросах использования проектной деятельности в воспитании, обучении и развитии дошкольников;

— разработает серию проектов;

— пополнит развивающую среду.

Родители:

— повысят активность своего взаимодействия с педагогами в воспитательно-образовательном процессе.

 

План реализации образовательного проекта

Длительность работы над проектом 4 года, осуществляется в четыре этапа.

1 этап – подготовительный (сентябрь – ноябрь 2018г.)

Цель: создание условий для проведения эксперимента.

Тематика мероприятия (цель)

Форма проведения

Дата (месяц)

Выявление уровня сформированности представлений о проектной деятельности у родителей

Наблюдение, беседа

Сентябрь

Изучение передового опыты педагогов и психологов по взаимодействию с семьями воспитанников через проектную деятельность

Информация с интернета

Октябрь

Изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме

Изучение и подбор литературы

Октябрь

Разработка методических материалов по взаимодействию с семьями воспитанников через проектную деятельность

Составление конспектов НОД; оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультаций, беседы с родителями и педагогами

Ноябрь

 

2 этап – практический (декабрь 2018г. – ноябрь 2022г.)

1 блок – работа с детьми

Цель: развитие социальной компетентности ребенка в различных видах познавательной деятельности, интересной и эмоционально-значимой для ребенка; развивать познавательную активность, словотворчество, творческие способности у детей дошкольного возраста на материале близком, доступном и значимом для воспитания и развития.

Тематика мероприятия (цель)

Форма проведения

Дата (месяц)

«Руки мамы, руки папы, мои ручонки»

Выставка

Декабрь 2018г.

«Сказка в гости к нам пришла»

 

Совместная трудовая деятельность: фигуры из снега

Январь 2019г.

«Папа – наша защита и опора»

Беседа

Февраль 2019г.

«Умелые руки бабушки»

Выставка

Март 2019г.

«Солнышко»

 

Газета с пожеланиями для пап и мам

Апрель 2019г.

«Семья»

 

Сюжетно – ролевая игра

Май 2019г.

«Когда у бабушки такое лицо?»

Игровая ситуация

Сентябрь 2019г.

«Осень, осень,  в гости просим!»

Развлечение

Октябрь 2019г.

«В гости к бабушке Варварушке»

(цель: актуализировать и дополнять знания детей о животном мире)

Проект

Ноябрь 2019г.

«Что за дерево такое?»

Беседа

Декабрь 2019г.

«Семейное фото»

(цель: познакомить с основными видами рукоделия)

Коллективная работа: рамка для фото

Январь 2020г.

«Самый лучший папа – мой!»

Спортивный праздник

Февраль 2020г.

«Вот она какая, мамочка родная!»

Выставка рисунков

Март 2020г.

«Папина работа»

 

Сюжетно – ролевая игра

Апрель 2020г.

«Мы рисуем День Победы»

Выставка

Май 2020г.

«Природа родного края!»

Проект

Сентябрь 2020г.

«Почему листья желтеют»

НОД

Октябрь 2020г.

«Играем в театр»

 

Театрализованная деятельность

Ноябрь 2020г.

«Мое родословное дерево»

Проект

Декабрь 2020г.

«История моей семьи»

Беседа

Январь 2021г.

«День защитника Отечества»

Поздравительная открытка к 23 февраля

Февраль 2021г.

«Модельное агентство. Самая модная мама»

Сюжетно – ролевая игра

Март 2021г.

«Друг за дружку держаться – ничего не бояться»

КВН

Апрель 2021г.

«Пока стучат сердца живых, мы помним подвиг ваш!»

Участие в митинге, посвященному Дню Победы

Май 2021г.

«Сделаем родное село чище!»

Акция

Сентябрь 2021г.

«Чтим родную историю»

 

Экскурсия в библиотеку, по родному селу

Октябрь 2021г.

«Мое село – моя родная сторона»

Проект, создание альбома о селе

Ноябрь 2021г.

 

3 этап – коррекционный (декабрь 2021г – апрель 2022г.)

Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы.

 

4 этап – завершающий (май 2022г.)

Цель: анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.

Тематика мероприятий (цель)

Форма проведения

Дата (месяц)

Динамика взаимодействия с семьями воспитанников до и после проведения мероприятий с использованием метода проектов.

Мониторинг качества взаимодействия с семьями воспитанников через проектную деятельность

Май 2022г.

Эффективность проведенных мероприятий по взаимодействию с семьями воспитанников через проектную деятельность.

Выступление на педагогическом совете о проделанной работе

Май 2022г.

 

Длительность работы над проектом осуществляется в четыре этапа:

1 этап – аналитико-прогностический (подготовительный):

·                    Изучение теоретической части развития вопроса;

·                    Выявление уровня сформированности представлений о методе проектов;

·                    Разработка диагностического инструментария к материалу;

·                    Проведение диагностики;

·                    Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

2 этап – практический:

·                    Работа по взаимодействию с семьями воспитанников через проектную деятельность;

·                    формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

3 этап – коррекционный:

Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы с детьми.

4 этап – завершающий:

·                    Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.

·                    Эффективность проведенных мероприятий по взаимодействию с семьями воспитанников через проектную деятельность.

·                    Разработка методических рекомендаций.

Участники проекта: дети дошкольного возраста 4-7 лет, родители, педагоги.

Ожидаемый результат –заключается в повышении качества воспитательного процесса, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по взаимодействию с семьями воспитанников через проектную деятельность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.                Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика – Синтез, 2010.

2.                Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис – пресс, 2008.

3.                  Детский сад и семья/ Под ред. Т.А.Марковой. М.: Просвещение, 2-ое изд., 1986.

4.                Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников образовательных учреждений/ Т.Н.Доронова,  Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко  М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 2001.

5.                  Законодательство РОССИЙСКОЙ Федерации об образовании. Федеральные базовые законы.  М.: ИФ «Образование в документах», 2001.  2-ое изд.

6.                 Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.: Школьная Пресса, 2010.

7.                 Зверева О.Л.      Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы.  М.: ГПИ, 2003.

8.                Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг.  М.: ТЦ Сфера, 2005.

9.                 Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: Аркти, 2004. – 94с.

10.            Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями. // Дошкольное воспитание.  2004.  №11. С.57.

11.            Соболева М.Н., Савина Н.В. Правовое воспитание в семье и ДОУ.// Управление ДОУ.  2005.  №3. С.75.

12.           Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие. М.: АРКТИ. 2006. С.80. 3-е изд. 

13.           doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htm

14.           fb.ru/article/1524/proektyi-v-detskom-sadu

15.           festival.1september.ru

 

1001
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!