Проектная деятельность в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
Проектная деятельность в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
Актуальность
Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса — поиск рациональных путей взаимодействия. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.
Формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) являются недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.
Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.
Я считаю, положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников на современном этапе дошкольного образования является проектная деятельность.
Цель исследования: определить эффективность проектной деятельности как формы организации взаимодействия ДОУ и семьи.
Объект исследования: взаимодействие ДОУ и семьи.
Предмет исследования: проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи.
Гипотеза: проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи возможна при следующих условиях:
· Владение педагогом методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
· Использование методов активизации родителей, формирования педагогической рефлексии;
· Организация совместной деятельности взрослых и детей, включение родителей в жизнь детского сада;
· Дифференцированного подхода при взаимодействии педагогов с родителями, заинтересованность педагогов в этом общении.
Задачи:
1. Изучить педагогическую, психологическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. На основе изучения теоретической литературы по проблеме работы ДОУ с родителями, проследить историю использования проектной деятельности как формы взаимодействия ДОУ и семьи и определить её роль и место среди других форм работы.
3. Изучить проектную деятельность в контексте новых подходов к взаимодействию воспитателей и семьи в ДОУ.
4. Выявить состояние работы педагогов ДОУ в реализации проектной деятельности.
5. Разработать систему проектной деятельности в рамках организации взаимодействия ДОУ и семьи.
6. Разработать методические рекомендации для воспитателей.
В работе были применены следующие методы:
· Изучение психолого-педагогической литературы;
· Наблюдение за родителями и детьми;
· Анкетирование педагогов и родителей;
· Индивидуальные беседы с родителями и педагогами.
Ведущая педагогическая идея: создание условий для организации систематической и целенаправленной работы по взаимодействию с семьями воспитанников через проектную деятельность.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ публикаций по теме исследования; педагогическое наблюдение; индивидуальные беседы с детьми; наблюдение за детьми в ходе занятий и свободной деятельности; анкетирование и беседа с родителями.
Теоретическая база опыта: изучение и анализ научной литературы по исследуемой проблеме; создание необходимых условий по взаимодействию с семьями воспитанников через проектную деятельность; определение эффективности использования метода проектов при взаимодействии с семьями воспитанников; создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик; ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества; тщательно готовить заключительный этап проекта и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т. п.
Новизна опыта. Научная новизна исследования заключается в изучении на практике эффективности взаимодействия с семьями воспитанников через проектную деятельность.
Теоретическая значимость. Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.
Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы взаимодействию с семьями воспитанников.
Познавательная значимость.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьёй – это установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка. Закон РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».
В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания. Его целью признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Педагоги ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных технологий образовательного процесса.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями.
Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОО решается в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОО, совместная работа по обмену опытом.
Используя метод проектов при взаимодействии с семьями воспитанников я планировала добиться следующихрезультатов:
Дети:
— активно взаимодействуют в процессе совместной деятельности с детьми группы, родителями и педагогом;
— проявляют инициативу в поисковой деятельности;
— положительно оценивают свои возможности, уверены в своих силах.
Педагог:
— повысит уровень профессиональной компетентности в вопросах использования проектной деятельности в воспитании, обучении и развитии дошкольников;
— разработает серию проектов;
— пополнит развивающую среду.
Родители:
— повысят активность своего взаимодействия с педагогами в воспитательно-образовательном процессе.
План реализации образовательного проекта
Длительность работы над проектом 4 года, осуществляется в четыре этапа.
1 этап – подготовительный (сентябрь – ноябрь 2018г.)
Цель: создание условий для проведения эксперимента.
Тематика мероприятия (цель)
Форма проведения
Дата (месяц)
Выявление уровня сформированности представлений о проектной деятельности у родителей
Наблюдение, беседа
Сентябрь
Изучение передового опыты педагогов и психологов по взаимодействию с семьями воспитанников через проектную деятельность
Информация с интернета
Октябрь
Изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме
Изучение и подбор литературы
Октябрь
Разработка методических материалов по взаимодействию с семьями воспитанников через проектную деятельность
Составление конспектов НОД; оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультаций, беседы с родителями и педагогами
Ноябрь
2 этап – практический (декабрь 2018г. – ноябрь 2022г.)
1 блок – работа с детьми
Цель: развитие социальной компетентности ребенка в различных видах познавательной деятельности, интересной и эмоционально-значимой для ребенка; развивать познавательную активность, словотворчество, творческие способности у детей дошкольного возраста на материале близком, доступном и значимом для воспитания и развития.
Тематика мероприятия (цель)
Форма проведения
Дата (месяц)
«Руки мамы, руки папы, мои ручонки»
Выставка
Декабрь 2018г.
«Сказка в гости к нам пришла»
Совместная трудовая деятельность: фигуры из снега
Январь 2019г.
«Папа – наша защита и опора»
Беседа
Февраль 2019г.
«Умелые руки бабушки»
Выставка
Март 2019г.
«Солнышко»
Газета с пожеланиями для пап и мам
Апрель 2019г.
«Семья»
Сюжетно – ролевая игра
Май 2019г.
«Когда у бабушки такое лицо?»
Игровая ситуация
Сентябрь 2019г.
«Осень, осень, в гости просим!»
Развлечение
Октябрь 2019г.
«В гости к бабушке Варварушке»
(цель: актуализировать и дополнять знания детей о животном мире)
Проект
Ноябрь 2019г.
«Что за дерево такое?»
Беседа
Декабрь 2019г.
«Семейное фото»
(цель: познакомить с основными видами рукоделия)
Коллективная работа: рамка для фото
Январь 2020г.
«Самый лучший папа – мой!»
Спортивный праздник
Февраль 2020г.
«Вот она какая, мамочка родная!»
Выставка рисунков
Март 2020г.
«Папина работа»
Сюжетно – ролевая игра
Апрель 2020г.
«Мы рисуем День Победы»
Выставка
Май 2020г.
«Природа родного края!»
Проект
Сентябрь 2020г.
«Почему листья желтеют»
НОД
Октябрь 2020г.
«Играем в театр»
Театрализованная деятельность
Ноябрь 2020г.
«Мое родословное дерево»
Проект
Декабрь 2020г.
«История моей семьи»
Беседа
Январь 2021г.
«День защитника Отечества»
Поздравительная открытка к 23 февраля
Февраль 2021г.
«Модельное агентство. Самая модная мама»
Сюжетно – ролевая игра
Март 2021г.
«Друг за дружку держаться – ничего не бояться»
КВН
Апрель 2021г.
«Пока стучат сердца живых, мы помним подвиг ваш!»
Участие в митинге, посвященному Дню Победы
Май 2021г.
«Сделаем родное село чище!»
Акция
Сентябрь 2021г.
«Чтим родную историю»
Экскурсия в библиотеку, по родному селу
Октябрь 2021г.
«Мое село – моя родная сторона»
Проект, создание альбома о селе
Ноябрь 2021г.
3 этап – коррекционный (декабрь 2021г – апрель 2022г.)
Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы.
4 этап – завершающий (май 2022г.)
Цель: анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.
Тематика мероприятий (цель)
Форма проведения
Дата (месяц)
Динамика взаимодействия с семьями воспитанников до и после проведения мероприятий с использованием метода проектов.
Мониторинг качества взаимодействия с семьями воспитанников через проектную деятельность
Май 2022г.
Эффективность проведенных мероприятий по взаимодействию с семьями воспитанников через проектную деятельность.
Выступление на педагогическом совете о проделанной работе
Май 2022г.
Длительность работы над проектом осуществляется в четыре этапа:
1 этап – аналитико-прогностический (подготовительный):
· Изучение теоретической части развития вопроса;
· Выявление уровня сформированности представлений о методе проектов;
· Разработка диагностического инструментария к материалу;
· Проведение диагностики;
· Создание соответствующей предметно-развивающей среды.
2 этап – практический:
· Работа по взаимодействию с семьями воспитанников через проектную деятельность;
· формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
3 этап – коррекционный:
Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы с детьми.
4 этап – завершающий:
· Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.
· Эффективность проведенных мероприятий по взаимодействию с семьями воспитанников через проектную деятельность.
· Разработка методических рекомендаций.
Участники проекта: дети дошкольного возраста 4-7 лет, родители, педагоги.
Ожидаемый результат –заключается в повышении качества воспитательного процесса, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по взаимодействию с семьями воспитанников через проектную деятельность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика – Синтез, 2010.
2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис – пресс, 2008.
3. Детский сад и семья/ Под ред. Т.А.Марковой. М.: Просвещение, 2-ое изд., 1986.
4. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников образовательных учреждений/ Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 2001.
5. Законодательство РОССИЙСКОЙ Федерации об образовании. Федеральные базовые законы. М.: ИФ «Образование в документах», 2001. 2-ое изд.
6. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.: Школьная Пресса, 2010.
7. Зверева О.Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы. М.: ГПИ, 2003.
8. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.: ТЦ Сфера, 2005.
9. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: Аркти, 2004. – 94с.
10. Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями. // Дошкольное воспитание. 2004. №11. С.57.
11. Соболева М.Н., Савина Н.В. Правовое воспитание в семье и ДОУ.// Управление ДОУ. 2005. №3. С.75.
12. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие. М.: АРКТИ. 2006. С.80. 3-е изд.
13. doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htm
14. fb.ru/article/1524/proektyi-v-detskom-sadu