Нравственно-патриотическое воспитание детей во второй младшей группе
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Л.С.Лихачев.
Огромные изменения произошли в мире за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории.
У детей стали искажены представления: о патриотизме, о доброте, о великодушии, изменилось и отношение людей к Родине.
Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач: формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками. Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.
} Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувст
}Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
- }Образ Я. Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т. п.), в том числе сведения о прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь «вежливые» слова).
- }Семья. Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.).
- }Детский сад. Формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Обращать их внимание на красоту и удобство оформления групповой комнаты, раздевалки (светлые стены, красивые занавески, удобная мебель, новые игрушки, в книжном уголке аккуратно расставлены книги с яркими картинками).
- } Знакомить детей с оборудованием и оформлением участка для игр и занятий, подчеркивая его красоту, удобство, веселую, разноцветную окраску строений.
- } Обращать внимание детей на различные растения, на их разнообразие и красоту.
- } Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам и пр. Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада.
- } Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях и на участке детского сада.
- } Формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада (музыкальный руководитель, медицинская сестра, заведующая, старший воспитатель и др.), их труду; напоминать их имена и отчества.
- }Родная страна.
- } Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке) и пр.
} Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с любви к родным, своему дому, детскому саду, городу. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь.
}Дети дошкольного возраста
}страдают дефицитом знаний о родном городе, о традициях.
} Равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе.
}Испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
}Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
Задачи, решающие названные проблемы
1.Повысить образовательные, профессиональные, теоритические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
2.Систематизировать знания и умения педагогов и детей по данной проблеме.
3.Развить у ребенка старшего дошкольного возраста социально-личностные качества как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
4.Помочь родителям развить и сохранить любознательность детей в процессе совместных мероприятий.
Работа по направлению патриотического воспитания проходит по следующим этапам:
- 1.Методическое сопровождение
- Работа с педагогами.
- Работа с детьми
- Работа с родителями
- Работа с социумом
Работа по патриотическому воспитанию с педагогами:
- 1.Ознакомление з нормативно-правовой документацией, Законами
- 2.Изучение методичекского сопровождения патриотического воспитания, программами
- 3.Семинары
- 4.Консультациии
- 5.Круглые-столы
- 6.Мактер-классы
- 7.Творческие группы
- 8.Педчтения и др.
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Родители:
}принимают участие в праздниках, посиделках, ярмарках, танцуют с детьми, играют, водят хороводы, поют частушки
}оказывают помощь в изготовлении костюмов
}участвуют в беседах, родительских собраниях по приобщению любви к родной природе, городу, истории
Социум:
Организация праздников, развлечений, кружков,
субботников, выставок, спортивных секций.
День Победы
Масленица
Новый год
Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, её географии, природе, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возраста.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом»
С.Михалков