Использование мини-музея в воспитании у детей интереса к татарской народной культуре

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка — детский сад №56 «Сказка» города Димитровграда Ульяновской области»

Педагогический проект

«Использование мини-музея в воспитании у детей интереса к татарской народной культуре».

(долгосрочный)

Участники проекта: дети старшей группы «А»,

педагоги и родители.

Авторы проекта: Хачатурян И.Р.

Климина Н.Ю.

Содержание проекта:

1.Введение.

2.Актуальность проекта.

3. Цель и задачи проекта.

4.Интеграция образовательных областей.

5.Вид проекта.

6.Формы реализации проекта.

7.Участники проекта.

8.Методические принципы построения проекта.

9.Содержание работы.

10.Этапы реализации проекта.

11. Тематический план.

12. Продукты проекта.

13. Ожидаемые результаты.

14.Перспектива проекта.

15.Литература.

Введение.

Интеграция личности в национальную и мировую культуру, воспитание культуры межнациональных отношений – это социально значимые задачи. Поэтому проблема воспитания уважения к иным культурам, пробуждения интереса и терпимости к ним, преодоления чувства раздражения от непохожести «чужих» культур является актуальной. Формирование этих важнейших качеств происходит в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений.

Актуальность.

Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. В настоящее время не менее важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов.

Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. В традиционной культуре любого народа следует выделить компоненты наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи. Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств.

Димитровград является многонациональным городом. В нем представлено множество национальностей. Национальные диаспоры нашего города внесли большой вклад в его развитие и на сегодняшний день глубоко интегрированы во все сферы жизни города. Судьбы представителей многих народов тесно связаны с городом с первых дней его строительства.

Население многонационального Димитровграда на 2019 год составляет 122 549человек. По национальному составу население округа составляют русские, татары, мордва, украинцы, чуваши, армяне, азербайджанцы и другие национальности.

При изучении национального состава воспитанников нашей группы были получены следующие результаты: русские –12 чел., армяне – 1 чел., татары –10 чел., чуваши – 1 чел.

Основнаяцель проекта вызвать у ребят искренний интерес к культуре и традициям татарского народа, воспитание в детях патриотизма, толерантности, гуманности по отношению к другим культурам. Формировать чувства уважительного и доброжелательного отношения к людям разных национальностей, их традициям и показать единства культур разных народов.

Задачи:

1.Создать условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры татарского народа.

2.Прививать интерес к духовной культуре татарского народа, через обычаи, обряды, праздники народное творчество, искусство;

3.Обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини — музея;

4.Формировать толерантное отношение к культурным традициям народов Поволжья.

5.Развивать у детей чувство причастности к традициям и бытовой культуре татарского народа.

Интеграция образовательных областей.

Социально-коммуникативное развитие:

Знакомство с историей и культурой татарского народа. Развивать интерес к его быту, народным промыслам. Толерантное отношение друг к другу. Формировать желание участвовать в совместных играх и праздниках. Формировать такие качества как, толерантность, коммуникабельность, дружелюбие, сочувствие. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми разных национальностей, умение контактировать и общаться, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры.

Познавательное развитие:

Дать элементарные знания о жизни, символике, играх и традициях татарского народа. Расширять представление детей о многообразии окружающего мира.

Речевое развитие:

Продолжать совершенствовать речь как средство общения. Обогащение и активизация словаря, развитие связной и грамматической речи, работа над интонационной выразительностью речи. Познакомить с многообразием языков народов Поволжья, через художественную литературу.

Художественно-эстетическое развитие:

Знакомить с песнями, танцами, играми и музыкой татарского народа. Развитие творческого воображения при выполнении творческих заданий на занятиях, при оформлении выставок. Формировать интерес к народному искусству.

Физическое развитие:

Развитие физических навыков и качеств при разучивании танцев, народных игр.

Вид проекта: по продолжительности — долгосрочный,

по доминирующему методу — исследовательско-творческий, познавательный,

по числу участников – комбинированный, групповой,

по предметным областям знаний – межпредметный.

Формы реализации проекта:

познавательно-игровые занятия;

занятия-экскурсии;

беседы,

продуктивная деятельность.

Участниками проекта являются: воспитатели, детистаршей «А» группы, родители.

Проект построен на основе главных методических принципов:

учет возрастных особенностей детей,

доступность материала,

постепенность его усложнения.

Содержание работы.

В основу содержания легли:

– работа с воспитанниками,

– работа с семьями воспитанников ДОУ.

Работа с воспитанниками ДОУ:

Важным условием для успешности реализации проекта — является подбор оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приемов психолого-педагогического воздействия, использование инновационных технологий, межнационального, регионального компонента.

В связи этим особую важность приобретает формирование навыков успешного социального развития через следующие основные виды активной деятельности ребенка:

Этнокультурная осведомлённость — это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью.

С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомленности.
Успех формирования этнокультурной осведомлённости зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение при выборе форм организации данного процесса следует отдавать тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и умения самореализации, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс. К таким формам относятся:

Игровая деятельность. Освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно-ролевые игры, театральную деятельность, дидактические, подвижные, музыкальные игры.

Беседы. Представляется важным использовать беседы не только в качестве словесного метода обучения во время занятия, но и самостоятельной формы работы с детьми.

Видеопросмотры — позволяют создать у детей динамические наглядные образы из жизни и деятельности разных народов, расширить кругозор.

Развлечения и праздники с этнокультурной тематикой. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.

Фольклорные концерты и театрализованные представления. Именно в концертно-театральной деятельности находят своё отражение быт, искусство и культура народов края.

Издание тематических групповых газет и плакатов.

Экскурсии. Экскурсии, посещение выставок, музеев, культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров, об особенностях уклада жизни, культуры народов.

Основные формы работы с родителями воспитанников ДОУ.

Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной и толерантной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность.
Использование потенциала семьи осуществляется путём:

Беседы, консультации.

Участие родителей в выставках семейного творчества.

Участие родителей в творческих конкурсах на уровнях: ДОУ, региона, края, РФ и международном.

Устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций.

Предоставления родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье или привезённых из путешествий, для демонстрации на тематических выставках в детском саду.

Проведения совместных прогулок и экскурсий.

Участия родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой.

В структуре проекта мы выделили три этапа.

I. Подготовительный этап.

Посещение городского музея с детьми.

Изучение литературы по музейной педагогике.

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Разработка модели мини-музея.

II. Практический этап (этап реализации проекта).

Мозговой штурм. Придумывание названия музея.

Разработка паспорта музея.

Создание экспозиций в мини-музее.

Разработка плана работы мини-музея.

В мини-музее организуются:

— Тематические выставки, выставки экспонатов, предметов декоративно – прикладного творчества, народных промыслов, фотографий, предметов быта, и т. д.

— Игры- занятия

— Экскурсии в мини-музей, развлечения, посиделки.

— Свободное посещение мини-музея детьми вместе с родителями;

— Беседы

— Чтение художественной литературы

— Праздники и развлечения

— Игровая деятельность

— Театрализованная деятельность

— Продуктивная деятельность

— Работа с родителями

Разработка содержания экскурсий в мини-музее.

III. Заключительный этап (презентация результатов проекта)

В течение учебного года приглашаются родители на организуемые развлечения, посиделки.

По итогам года (май) в мини-музее организуются выставки детских работ по экспозициям музея.

Проведение праздника «Татарское гостеприимство»

Создание и размещение мини-музея:

Музей в нашей группе создан в сентябре 2018 года. В создании данного музея принимали участия не только воспитатели и дети, но и родители, которые помогали в создании экспозиций музея, пополняя их материалами.

Отличительной особенностью нашего музея является: то, что если в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, пополнять экспозиции, переставлять экспонаты и рассматривать их, обыгрывать.

В русле нашего исследования используется экспозиционное направление в следующих вариантах:

Библиотека. Основу экспозиции составляют портреты детских писателей, так же представлены книги.

Бабушкин сундук. Содержимое составляют частные коллекции педагогов, родителей, бабушек.

Мастерская. В данной мастерской расположены поделки из соленого теста, рисунки и другие поделки, сделанные руками ребят.

Игротека. Посвящается игровой деятельности дошкольников.

Тематический план

Месяц Тема Программное содержание Содержание работы Диалог культур
Сентябрь Народная культура и традиции татар. Познакомить с народными традициями, обычаями; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма. Игровая образовательная ситуация «Интересные традиции татар» Рассматривание картинок «Люди в национальных костюмах». Просмотр презентации «Знакомство с культурой татарского народа». Внесение макета избы. Выкладывание картинок с изображением аналогичных праздников. Игра «Наши соседи» (бумажные куклы в национальных костюмах) Макет «Русская изба»
Изменения в экспозиционных направлениях Бабушкин сундук: Выставка фотографий людей в национальных костюмах. Мастерская: куклы в народном костюме. Игротека: Д/и «Сложи узор», д/и «Четвертый лишний»Вместе с мамой и папой: изготовление макета избы.
Октябрь «Я и моя семья». Обычаи и традиции. Знакомство с понятием «Семья». Закрепить представление детей о семье, семейных традициях. Сравнить семейные традиции разных народов Поволжья. Воспитывать интерес к семейным реликвиям, обогатить словарный запас детей. Изменения в экспозиционных направлениях Бабушкин сундук: семейные реликвии Мастерская: подарок для моей семьи. Игротека: д/и «Назови вежливые и добрые слова»Вместе с мамой и папой: Рассказ родителей о своих семейных традициях. Альбом «Семейные традиции»
Ноябрь Народные татарские праздники и игры. Познакомить детей с татарскими национальными праздниками: их историей, когда проводятся, какие обычаи на празднике соблюдаются. «Праздник гуся – Каз омясе». Разучить татарские народные подвижные игры: «Продаём горшки», «Тюбетейка», «Спутанные кони». Познакомить детей с русской народной игрой «Гори, гори ясно». Просмотр презентации «Праздник гуся – Каз омясе». Развлечение «День татарских народных игр». Составление картотеки «Картотека подвижных игр народов Поволжья» Изменения в экспозиционных направлениях Бабушкин сундук: с чем играли раньше. Мастерская: атрибуты к подвижным играм. Игротека: п/и «Продаём горшки», «Тюбетейка», «Спутанные кони», «Гори, гори ясно»Вместе с мамой и папой: схемы к подвижным играм.
Декабрь Татарская национальная одежда (мужская и женская). Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, тюбетей, читек) и женского (кюльмэк, калфак, читек) костюмов. Дать представление о костюмах народов Поволжья (чувашский, мордовский, русский). Игровая образовательная ситуация «Традиционная национальная одежда татар». Рисование «Украшение фартука татарским национальным орнаментом». Аппликация «Ичиги» Чтение стихотворения «Калфак» Р. Валеевой. Игра «Чей орнамент?» Игра с куклами в национальных одеждах. Рассматривание картинок с изображением людей в национальных костюмах.
Изменения в экспозиционных направлениях Бабушкин сундук: выставка элементов татарского костюма Мастерская: выставка детского творчества Игротека: Н/п игра «Русские узоры», д/и «Укрась тюбетейку», д/и «Вещи заблудились» Вместе с мамой и папой: «Хоровод дружбы» куклы в национальных костюмах.
Январь Национальная кухня и гостеприимство татарского народа. Ознакомление с национальными блюдами. Национальные блюда: чак-чак, бэлеш, кош теле, губадия, кыстыбый и др. Ознакомление с правилами приема гостей в татарских, русских семьях. Лепка: «Чак-чак – национальное татарское блюдо» Составление альбома «Любимые рецепты моей бабушки» Д/и «Какой кухни блюдо» Развлечение «День татарской кухни» Изменения в экспозиционных направлениях Бабушкин сундук: традиционная выпечка разных народов. Мастерская: национальные блюда народов Поволжья Игротека: д/и «Какой кухни блюдо» Вместе с мамой и папой: Альбом «Любимые рецепты моей бабушки».
Февраль Татарстан. Познакомить с республикой Татарстан, с ее символикой, природой и людьми. Знакомство со столицей Татарстана – город Казань (виртуальная экскурсия). Изменения в экспозиционных направлениях Бабушкин сундук: картинки с изображением популярных мест Казани Мастерская: башня «Сююмбике» Игротека: д/и «Угадай, откуда я приехал?» Вместе с мамой и папой:
Март Устное народное творчество. Знакомство детей с малыми жанрами татарского фольклора. Познакомить детей с пословицами, как формой выражения народной мудрости, сравнить русские, чувашские, мордовские и татарские пословицы. Знакомство с татарскими народными сказками. Слушание татарских мелодий, пение. Игровая образовательная ситуация «Воспитательное значение татарских и русских пословиц». Слушание и пение татарских народных песен. Чтение татарских народных сказок. Д/и «Закончи пословицу», д/и «Путешествуем по сказкам» Рисование иллюстраций к любимым сказкам.

Игровая образовательная ситуация «Русско – татарские посиделки»

Просмотр мультфильма из цикла «Гора самоцветов» Куйгорож. Мокшанская сказка. Игра «Продолжи пословицу» Музыкальный киоск «Узнай, чья мелодия?»
Изменения в экспозиционных направлениях Библиотека: книги татарских народных сказок, книжки – малышки. Мастерская: рисунки детей к любимым сказкам. Игротека: Д/и «Закончи пословицу», д/и «Путешествуем по сказкам» Вместе с мамой и папой: Альбом «Пословицы и поговорки народов Поволжья».
Апрель Творчество поэтов и писателей Татарстана. Расширить представление детей о татарском народе. Познакомить с творчеством Габдуллы Тукая. Чтение сказки «Шурале» (Леший). Разучивание стихотворения Г. Тукая «Работу закончил – можно поиграть» Инсценировка стихотворения Г. Тукая «Ребёнок и мотылёк». Игровая образовательная ситуация «Татарские писатели для детей» Разучивание стихотворения Г. Тукая «Работу закончил – можно поиграть» Инсценировка стихотворения Г. Тукая «Ребёнок и мотылёк». Экскурсия в библиотеку Изменения в экспозиционных направлениях Библиотека: выставка книг татарских писателей Игротека: д/и «Библиотека» Вместе с мамой и папой: инсценировка стихотворения Г. Тукая «Ребёнок и мотылёк»
Май Люби свой край и воспевай. Дать понятие о празднике «Сабантуй»: как собирают подарки на Сабантуй, как проводят праздник, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство интернационализма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к татарской культуре. Знакомство с мордовским праздником «Акша Келу», чувашским праздником «Акатуй», русским праздником «Троица». Игровая образовательная ситуация «Народные праздники народов Поволжья» Игровая образовательная ситуация «Татарское гостеприимство» Изготовление подарков – сувениров . Изменения в экспозиционных направлениях Мастерская: подарки сувениры к празднику Игротека: д/и «Оденем кукол на праздник» Вместе с мамой и папой: альбом «Народные праздники народов Поволжья»

Продукты проекта:

1.Фото – газета «Традиции моей семьи»

2. Альбома «Семейные традиции».

3.Картотека подвижных игр народов Поволжья, атрибуты к играм.

4.Дидактические игры д/и «Путешествуем по сказкам», д/и «Какой кухни блюдо», д/и «Укрась тюбетейку», д/и «Четвертый лишний».

Ожидаемые результаты:

Культурные традиции татарского народа окажут большое воспитательное влияние на воспитанников. В результате реализации проекта у детей формируется:

  1. нравственно-патриотические чувства;
  2. умение творчески применять имеющуюся информацию по различным элементам народной культуры;
  3. положительное эмоциональное отношение к произведениям татарских

писателей; предметам народной культуры.

  1. понятие о том, что люди разных национальностей любят и уважают традиции и культуру своего народа и других народов. Произошло укрепление взаимоотношений между детьми.

Перспектива

В ходе проекта у детей сформировалось толерантное отношение детей к другим национальным культурам, любовь и уважение к своему народу, гордости за его культурно – исторические достижения. Так же мы познакомили детей с людьми ближайшего национального окружения, сформировали доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов. У детей возникло желание и потребность в получении знаний о самобытности отдаленных народов и в формировании эмоционально положительного отношения к национальному разнообразию планеты.

Литература :

1. Ю.А. Ахметзянова Татарские блюда– Казань, 2008г.

2. Богомолова М. И. Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане. — Набережные Челны.: Альметьевск, 1993.

3. Гулова Ф.Ф. Татарская народная вышивка. — Казань,1980.

4. Данилина Г. Н Дошкольнику об истории и культуре России. — М., 2004.

5. А. Ш. Кержнер. В.А. Архипова. Культура народов Поволжья УИПК ПРО г. Ульяновск. 2011г.,

6. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. — Пермь, 2002.

7. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста». УИПК ПРО г. Ульяновск. 2004г.

8. Писарева А. Е. Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ.- М., 2007.

1242
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!