Использование проектной деятельности для формирования толерантности у детей дошкольного возраста.
Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем.
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность.
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в своей работе мы стремимся сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.
На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста.
Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.
Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы воспитатели, должны довести до сознания детей то, что все люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников. Это и подвижные игры разных народов, игры-занятия, сюжетно-ролевые игры, праздники. Но именно проектная деятельность позволяет организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей старшего дошкольного возраста и разработать систему мероприятий с родителями и педагогами ДОУ в данном направлении, помогает обогатить и пополнить среду, которая способствует освоению навыков толерантного отношения к представителям различных национальностей и культур. Проекты помогают совместить все виды детской деятельности, объединить их одной темой и привлечь к реализации проектов родителей. Ведь проектная деятельность способствует воспитанию:
значимых общечеловеческих ценностей ( социальное партнерство, толерантность, диалог);
чувства ответственности, самодисциплины
Проектная деятельность способствует развитию:
самоорганизации;
исследовательских и творческих способностей личности;
повышению личной уверенности;
развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;
обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;
развивает исследовательские умения;
Это могут быть творческие проекты, ролево-игровые, информационные и практико-ориентированные, краткосрочные и долгосрочные. Главное вовлечь детей, чтобы они не были только слушателями и зрителями, ведь как гласит китайская пословица: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму».
В этом учебном году в нашем ДОУ был разработан проект по формированию толерантности детей старшего дошкольного возраста «Дружная планета!». Цикл проводимых мероприятий позволил нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в нашей республике, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
В рамках этого проекта дети знакомились со сказками разных народов, играли в народные игры, совместно с воспитателями и родителями изготовили куклу в народном костюме. В течение данного этапа проходила организация выставки детских рисунков « «Дружат дети всей Земли», проводилась презентация мордовского костюма, был сделан народный календарь.
Результатом данного проекта хотелось бы видеть
Повышение педагогической компетентности воспитателей.
Повышение правовой и педагогической культуры родителей (рекомендации по воспитанию толерантности).
Укрепление отношений сотрудничества между педагогами и родителями воспитанников.