ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛБНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ
В настоящее время в отечественной педагогике и психологии усилился интерес к проблеме социализации детей с особыми образовательными способностями. Известно, что социальная адаптация ребенка в обществе во многом связана с формированием у него нравственно-этических норм поведения, этической культуры.
Современная педагогика располагает рядом исследований, посвященных изучению различных аспектов формирования культуры поведения с позиций современного этикета у дошкольников, в решении проблем нравственно-этического воспитания. Об этом свидетельствуют ряд исследований, посвященных межличностным отношениям школьников как условию формирования культуры поведения с позиций этикета (А. А. Бодалев), становлению нравственной устойчивости, как личностному образованию старшеклассников, способствующих освоению и применению правил этикета в реальных условиях (В. Э. Чудновский), культуре общения и правилам речевого этикета как необходимого условия делового и личностного общения (Н. И. Формановская) [1; 3; 4].
Психолого-педагогическое изучение детей с особыми образовательными способностями выявило большое количество фактов, свидетельствующих о том, что эти дети иначе, чем их нормально развивающиеся сверстники, воспринимают социальный мир и действуют в нем. Вместе с тем учеными, изучающими процессы социализации дошкольников с ЗПР (Г. М. Дульнев и др.), сделаны выводы о том, что принципиально возможно как интеллектуальное, так и нравственно-этическое развитие детей этой категории, и эти процессы тесно связаны между собой и взаимообусловлены [2]. В связи с этим проблема формирования этической культуры дошкольников с ЗПР, их адекватного включения в социум не теряет своей актуальности.
С целью выяснения уровня сформированности этических знаний и умений у дошкольников с ЗПР нами было проведено экспериментальное исследование, организованное в 2019 году на базе МДОУ «Детский сад №86 комбинированного вида» г. о. Саранск, в котором приняли участие 14 обучающихся группы компенсирующей направленности ЗПР. Исследование включало два этапа. На первом этапе нами использовалось тестирование, выявляющее знания правил этикета в общественных местах и в гостях у дошкольников с ЗПР. Тест, предложенный испытуемым, включал 2 блока вопросов: Блок 1 «Правила культуры поведения на улице и в общественных местах» и Блок 2 «Правила поведения в гостях». На втором этапе нами были предложены практические ситуации, выявляющие знания правил этикета в гостях и степень сформированности этических умений.
На втором этапе нами были предложены практические ситуации, выявляющие знания правил этикета в гостях и степень сформированности этических умений. Ситуации, предлагаемые испытуемым, были взяты из книги шведской писательницы А. Линдгрен «Пеппи Длинный чулок». Ситуация 1 предполагала оценку испытуемыми внешнего вида девочки, ее одежды при походе в гости, выявление несоответствий в одежде и внешнем виде общественным нормам морали и поведения. Ситуация 2 требовала от испытуемых оценки адекватности поведения персонажа в гостиной и объяснения собственного решения. Ситуация 3 предполагала оценку поведения девочки за столом во время обеда. В ситуации 4 испытуемым необходимо было оценить действия Пеппи во время обеда.
Также в рамках исследования было проведено наблюдение за воспитанниками в свободной повседневной деятельности (в играх во время перемен, на прогулке, в общественно полезной деятельности, на воспитательных занятиях). В ходе наблюдения мы заметили, что школьники при общении со взрослыми и сверстниками не используют в этикетной речи вежливые слова и правила культурного поведения, находясь в гостях, на улице, за столом, скорее наоборот, сами создают конфликтные ситуации, из которых не знают выхода. Иначе говоря, в конкретные жизненные ситуации ученики не пытались переносить знания, приобретённые в процессе урочной и внеурочной деятельности.
Полученные в ходе исследования результаты показали отсутствие у дошкольников системных морально-этических представлений, умений применять правила культуры поведения в различных житейских ситуациях, наличие которых, по нашему мнению, создает предпосылки социализации. Лишь 31,6 % дошкольников были более или менее осведомлены о правилах этикета на улице, в общественных местах, гостях при знакомстве, остальные 68,4 % испытуемых не обладали в должной мере нужной и полезной информацией о нормах и правилах культурного поведения, не имели этических представлений и не осознавали предложенные для анализа этикетные ситуации. Проанализировать предложенные практические ситуации, дав адекватную морально-этическую оценку поступку персонажа, смогли 26,3 % умственно отсталых школьников; они показали умение описать действия и поведение персонажа в предложенной этикетной ситуации и аргументировали модель культурного поведения в каждой из предложенных этикетных ситуаций. Частично правильно выполнили задание 42,1 % обучащихся, при этом дав неточный анализ действий персонажа в предложенных ситуациях, допуская ошибки в ответах, не полностью выполняя предложенные задания, недостаточно четко аргументируя модель поведения в каждой из предложенных этикетных ситуаций. Выполнили задание неверно, испытывая значительные затруднения в анализе действий персонажа в предложенных ситуациях, 31,6 % школьников, они допускали многочисленные ошибки в ответах, выполняли малый объем задания, не могли обосновать модель своего поведения в подобных ситуациях.
Результаты исследования показали, что нарушение высших психических функций у обучающихся данной категории не позволяет им в полной мере овладеть морально-этическими представлениями. Даже у дошкольников, удачно справляющихся с предложенными заданиями, наблюдается бедность и ограниченность этических суждений. Большинство из них не понимают причинно-следственных связей между анализом предложенных ситуаций и нормами морали, регламентирующими варианты этического поведения, т. е. дошкольники знают, что нужно говорить вежливые слова и правильно себя вести в обществе, но не понимают, почему нужно поступать именно так, а не иначе. У дошкольников с ООП не сформированы навыки самостоятельного использования морально-этических суждений, что свидетельствует о недостаточной сформированности умения переносить усвоенные навыки в аналогичную ситуацию.
Сравнение результатов первого и второго этапов исследования позволило нам убедиться в том, что количественная и содержательная информированность обучающихся о правилах этикета и освоенность навыков культуры поведения находятся на низком уровне, носят в основном «житейский» характер, а качественный анализ этических суждений свидетельствует об их фрагментарности и бессистемности. В этой связи нам представляется, что традиционная программа не учитывает специфических особенностей дошкольников с ЗПР, не выполняет в должной мере учебно-воспитательной и коррекционной задачи – формирование социального опыта морально-этического поведения, осложняя процесс полноценной социализации обучающихся с ООП. Требуется специально организованная коррекционно-воспитательная работа, направленная на формирование этической культуры у дошкольников с ЗПР.
Низкий первоначальный уровень актуализации знаний в области этики поведения у обучающихся с ООП, по нашему мнению, связан не только со слабой организацией учебной деятельности обучающихся на занятиях, несовершенством содержания самого предмета, но и тем, что в ДОУ не сложилась практика формирования готовности обучающихся к усвоению норм и правил этикета. Мы полагаем, что такое изучение должно проводиться не только во время занятий, но и в вечернее время. Поэтому необходимо организовать кружковую работу, направленную на формирование этических умений у обучающихся с ООП.
Обучающий эксперимент был проведен с сентября по ноябрь 2019 года. Мню была разработана система кружковых занятий, направленных на формирование у дошкольников нравственно-этических представлений об эталонах поведения и общения в различных ситуациях (в общественных местах, в быту, в отношении к противоположному полу), на развитие умений оценивать ситуацию и принимать верное решение в условиях этикетного выбора. Ключевыми темами цикла кружковых занятий стали: «Правила этикета: знакомство», «Культура приветствия», «Культура общения», «Вежливый отказ», «Правила этикета: как вести себя в гостях», «Правила этикета: как вести себя в общественном месте» «Правила этикета: беседа по телефону», «Правила этикета: как вести себя в театре», «Культура поведения в различных ситуациях» и др.
Каждое кружковое занятие было нацелено на реализацию нескольких воспитательных функций: просветительской, ориентирующей, направляющей. Просветительская функция заключается в расширении круга знаний учащихся из этики, эстетики, психологии и др. Ориентирующая функция заключается в формировании у школьников определенных отношений к объектам окружающей действительности, в выработке у них определенной иерархии духовно-нравственных ценностей. Направляющая функция помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни обучающихся, на их поведение, на выбор жизненного пути, на постановку жизненных целей и их реализацию.
Содержания кружковых занятий определялось нами и соответствовало воспитательной программе. При этом я учитывала возрастные особенности и интересы дошкольников, их потребность в общении, стремление к различным играм, желание реализовать свою социальную и творческую активность, привлекая к участию в дискуссиях на морально-этические темы.
Мною использовались различные методы в ходе проведения кружкового занятия: беседа (этическая, нравственная); дискуссии (на заданные темы); игры (путешествия, ролевые); тренинги; экскурсии. В процессе разыгрывания реальных ситуаций школьники учились правильно общаться, у них формировались умения целенаправленной деятельности (умения анализировать, планировать, выполнять конкретные установки); самоконтроль – умения действовать в конкретных обстоятельствах.
Результаты контрольного среза показали, что в ходе кружковых занятий произошли положительные изменения этических представлений и умений. Обучающиеся расширили свой социальный опыт, приобрели определенные знания и умения в сфере культуры поведения. В процессе обучающего эксперимента дошкольники усвоили определенные нормы и правила, принятые в обществе. Данные, полученные по окончании опытного обучения, показали, что специально организованная система кружковых занятий, направленная на развитие этических знаний, умений и навыков культурного поведения может быть успешно использована для формирования этического поведения у Обучающихся с ООП. Обучение, направленное на постепенное формирование у дошкольников с ЗПР знаний, умений и навыков, важных для социальной адаптации, позволило дать им определенный круг этических сведений и знаний в сфере культуры поведения, а также выработать соответствующие умения и навыки, необходимые для жизни в обществе.