Взаимодействие воспитателя с родителями

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Дошкольные образовательные учреждения  предполагают тесное взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей. В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому воздействию детского сада и семьи.                                                                                                                                                   

В статье № 18 Закона РФ «Об образовании  говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается, что семья дает ребенку главное — то, что не может дать никакой другой социальный институт — интимно — личностную связь и  изначальное единство с родными.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных воспитательных отношений семьи и образовательных учреждений, которые определяются сотрудничеством, взаимодействием и доверительностью. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития и воспитания ребенка.

Детский сад должен осуществлять интеграцию общественного и семейного воспитания дошкольников с разными категориями родителей: семьями своих воспитанников; семьями социума, имеющими детей дошкольного возраста не посещающих дошкольные учреждения; с будущими родителями.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и Уставом детского сада одной из основных задач дошкольного учреждения является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Данное взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:

1.изучение потребностей родителей на образовательные услуги для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации;

2.формирование у родителей установки на активное сотрудничество с педагогами;

3.просвещение родителей с целью повышения правовой педагогической культуры.

Определение цели, задач воспитательно — образовательного процесса и дальнейшее планирование работы в дошкольном учреждении осуществляет в соответствии со следующими приоритетными  направлениями, реализуемыми в ДОУ:    

— физкультурно-оздоровительная работа;

— развитие умственных и творческих способностей;

— художественно – эстетическое развитие детей;

— повышение социальной компетентности дошкольников.

Здоровье детей зависит не толь от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития  здравоохранения, образования, социально – экономической и экологической ситуации в стране. Родители, пренебрежительно относящиеся к своему здоровью, не могут сформировать правильного отношения к здоровью у своего ребенка

С этой позиции в центре работы по полноценному развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка.

Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.

Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно – оздоровительной работы ДОУ, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего пребывания ребенка в детском саду.

Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье, на основе учета их интересов и особенностей.

Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.

В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей включает:

1. Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья детей и их психомоторного развития;

2. Участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;

3. Целенаправленное просвещение (гигиенические условия, рациональный режим, сбалансированное питание, закаливание, оптимальный воздушный и температурный режим и т.д.);

4. Обучение конкретным приемам и методам оздоровления;

5. Ознакомление с лечебно – профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления (фитотерапия, аромотерапия, точечный массаж).

Для реализации этих задач широко используются такие формы работы как:

1. Информация в родительских уголках, в папках – передвижках;

2. Консультации;

3. Родительские собрания, общие собрания ДОУ;

4. Устные журналы и дискуссии, с участием медиков, психолога, специалиста по физическому воспитанию, а так же родителей с опытом семейного воспитания;

5. Семинары – практикумы;

6. Деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций, видеосъемкой;

7. «открытые дни» для родителей;

8. Совместные физкультурные праздники и развлечения.

Прежде чем начать совместную работу необходимо знать о семье:

-социологическая характеристика семьи;

-жилищные условия;

-психолого – педагогическая компетентность по данному вопросу;

-изучить удовлетворенность родителей работой ДОУ по оздоровлению;

-выявить образовательные потребности родителей по физ. воспитанию;

-определить уровень включенности родителей в совместную работу;

-выявить особенности физ. воспитания в семье.

Самой эффективной формой работы с семьей по данному вопросу являются занятия в семейных клубах, позволяющие осуществлять полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому здоровью ребенка через родителей, которые досконально знакомы с проблемами здоровья своего ребенка. Занятия могут быть как теоретическими, так и практическими. Важно чередовать виды деятельности на таких занятиях, чтобы поддерживать постоянный интерес  и заинтересованность родителей в положительном результате физкультурно – оздоровительной работы.

Работа воспитателя с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей может осуществляться в три этапа:

1) анкетирование и тестовые рисунки;

2) практические мероприятия (конкурсы, проекты на спортивную тематику, праздники и развлечения, семейные журналы и т.д.);

3) тестовый рисунок.

На первом этапе проводится анкетирование родителей по выявлению потребности в оздоровительных услугах для детей. Как правило, большинство родителей считают, что детям необходимы оздоровительные услуги. Важность семейных традиций в физическом воспитании подтверждают одна треть родителей, другие считают, что это дело специалистов, профессионалов. Так же детям и родителям предлагается нарисовать (тестовый) рисунок на тему: «Мой выходной день». Чаще всего на таких рисунках дети изображают совместные занятия с родителями: чтение книг, прогулки, рисование, просмотр телевизора и т.д. Изображение совместных занятий спортом встречается крайне редко.

На втором этапе, с целью приобщения детей к социальному опыту своей семьи в области поддержания здоровья проводится ряд мероприятий.

На заключительном, третьем этапе, вновь предлагается нарисовать «Мой выходной день!». Чаще всего, у тех  семей, которые активно участвовали в мероприятиях организованных детским садом, по приобщению детей к здоровому образу жизни, на рисунках появляются: члены семей в спортивных костюмах, спортивный инвентарь (мячи, скакалки, ракетки …), совместные игры, здоровый отдых на природе, походы на спортивные состязания.

Родители начинают обращать активное внимание на здоровье собственных детей, на формирование правильных привычек с детства и интереса к физической культуре.

С детства человек включается в уникальную интегративную структуру – духовную культуру, которая формирует личность каждого независимо от того, насколько он сам влияет на нее. И вместе с тем духовная культура является достоянием любого члена общества.

Ребенок с рождения окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизации как совокупности материальных ценностей и представлений социально – эстетического идеала.

Искусство – важнейший компонент духовной культуры. Оно включает в себя многие виды – литературу, живопись, музыку, театр и т.д.

В художественно – творческой деятельности детей эти виды искусства необходимо максимально синтезировать, чтобы создать у ребят целостную картину мира в его материальном и духовном единстве.

Процесс и результат художественно – творческой деятельности становится не столько целью, сколько способом познания мира и средством как глубокого эмоционального выражения чувств самого ребенка, так и постижения замыслов изучаемых им авторов различных художественных произведений. При этом художественно – творческая деятельность ребенка содержит все этапы познания, присущие взрослому: созерцание, размышление и практическая реализация идеи.

Общение с искусством воспитывает эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, сопоставляя его с идеалом того или иного художника, композитора, писателя, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов. Оно способствует совершенствованию чувств, очеловечиванию различных явлений жизни и природы.

Именно поэтому задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке.

Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет его проявление по отношению к художественным ценностям мировой культуры, тем более развитым будет эстетическое сознание человека, что непременно скажется на расширении сферы  его духовных потребностей.

Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного,  умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, а «прекрасное пробуждает доброе».

Воспринимая музыку, ребенок глубже чувствует  и осознает  окружающее. Оно будит его мысль и чувства, развивает творческую фантазию, формирует художественный вкус.

Но музыка – действенно средство воспитания лишь тогда, когда она осознанно воспринимается ребенком, когда он чувствует ее настроение.

Семья должна помочь детям полюбить музыку, понять ее. К сожалению, многие родители считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению к одаренным детям или детям, у которых есть музыкальные способности, а если ребенок не испытывает интерес а к музыке, то и приобщать его к ней совсем необязательно.

Родителям нужно помнить, что невосприимчивых к музыке детей – нет.  Каждый нормальный, здоровый ребенок всегда эмоционально реагирует на музыку. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребенка. «Моцартом может быть только Моцарт …. Но Моцарт  может быть в каждом!»

Как воспитывать музыкальное восприятие у ребенка в семье? Как пробудить у детей интерес к музыке, умение не только слушать ее, но и слышать? Прежде всего, необходимо создать такие условия, при которых наилучшим образом будет формироваться художественный вкус ребенка.

Нельзя забывать и личном примере  взрослых, который выражается в собственном отношении к музыке. Если после концерта мама или папа увлеченно говорит прослушанное произведение – одно из лучших, то и ребенок начинает задумываться о том, понравилось ему или нет, а главное почему.  Чем раньше ребенка начинают приобщать к музыке,  тем успешнее идет его развитие в целом.

Родители должны постоянно интересовать, чем ребенок занимается на музыкальных занятиях: какие песни поет, какую слушает музыку. Интерес родителей к занятиям ребенка тем самым  поддерживает стойкий интерес и у самого ребенка к музыкальным занятиям, желанию музицировать. Дети, чьи родители знают детский репертуар (по информации в родительских уголках) чаще поют дома, двигаются под танцевальную или просто лирическую музыку, эти дети более коммуникабельны, раскрепощены, музыкальны.

Конечно,  у родителей могут быть свой музыкальный вкус, который формировался под воздействием социума, но нельзя ограничивать собственного ребенка. Важно иметь дома в своей фонотеке музыкальные произведения разных жанров, возможно, самые известные, которые более понятны и интересны большинству. У ребенка должен быть выбор и возможность формировать свой собственный музыкальный вкус.  Если таких произведений дома нет, то родители могут обращать внимание ребенка на концерты, которые транслируются по телевидению. Это не только серьезная классическая, русская народная музыка. Есть концертные произведения для маленьких: музыкальные сказки, оперно – балетные утренники (для детей и с участием детей).  

Дети дошкольного возраста, вместе с родителями, могут посещать театр. В это возрасте они уже вполне готовы к восприятию детских спектаклей: оперы, балета, мюзикла. При этом важно, чтобы родители: высказывались  свои впечатления об увиденном;  интересовались мнением ребенка; поясняли сюжет спектакля; обсуждали выразительные  средства, с помощью которых артисты передали образы.

Для самостоятельных занятий музыкой дома нужно создавать условия, при которых ребенок имеет возможность проявить свои музыкальные способности. Это могут быть детские музыкальные игрушки, музыкальные инструменты (барабан, металлофон, бубен). Нужно поощрять самостоятельные занятия музыкой ребенка (даже если оно не очень удачное и раздражат слух). Если ребенок издает резкие, громкие звуки, объяснить, что это отрицательно влияет на слух, снижаю его чувствительность и восприимчивость. Взрослый может показать, как правильно держать инструмент, как и какие звуки  должен извлекать музыкальный инструмент, чтобы было красиво и нравилось окружающим.

Если ребенок поет, то поддержать его (петь можно не зная слов, только мелодию). Голосовой аппарат у ребенка только формируется, связки слабые и хрупкие, гортань нежная. Но спокойное (не надрывное, громкое) пение развивает связки, учит владеть тембром и силой голоса .

Русские люди всегда славились своей музыкальной восприимчивостью (не зависимо от сословия). Кто — то играл на гармони, свирели, пел задушевные  или залихватские песни, а кто — то приглашал для своих детей музыкантов и репетиторов. Праздник или выезд в оперу всегда был событие. Люди заранее готовились «душой и телом».

Дети приходят в этот мир «чистыми». Они в праве требовать от нас открытия для них нового и неизведанного. Мы – окружающие их взрослые заполняем их духовностью, нравственностью, формируем детскую  личность.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а так же на его деятельности в различных ее формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной.  К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс успешного обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислалии.

Родители, сталкиваясь с трудностями в обучении, начинают задавать бесчисленные вопросы о причинах плохой успеваемости ребенка по русскому языку. Поэтому взаимодействие педагогов детского сада и родителей – необходимое условие полноценного, а главное своевременного, речевого развития или коррекция речевого развития, если есть нарушения (и они вовремя выявлены). Начинать работу над речью ребенка надо с раннего детства и, особенно, когда ребенок приходит в детский сад и у родителей есть возможность сравнить речь своего ребенка с речью его сверстников. Воспитатели и специалисты учреждения всегда могут дать грамотную консультацию и советы по речевому развитию.

Для правильной оценки речевых способностей ребенка и дальнейшего плодотворного взаимодействия с педагогами детского сада необходимо учесть следующие моменты:

— Следует реально  оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.

— Если ли родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо боятся обращаться за консультаций к специалистам. Не надо ждать,  когда закончится процесс развития речи ребенка (5-6 лет), — необходимо оказать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя таким образом предупреждению возможных расстройств речи.

— Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи сложный процесс, в котором освоение письменной формой является лишь составной частью.

Содержание и формы работы с семьей в ДОУ отличаются разнообразием и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность  в знаниях. И задача каждого педагогического коллектива — уметь быть чуткими к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.

Работа с коллективом обязательно проходит четыре стадии:

1. подготовка (мотивация);

2. осознание (когнитивная);

3. переоценка (аффективная);

4. действие (поведенческая).

Как и всякий жизненный неуспех, неудачи в освоении знаниями носят людям серьезную психологическую травму. Учеба должна давать удовлетворение. Вносить благотворные перемены в жизнь, облегчить ее.

Основными направлениями взаимодействиями с семьями являются:

-изучение потребностей родителей в образовательных услугах для определения перспектив развития ДОУ, содержания работы и форм её организации (анкетирование, социологические исследования, опросы с привлечением районных организаций);

-просвещение родителей с целью повышения правовой и педагогической культуры.  

Для эффективного взаимодействия педагога с семьями недостаточно только диагностики и желания сотрудничать. Необходимы современные знания о семье, причем эти знания должны стать достоянием каждого сотрудника детского сада и родителей, они должны стать основой для профессионального взаимодействия.

Повышение педагогической культуры осуществляется по следующим направлениям:

1.      изучение законов развития ребенка (особенностей его физического и психического развития на разных возрастных этапах);

2.      знакомство с современными системами семейного воспитания;

3.      пропаганда здорового образа жизни;

4.      содействие в приобщении детей  к культурным и духовным ценностям.

В работе с родителями удачно себя зарекомендовали такие формы, как:

-семейные и межсемейные проекты;

-устные журналы;

-тренинги по запросам родителей;

-совместные вернисажи;

-мастер — классы;

-клубы по интересам;

-библиотека компьютерных игр;

-совместное творчество родителей, детей и специалистов;

-аукционы.

Наиболее приемлемые формы взаимодействия ДОУ с семьями являются игровые формы, организация клубов, в частности дискуссионных. Лекционная форма родителями не воспринимается.  

Предлагаемая родителям совместная проектная деятельность направлена на интенсификацию работы с семьей на основе двустороннего воздействия: ДОУ на семью и семьи на ДОУ.

Проблема существующих форм воздействия состоит в их чрезмерной регламентированности со стороны детского сада. Поэтому пересмотр информационной политики ДОУ должен происходить в сторону увеличения доли участия семьи в образовательном процессе и усиления субъективной позиции родителей в управлении этим процессом.  (Приложение 4).

При взаимодействии с семьями воспитанников основной целью должно стать педагогическое просвещение родителей и вовлечение их в образовательно — воспитательный процесс.

При выборе форм работы с родителями необходимо учитывать тип семьи, сущностные характеристики (проблемная, зрелая, традиционная), а также образ жизни. Удачно зарекомендовали себя такие формы, как семейные проекты разной направленности, устные журналы, родительские гостиные, совместные вернисажи, мастер — классы, клубы по интересам, различные акции. Одной из конструктивных форм  взаимодействия, с целью развития  воспитательного потенциала семьи, является семейный театр, объединяющий родителей и детьми при поддержки педагогов. Итог работы — семейные театральные постановки.

Одно из важных направлений сотрудничества — предупреждение нарушений прав ребёнка в семье. С этой целью можно организовать работу клубов «Семейный очаг», «Остров безопасности», «Молодая семья». Работа клубов направлена на комплексное решение целей и задач по личностному и художественно — эстетическому развитию воспитанников, повышению правовой культуры родителей. Для повышения ответственности семьи и формирования осознанного  отношения к воспитанию детей, родителей знакомят с Конституцией РФ в части прав и обязанностей родителей и детей, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Семейном кодексом РФ (ст.63), Законом РФ «Об образовании».

После изучения запросов населения и возможностей ДОУ организуется работа в рамках района: проводятся праздники, выставки, конкурсы, акции, клубы выходного дня. Это способствует художественно — эстетическому развитию детей и их родителей, а также позволяет привлечь к работе заинтересованные организации.

Высшем уровнем, из приведенных показателей, — является включенность родителей в планировании воспитательной работы ДОУ. Эффективность сотрудничества обусловлена: положительной установкой сторон на совместную работу, осознанием её целей и личностной заинтересованностью; совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей; свободой выбора участников деятельности; позицией администрации, способствующей реализации и самовыражению педагогов и родителей.  

Для устранения негативных сторон взаимодействия ДОУ с семьей можно использовать различные формы работы с педагогами: семинары, тренинги, круглые столы и т.д.,  чтобы повысить уровень профессионального мастерства педагогического состава.

Для создания оптимального взаимодействия педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяли друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, чувствовать его компетентность в вопросах воспитания и ценить личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость).

При условии  высоких: профессионального уровня педагогов и научного потенциала сотрудников — работа с семьями дошкольников в социуме осуществляется по следующим направлениям:

— рекламная и маркетинговая деятельность;

— реализация программы «Предшкольная пора»;

— психолого — педагогическое консультирование и коррекционная помощь детям;

— реализация обеспечения преемственности между детским садом  и школами на основе договора, которое предполагает не только традиционные формы взаимоотношений, но и создание единой психологической службы: психологическое сопровождение ребенка до окончания школы; учет рекомендаций психологической службы при выборе программ обучения в школе.

 

633
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!