«Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Мастер-класс

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике
про ведения опытов и экспериментов с дошкольниками.

Задачи:

Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в

области опытно-экспериментальной деятельности.

Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.

Повысить уровень мастерства педагогов.

Создание положительного эмоционального климата у педагогов.

Методы и приемы:

Репродуктивный, практический.

Оборудование: сосуды с чистой и подкрашенной водой, стаканчики с прозрачной и цветной водой, стеклянные банки с водой, пластиковые контейнеры, пластиковые трубочки, пластилин, прищепки, банка, вода,
растительное масло, пуховые птичьи перья, пинцеты, ложки, моющее средство.

Предварительная работа:

Подготовка оборудования, обработка специальной литературы по данной
теме.

I часть

Детство — это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость. Существенную роль в этом направлении играет поисково- познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно- экспериментальных действий.

Детское экспериментирование — замечательное средство интеллектуального развития дошкольников. Процесс познания творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

В нашем детском саду развитию любознательности дошкольников, их интереса способствуют занятия, экскурсии. Для этого есть различный природный материал, специальное оборудование: различные емкости, песочные часы, лупы, микроскоп, бросовые и упаковочные материалы, палочки, трубочки. Все это используется для проведения опытно-экспериментальной работы по изучению свойств песка, глины, почвы, воды, воздуха.

В процессе игр — экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Опыты способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, последовательность.

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает

детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о

его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а
экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим
возрастным особенностям.

Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует
потребность в новых впечатлениях. Эти новые впечатления
дети получают в ходе непосредственно образовательной деятельности, наблюдений на территории детского сада, а также в ходе
экскурсий.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность
удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя
учёным, исследователем, первооткрывателем. И сегодня я тоже хочу с вами
поэкспериментировать. Мы поговорим о воде.

II. Практическая часть.

Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила
поведения в лаборатории:

Не шуметь — этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с

посудой.

Слушать воспитателя.

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод.

Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим (педагоги проходят к
рабочим местам, на столах колбы, вода, сахар,
стаканы с чистой и окрашенной водой, перья)

Исследования

«Пизанская башня

Материал: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.

Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода

поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на

башню!). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой — башня рухнет.

Что происходит: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне.

«Плавающее перо»

Ребята, я знаю, вы все с родителями гуляли в парках. Вам там понравилось? А видели вы водоплавающих птиц? Каких? Верно, в парках много уток. А вы не заметили, в какой воде они плавали, она была чистой или загрязненной? Давайте с вами проделаем опыт и выясним, как уточкам плавают в наших парках. Для этого нам понадобится миска с водой. В нее мы добавим немного синей краски и аккуратно пинцетом опустим перо. Засекаем минуты на песочных часах. Теперь достанем наше перо и осторожно проведем по нему ватным шариком. Посмотрим на шарик. Положим перо на бумажное полотенце. Теперь добавим в воду две столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды. Осторожно размешаем, чтобы не было пузырьков. Аккуратно опустим на поверхность воды второе перо. Через одну минуту достанем перо и осторожно проведем по нему ватным шариком. Посмотрим на шарик. Положим перо на бумажное полотенце.

Что произошло с нашими перьями? Они одинаковые или нет? Чем отличаются друг от друга? Как вы думаете, почему это случилось? Что это может означать?

Результат: Плавать будут оба пера, но в мыльной воде перо пропустит воду — на ватном шарике увидим голубой цвет.

Объяснение: Чтобы понять, что произошло, надо внимательнее взглянуть на строение пера. Здесь раздаем детям увеличительные стекла, лупы. «Ствол» пера, который прикрепляется к телу птицы, называется остью пера. От ости отходят тонкие перьевые лепестки, которые плотно сцеплены друг с другом крошечными крючочками и образуют сплошную поверхность. При добавлении моющего средства поверхностное натяжение воды уменьшается, и она может проникнуть между крючочками. Кроме того, мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде «тяжелой», медленнее двигается и быстрее устает. От загрязненной мылом воды страдают не только гуси, утки и другие водоплавающие птицы, но и водоплавающие млекопитающие — выдры, бобры и другие.

«Нефтяная речка»

Цель: помочь детям увидеть, насколько сложно удалить нефтяную пленку с поверхности воды.

Материал: пластиковые контейнеры, пластиковая трубочка, пластилин, прищепка, банка, вода, растительное масло.

Подготовительная работа: в нижней части пластмассового контейнера
проделайте отверстие по диаметру трубочки, вставьте в него трубочку и
закрепите пластилином. Свободный конец трубочки закрепите прищепкой.

Ход эксперимента:

Нальем в контейнер воды — это речка. Затем добавить масла, чтобы
образовалась хорошо заметная пленка — «нефть из танкера».

Что будет, если закрыть аквариум с рыбками полиэтиленовой пленкой?

Рыбки погибнут, т.к. пленка не пропускает воздух и рыбам нечем дышать.
Вот и нефтяная пленка не пропускает воздух, гибнут рыбы и другие
обитатели водоемов.

Снимите прищепку с трубки и слейте воду в подставленную банку, когда
появится масленый слой, зажмите трубочку прищепкой. В результате в банке
будет чистая вода, а масло останется в контейнере.

Можно ли также слить речку? Сколько человек и времени нужно для очистки
воды? Смогут ли рыбы обходиться все это время без воздуха?

Вывод. Разлив нефти представляет серьезную опасность для живой природы.

«Птицы и нефть»

Цель эксперимента: помочь детям понять, как загрязнение водоемов нефтью
влияет на водоплавающих птиц.

Материал: пуховые птичьи перья, любое жидкое масло (растительное)

Ход:

Подбросим перышко и проследим за его полетом. Обмокнем перышко в
растительное масло (избытки масла снять) и еще раз подбросим вверх.
Обратить внимание, как оно быстро «камнем» падает вниз.

Строение перьев позволяет птицам летать «отталкивая» крыльями воздух
вниз, сами же они при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица
(утка, чайка, гагара) садятся на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья
загрязняются. Они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух, а
значит, птица не может взлететь и становится легкой добычей хищников.

Вывод: Опытно — экспериментальная деятельность позволяет объединить все
виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и
пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные
способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню,
дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда
ребенок слышит, видит и делает сам.

271
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!