Урок литературного чтения Т. Пономарёва «Лето в чайнике»

Урок литературного чтения

Т. Пономарёва «Лето в чайнике»

Нугаева Людмила Васильевнаучитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа Саранск Республики Мордовия

Цель: познакомить с биографией Т. Пономарёвой и обобщить знания учащихся о произведениях писательницы; закрепить представления о художественном образе и средствах его создания.

Планируемые результаты

Личностные результаты: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой языковой задачи, способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; осмысление мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения; воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы).

Предметные:формировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать авторскую литературу; определять содержание текста по его названию (тема, основная мысль, главное переживание); примерять высказывание к характеру героев; при помощи системы вопросов побудить детей перечитывать, просматривать и пересказывать тексты рассказов по разным основаниям (для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента, с целью определить основную мысль текста и др.); развивать устную речь школьников в связи с необходимостью пересказа событий рассказа; продолжать добиваться того, чтобы школьники сопоставляли автора, написанные им произведения и героев этих произведений.

Метапредметные УУД:

регулятивные: определение темы урока, постановка целей урока; контроль и коррекциядеятельности; ставить перед собой задачу в каждом виде учебной деятельности; внимательно слушать объяснения учителя и задание, уметь задавать вопросы на уточнение; определять свою роль в работе группы, соблюдать чувство такта и меры в диалоге, в монологической речи; самостоятельно работать с дополнительной литературой;

познавательные:формировать умение отыскивать нужную информацию в книге, ориентируясь на страницу «Содержание» или «Оглавление»; формировать деятельность наблюдения (отыскивать подробности и детали в литературном произведении) и обобщения (делая выводы на основании обнаруженных подробностей и деталей; объединяя разрозненные сведения в целостную картину);

коммуникативные: понимать произведение в соответствии с замыслом автора; вести диалог с учащимися класса, с учителем; высказывать и аргументировать своё мнение в дискуссии.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Основная часть урока

1.Речевая разминка. Работа в ТПО

а) Выполнение задания 21 стр.44. Работа в парах

б) Фронтальная беседа

Как меняется окружающий мир, если на него смотреть сквозь волшебное стекло воображения? (Он становится особым, сказочным.)

Когда люди фантазируют? ( Люди начинают фантазировать, когда пристально всматриваются в окружающий мир. Фантазёрам всё кажется одушевлённым и живым. Каждый по собственной воле способен переступить тот порог, за которым кончается реальность, и начинается особый сказочный мир. Чтобы переступить этот порог, нужна фантазия, наблюдательность, развитое воображение.)

Как вы понимаете слова Михаила Потаповича: «Фантазия и настоящая жизнь часто переплетаются в творчестве»? (Поэты, композиторы, художники часто в своём творчестве соединяют настоящую жизнь и фантазию.)

Когда ещё окружающий мир кажется необыкновенным и чудесным? (Когда люди с радостью и любовью воспринимают окружающий мир, он кажется им необыкновенным, чудесным.)

3. Актуализация знаний

а) Работа по содержанию

С произведениями из какой главы мы начали знакомиться? («Учимся любить».)

Какое произведение читали дома? («Прогноз погоды».)

Кто написал его? (Татьяна Пономарёва.)

Какие другие произведения Татьяны Пономарёвой мы читали? («Автобус», «В шкафу».)

Это сказки или рассказы? Вернитесь на стр.116. (Цель рассказа – «рассказать» случай из жизни (пусть даже выдуманный!), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей. В рассказе события развиваются так же, как в обычной жизни, то есть подчиняются случаю. А в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам.)

Можно ли сказать, что автор этих произведений воспринимает неодушевлённые предметы как живые? Как называется такой приём? (Приём олицетворения)

О чём эти рассказы? Кто является главной героиней?

б) Работа с толковым словарём

Прогноз – предсказание, суждение о развитии событий, явлений.

Газон – площадка в саду, парке, засеянная травой.

Антициклон – воздушные процессы в атмосфере, влияющие на погоду.

Оттепель – тёплая погода зимой или ранней весной, отмеченная таянием снега.

в) Чтение рассказа по цепочке (Учебник стр. 142)

г) Беседа по содержанию

Вы узнали бабушку?

Сумеете подтвердить, что именно она приютила потерявшийся автобус и не стала мешать оркестру, который репетировал у неё в шкафу? (Бабушка способна слышать голос неживых, неодушевлённых вещей; прийти на помощь: приютить потерявшийся автобус, позаботиться об оркестре в шкафу; «войти в волшебство».)

Чем на этот раз отличилась бабушка? (Она способна помочь снеговику «мир посмотреть и себя показать». Для неё характерно: сочувствие и внимательное отношение к ближним, фантазия, развитое воображение, под её взглядом обычные предметы становятся чудесными, способными на превращения.)

Её внуки верят в то, что она способна изменить погоду?

Как же это возможно? Каким волшебным средством она пользуется?

Догадываются ли её родственники об этих её «волшебных свойствах»?

Какие строки могут подтвердить? («Это ты постаралась?»)

Какая черта характера превращает бабушку в волшебницу?

Костя Погодин сказал, что разгадка в самом конце рассказа, в последнем предложении. Вы можете объяснить, что он имеет в виду? (Бабушка жалеет снеговика и переживает за него. Главный бабушкин талант заключается в её способности сопереживать окружающим, думать о них, то есть в её способности любить. Сила её доброты, сопереживания и ответственности такова, что она даже способна изменить погоду.)

Похожа ли бабушка из этих рассказов на вашу бабушку? ( Дети зачитывают рассказы из тетрадей по информатике.)

4. Знакомство с новым рассказом Татьяны Пономарёвой «Лето в чайнике»

а) Чтение по цепочке (Учебник стр. 144)

б) Работа над содержанием. Выборочное чтение

Чтение слов Маши. Что Маша имеет в виду? (У дедушки такой же характер, как и у чудесной бабушки. Он наблюдательный, внимательный к окружающему, добрый.)

Выборочное чтение. (Дедушка решает поставить чайник с божьей коровкой на полку. Он говорит: «Не будем тревожить». Дедушка относится к маленькому насекомому как к равному себе.)

А дедушка тоже мог приютить потерявшийся автобус, услышать в шкафу оркестр, изменить для снеговика погоду? Почему вы так думаете?

Из каких строк понятно, что доброта – это семейная черта, а не только особенность дедушки и бабушки? («Всю зиму простоял он там. Возле него и говорить стали тише…».)

Можно ли сказать, что каждому из членов семьи дано увидеть даже в маленьком живом существе нечто значительное, целый мир, к которому они относятся с уважением? (Это видно из тех предположений, которые выдвигают члены семейства, обсуждая, почему божья коровка решила перезимовать в чайнике. Из этих высказываний выстраивается целая история отношений чайника и божьей коровки, и эти отношения люди не хотят нарушить.)

Как же они воспринимают окружающий мир? (С радостью и любовью.)

Найдите в тексте строчку «Мы заговорили все разом». Предположите, кто такие «мы»? ( «Мы» — это внуки и внучки, те самые, которые не спали всю ночь, беспокоясь об автобусе, и которые сразу же догадались, почему не наступило обещанное прогнозом погоды потепление. А может быть, и мама с папой, или дядя и тётя.)

Костя Погодин обращает внимание на «переломную» строчку: «На дне сидела божья коровка». Как вы понимаете «переломная» строчка?

Проверьте своё предположение. Прочитайте слова Кости. (Учебник стр. 146.)

в) Работа в группах

А есть ли такой «переломный момент» в других рассказах Т.Пономарёвой? (Речь идёт о тех моментах в каждом рассказе, начиная с которых события могли бы развиваться иначе, если бы героями этих рассказов были обычные люди, а не замечательные бабушка и её родственники.)

Группы выполняют задания и дают ответы.

Бабушка готова была прогнать потерявшийся автобус, но не сделала этого.

— Когда бабушка открыла шкаф и увидела там оркестр.

— Когда бабушка обнаружила, что с ней разговаривает не человек, а снеговик.

г) Фронтальная работа. Выборочное чтение

Подтвердите, что божья коровка попала к хорошим людям.

А если бы божья коровка оказалась в вашем чайнике, как бы поступили в вашей семье? (Результаты анкеты.)

Какие догадки были высказаны о том, почему божья коровка решила перезимовать в чайнике?

А у вас какая версия на этот счёт? (Ответы детей покажут, кто мыслит логически, реалистично, а кто способен фантазировать.)

д) Определение темы и основной мысли текста

Почему этот рассказ называется «Лето в чайнике»? (Божья коровка – это знак лета, летом она живёт, а зимой впадает в спячку. Таким образом, спящая в чайнике божья коровка напоминает всем о лете. Когда она проснётся и улетит, это будет значить, что наступило лето.)

Что выражает название текста: тему или основное переживание? (Текст назван в соответствии с его основным переживанием: ведь для всех героев божья коровка, заснувшая на зиму в чайнике, — это чудо, кусочек лета среди зимы, которым они восхищаются.)

А почему этот рассказ помещён в главу «Учимся любить», а не в главу «Учимся наблюдать»?

Проверьте свои предположения. Прочитайте слова Михаила Потаповича. (Учебник стр. 146.)

е) Обобщение

Что же лежит в основе любви? (В основе любви лежит способность сопереживать, сочувствовать всему живому.)

Сила сопереживания, ответственность за живое (пусть даже маленькое или вымышленное) существо способны творить чудеса. С одной стороны, сила любви к ближнему, неравнодушное отношение к его судьбе помогают бабушке – героине рассказа «Прогноз погоды» сделать то, что от неё, казалось бы, не зависит: изменить погоду. А с другой стороны, сочувствие, проявленное к такому крошечному созданию природы, как божья коровка, помогает героям рассказа «Лето в чайнике» увидеть в этом маленьком существе целый мир и порождает желание позаботиться о нём (постараться не нарушить течение этой маленькой жизни).

5. Поход в «Музейный Дом». Работа с картиной А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

а) Чтение слов Анишит Йокоповны (Учебник стр. 146)

Что значит любить природу? (Это значит ещё и восхищаться её необыкновенной красотой.)

А где мы можем восхищаться красотой? Куда нас приглашает Анишит Йокоповна?

б) Рассказ о художнике

Архип Иванович Куинджи (1841 — 1910) был очень добрым человеком. Доброта Архипа Куинджи была всегда конкретна. Например, он безумно любил птиц. Поэтому каждый день ровно в полдень – об этом возвещал выстрел пушки в Петропавловской крепости — художник выходил на улицу с целым мешком корма. Птицы его узнавали и стаями слетались к нему «на обед». Он кормил их из рук – голубей и воробьёв, ворон и галок, синиц и ласточек … Птицы садились к нему на плечи, на голову, на руки. Они были его друзьями.

Архип Иванович Куинджи любил людей. И, будучи обеспеченным человеком, он всю жизнь помогал начинающим молодым художникам, слабым, обездоленным людям, да и всем нуждающимся.

Жил он скромно: сам готовил свои волшебные краски, долгие часы проводил в лаборатории.

По завещанию около двух миллионов рублей он оставил для поощрения молодых художников.

Когда Куинджи умер, над его домом ещё долго кружились осиротевшие птицы.

в) Рассматривание картины с помощью лупы

г) Фронтальная беседа. Исследование картины с помощью инструментов: лупы, полосок белой бумаги, рамки

Закройте глаза.

Скажите, какого цвета небо? А река?

Откройте глаза и вновь рассмотрите репродукцию картины.

Небо ясное или облачное? (Тёмно-синее ночное небо почти полностью скрыто светящимися изнутри облаками.)

Есть ли кусочки чистого неба, без облаков? (Да.)

В какие цвета луна окрашивает облака? (Луна окрашивает облака изумрудным, зеленовато-золотистым светом.)

У вас появилось впечатление, что всё небо светится?

Какова поверхность реки по сравнению с поверхностью неба? (Часть поверхности реки выглядит золотисто-зелёной, а в центре — почти белой. Поверхность реки кажется ровной, гладкой и блестящей, напоминающий металл. А поверхность неба благодаря облакам кажется мягкой. Она как будто покрыта лёгкой дымкой. В ней ощущается глубина.)

Закройте изображение реки узкой полоской бумаги и посмотри на пейзаж теперь. Как преобразился пейзаж? (Пейзаж почти погрузился в темноту. Исчез яркий контраст в картине – контраст реки, освещённой лунным светом, и тёмного берега. Пейзаж перестал быть таким пронзительно красивым. Он стал более спокойным и умиротворённым.)

Затем уберите бумагу.

Теперь закройте, а потом откройте изображение луны. Возникает ли впечатление, что освещение меняется прямо на глазах? (Да. Главный источник света – луна. С «появлением» луны пейзаж становится как будто торжественней.)

Найдите домики на берегу Днепра. Выделите их рамкой. Есть ли ощущение, что там, внутри пейзажа, всё погрузилось в сон, что везде разлита тишина?

За счёт каких приёмов художнику удаётся передать необыкновенную красоту лунной ночи? (Необыкновенный эффект лунного света художник передаёт за счёт контрастного освещения реки и берега, неба и облаков). Пронзительность яркого ночного освещения реки и неба подчёркивается спокойствием и тишиной, разлитыми на берегу. Это ещё один контраст, скрытый по сравнению с цветовыми и световыми контрастами, на котором строится картинами.)

е) Обобщение

Впервые эта картина была показана на выставке в Петербурге весной 1880 года. Люди часами стояли, чтобы увидеть её. Вроде бы, обычный, на первый взгляд, пейзаж. Но впечатление от картины было ошеломляющее!

Настоящее лунное сияние исходило от холста. Никому из живописцев не удавалось создать столь завораживающее полотно.

Злобные скептики утверждали: художник использовал какие-то особые, светящиеся краски. Фокус, шарлатанство! – не более того.

Наиболее дотошные и простодушные пытались даже заглянуть за раму, думая обнаружить там… лампочку.

И лишь немногие подлинные знатоки осознавали: им посчастливилось первыми увидеть полотно гения.

6. Прослушивание музыкального произведения

Знаете, что захотелось Мише, когда он закончил рассматривать репродукцию картины? (Учебник стр. 147)

Что ему ответила Анишит Йокоповна? (Можно послушать симфоническую сказочную картинку «Волшебное озеро» Анатолия Лядова. А можно послушать «Лунный свет» Клода Дебюсси. Это вторая часть его «Бергамасской сюиты».)

Что же хотите послушать вы?

7. Итог урока. Рефлексия

Я сегодня узнал(а) …

Меня поразило …

У меня сегодня получилось …

Мне было трудно …

Меня заинтересовало …

959
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!