Урок окружающего мира "Снежные загадки"

Урок окружающего мира «Снежные загадки»

(УМК «Перспективная начальная школа», 1 класс)

Нугаева Людмила Васильевнаучитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа Саранск Республики Мордовия

Цель урока: расширить представления учащихся о сезонных изменениях в природе.

Планируемые результаты

Личностные результаты: осознавать практическую и личностную значимость результатов каждого этапа урока.

Метапредметные результаты:

регулятивные: принимать и сохранять цель урока; находить способы решения поставленной цели; планировать, контролировать и оценивать свои действия;

познавательные: использовать схемы при выполнении заданий;

коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; проводить рефлексию своих действий на уроке.

Предметные результаты: иметь элементарное представление об образовании снежинок; на основании опытов установить, чем может быть загрязнён снег; изучить правила безопасного поведения во время прогулки зимой и во время зимних игр.

Ход урока

1.Организационный момент

Прочитайте название темы. (Слайд)

Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

Чему будем учиться на уроке?

Сегодня необычный исследовательский урок. Мы будем выдвигать предположения, доказывать или опровергать их, проводить эксперименты, делать выводы.

2.Основная часть урока

1) Вступительная беседа

Какое время года наступило?

Какие изменения произошли в неживой природе?

Обращается внимание на стаканчики со снегом, которые стоят на столе. 

На уроке будет проведён опыт. Снег взят у школьного крыльца, с пришкольного участка и у дороги.

Как вы думаете, для чего мы будем проводить опыт? (Поиск ответа на вопрос, чист ли белый снег?)

2) Объяснение нового материала

а) Работа по развороту учебника «Снежные загадки» (с.34-35)

Смотрим на левую часть разворота.

Снежная ли зима в этом году в посёлке Мирное?

Что делают Маша и Жучка?

Зачем Маша сняла варежку?

Чему рада Жучка?

Смотрим на правую часть разворота.

Что собирается делать Маша?

Почему так весело Мише?

б) Обсуждение жизненных наблюдений и ощущений самих детей 

Что вы чувствуете, когда смотрите на падающий снег?

Когда идёте по первому чистому снегу?

Когда снежинки падают на лицо?

Что происходит со снежинкой, если поймать её на ладонь?

Удавалось ли вам когда-нибудь рассмотреть снежинку?

в) Работа по рисунку (левый разворот учебника). Рассказ учителя 

Рассмотрите рисунки разных снежинок.

Учёным удалось выявить девять основных форм снежных кристаллов. В учебнике есть рисунок, на котором изображены снежинки. Если смотреть сверху вниз, то можно увидеть снежинки, которым дали такие названия: запонка, столбик, ёж, игла, звезда, пластинка и ещё одна звезда. (Слайд)

От чего зависит форма снежинок? (Слайд)

Японскому профессору Накайя, который всю свою жизнь посвятил изучению тайн снежинок, удалось выяснить, что форма зависит от температуры воздуха. Оказалось, что самые красивые снежные кристаллы – звёзды – появляются только при небольшом морозе (-14, -15, -16, -17 градусов).

г) Постановка проблемы, где и как рождаются снежинки

Выскажите свои предположения, где рождаются снежинки. (Высоко, высоко над землёй в облаках.)

А вот как на этот вопрос ответил поэт.

Туча по небу гуляла

И случайно задремала.

Ветры буйные на воле

Увидали: туча спит,

Как перину распороли –

И оттуда пух летит –

В глазах рябит,

А поймаешь – холодит.

В. Мусатов.

Как рождаются снежинки?

д) Разрешение проблемы, где и как рождаются снежинки

Чтение рассказа из хрестоматии «Как рождаются снежинки» (стр. 24).

Рассказ учителя.

е) Работа по вопросам учебника

Можно ли сказать, что снежинка — очень красивое изделие? (Сказать так нельзя, изделия – это предметы, сделанные человеком, а снежинка – объект природы.)

Почему скрипит снег под ногами? (Это происходит потому, что под тяжестью тела человека ломаются нежные лучики снежинок-звёздочек. А так как их очень много, слышится треск.)

Где больше снега в поле или около забора? (Снега больше около забора, заграждения задерживают его.)

Как люди это используют?

Как люди это используют, вы узнаете из рассказа «Зачем зимой на полях снег пашут» (стр. 25).

ж) Проведение опытов

Давайте проверим, растаял ли снег и попробуем определить, в каком стакане снег взят у дороги, в каком – у крыльца школы, а в каком – на участке.

Какого цвета были снежки?

Что с ними произошло?

Какого цвета вода?

Как вы думаете, она чистая?

Давайте проверим.

Обратите внимание, каким стал фильтр.

Откуда на нём появились частички грязи? (Значит, грязь была в снежках.)

Мы доказали гипотезу, что снег бывает грязным.

з) Разрешение проблемы, откуда в снежинках грязь (Слайд)

Откуда в снежках грязь? давайте это выясним.

Чтобы узнать, откуда грязь появилась в снежке, проследим её путь.

Много дыма, газов и копоти выбрасывают в воздух фабрики и заводы. Всё это сначала находится в воздухе, разносится ветром на далёкие расстояния, а затем падает на землю. Зимой эта пыль и грязь ложатся на снег. Огромное количество вредных веществ выбрасывают в атмосферу автомобили.

и) Разрешение проблемы, можно ли есть снег 

Как вы считаете, можно ли есть снег? (Нет. Приводятся примеры.) (Слайд)

А вот как считает группа исследователей.

Сообщение детей. 

Цель нашего исследования: мы хотели узнать: можно ли есть снег и лёд.

Выдвижение гипотезы.

Мама говорит, что снег и лёд есть нельзя, а мы считаем, что снег и лёд могут быть съедобными.

1 ученик. Мы провели исследование: в морозилке получили кубики льда из воды и сока. Кубик льда из сока оказался гораздо вкуснее. Попробовали снег из морозилки – невкусно. Затем мы купили в магазине несколько сортов мороженого: молочное, сливочное, пломбир. Больше всего нам понравилось мороженое – пломбир.

2 ученик. Из книг мы узнали, что если фруктовый сок в какой-нибудь ёмкости поставить в морозильник, то он замёрзнет и превратится в кусок льда. Чтобы сделать настоящее мороженое, нужно постоянно помешивать жидкость при замерзании. Только так можно получить мороженое, а не лёд. В зависимости от сорта, мороженое может состоять из воды, молока, жира, фруктов, сахара и вкусовых добавок.

Выводы.

В результате нашего исследования мы поняли, что снег и лед могут быть съедобными, только если их сделал человек.Мороженое и фруктовый лёд – это очень вкусно!

к) Обсуждение проблемы, кто ждал снега (Слайд)

Ждут ли снег растения? (Снег укрывает землю, на полях перестают зябнуть озимые хлеба и другие растения.)

Ждут ли снег животные? (Заяц в своей белой шубке не виден врагу на снежном покрывале. Тетерева ныряют снег и спят себе в уютной снежной спаленке.)

Любите ли вы снег? Почему? (Можно лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься с горки на лыжах и на санках.)

л) ПБП на прогулке

Выставка тетрадей (стр. 25)

3) Закрепление пройденного материала

а) Графический диктант.

Снег при таянии превращается в воду? (да)

Снег бесцветный? (нет)

У снежинок пять лучей? (нет)

Снег непрозрачный? (да)

Все снежинки одинаковые? (нет)

Снег белый? (да)

Снег грязный? (да)

Снежинка – это красивое изделие? (нет)

б) Разгадывание кроссворда.

Побелело на ночь всюду.

А у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез –

Там волшебный вырос лес!

В огне не горит

И в воде не тонет.

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло.

с н е г о в и к
м о р о з
л ё д
з и м а

в) Работа с пословицами

Объясните значение пословиц.

Много снега – много хлеба.

Много воды – много травы.

4) Итог урока. Рефлексивный экран (Слайд)

415
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!