Музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в ДОО. Детские музыкальные инструменты для

Уланова Виктория Викторовна,

музыкальный руководитель

 

Музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в ДОО. Детские музыкальные инструменты для проведения занятий с детьми дошкольного возраста.

 

Аннотация: В статье освещены вопросы, раскрывающие назначение, цели и организацию музыкальной развивающей предметно-пространственной среды в ДОО. Представлены материалы по созданию условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач при работе с детьми дошкольного возраста  с ориентиром на творческий и личностный потенциал каждого ребёнка средствами игры и музыки.

 

Развивающая предметно-пространственная среда составляет часть образовательной среды, которая представлена специально организованным пространством. Это могут быть как помещение или участок, так и материалы, оборудование, инвентарь для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Для реализации целей и задач музыкального воспитания необходимо выполнить главное условие — создание развивающей музыкальной среды в ДОУ. Среда – это «жизненное» пространство, окружающее ребёнка в детском саду, способствующее раскрытию его потенциала и позволяющее педагогу наиболее эффективно организовать педагогический процесс.

Руководствуясь современными принципами, музыкальная развивающая среда должна отвечать требованиям свободы, доступности, открытости и многообразия. Так как самое важное здесь — это непосредственная личная причастность ребёнка к процессу переживания музыки в своём опыте.

Первое, что обеспечит создание творческой музыкально насыщенной среды, станут детские музыкальные инструменты. Это – ничем не заменимое оборудование, без него невозможно работать в соответствии с современными требованиями ФГОС. Только инструменты создают ту притягательную, музыкально-творческую среду, которая помогает детям стать музыкантами и позволяет исследовать музыку на собственном опыте. Именно здесь они могут проявлять свою инициативу, быть «сочинителями», «открывателями» новых возможностей. 

Инструменты должны быть простыми и доступными для освоения способов звукоизвлечения ребёнком. Разнообразные шумовые, а также некоторые звуковысотные инструменты (ксилофоны и металлофоны) будут способствовать развитию у детей звуковысотного, ладового и гармонического слуха.

Чтобы у ребёнка возник интерес к инструменту и желание взять его в руки, он должен быть внешне привлекателен, эстетичен. Что может ещё привлечь ребёнка? Конечно то, что он может сам, без чьей-либо помощи, извлекать из него звуки. Главными факторами педагогического успеха в работе с инструментами – это лёгкость самостоятельных действий, возможность игровых, творческих манипуляций. Необходимо наличие разнообразных шумовых и ударных инструментов, среди которых: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и тон-блоки,  маракасы, ручные барабаны и бонго, и многие другие их разновидности.

Такое разнообразие ярких, необычных музыкальных инструментов побуждает детей «творить чудеса», используя для этого звуки.

Исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: деревянные кубики и мебель, «посудный оркестр» на кухне, пищалки и свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, крупой, куда можно запустить руку и слушать чудесные шорох. Детям подобные звуки доставляют наслаждение, и они безотчётно стремятся ко всем предметам, из которых самостоятельно могут извлечь звуки.

Нельзя обойти стороной и наличие танцевально-игровой атрибутики – различных по цвету и размеру ленточек, султанчиков, платочков и шарфиков, искусственных цветов, веночков, листиков, веточек, корзиночек и др.  Они являются важным элементом развивающей музыкальной среды. Чтобы создать свой музыкальный образ, дети должны иметь возможность свободно выбирать атрибуты, соотнося музыкальный образ и выразительные свойства предмета.

Для, организации различных музыкально-дидактических игр, обыгрывания песен, театрализации необходимо наличие разнообразных детских и театральных игрушек: персонажей известных сказок, мультфильмов, кукол, зверушек,   и др.

Понятие «музыкально-насыщенная среда» довольно вместительное и включает в себя не только разнообразные инструменты и дидактические материалы, но и музыку, которая звучит для детей.

Всё чаще педагоги-музыканты используют фонограммы различных музыкальных произведений для слушания музыки и музыкально-ритмических движений, отдавая преимущество популярной музыке. Одно из важнейших требований – это подбор художественных музыкальных произведений и качество воспроизведения музыки.

Развивать музыкальный кругозор детей необходимо через их знакомство с лучшими образцами музыки: от детского фольклора народов мира и классической музыки до музыки современных композиторов разных жанров и стилей.

Важную роль в обогащении музыкально-слухового опыта детей играет детский игровой фольклор: потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, заклички, приговорки, игровые песенные припевы, хороводы, а также богатейший раздел древних календарных песен.

Педагогу необходимо целенаправленно собирать музыку мировой музыкальной культуры во всём её многообразии – дети обязательно должны её слышать и использовать в своей музыкально-игровой деятельности.

Подводя итог вышесказанному, сделаем вывод, что возможность и активность музыкально-творческих действий детей зависит от среды, в которой происходит развитие и обучение. Обеспечив открытость пространства взаимодействию и свободному поиску, мы способствуем успешному творческому процессу.

 

Литература

1.                Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

2.                Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Тутти: Программа музыкального воспитания детей  дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: Аничков мост, 2016. – 144 с.

3.                Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. – Питер, 2012. – 464с.

 

495
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!