Урок литературного чтения Л.Н.Толстой «Прыжок»

Урок литературного чтения

Л. Н. Толстой «Прыжок»

Нугаева Людмила Васильевнаучитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа Саранск Республики Мордовия

Цель: научить различать такие понятия, как сказка и рассказ; познакомить с биографией Л.Н.Толстого и обобщить знания учащихся о произведениях писателя; закрепить представления о художественном образе и средствах его создания.

Планируемые результаты

Личностные результаты: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой языковой задачи, способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; осмысление мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения; воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы).

Предметные: формировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать авторскую литературу; не используя таких терминов, как «композиция», «сюжет», «завязка», «кульминация», «развязка», начать работать над структурно-содержательным делением текста; учить детей определять и выделять кульминацию, т. е. место особого напряжения событий в тексте; определять содержание текста по его названию (тема, основная мысль, главное переживание); примерять высказывание к характеру героев; свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения суждений;

Метапредметные УУД:

регулятивные: определение темы урока, постановка целей урока; контроль и коррекциядеятельности; ставить перед собой задачу в каждом виде учебной деятельности; внимательно слушать объяснения учителя и задание, уметь задавать вопросы на уточнение; определять свою роль в работе группы, соблюдать чувство такта и меры в диалоге, в монологической речи; самостоятельно работать с дополнительной литературой;

познавательныеформировать умение отыскивать нужную информацию в книге, ориентируясь на страницу «Содержание» или «Оглавление»; формировать деятельность наблюдения (отыскивать подробности и детали в литературном произведении) и обобщения (делая выводы на основании обнаруженных подробностей и деталей; объединяя разрозненные сведения в целостную картину)

коммуникативные: понимать произведение в соответствии с замыслом автора; вести диалог с учащимися класса, с учителем; высказывать и аргументировать своё мнение в дискуссии.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Основная часть урока

1.Речевая разминка

Учитель:

Для работы на уроке нам нужен помощник – язычок. Давайте, ребятки, его подготовим.

а) Работа со скороговоркой. ТПО задание 26, страница 36

У боярина Бобра

Нет богатства, нет добра.

Два бобренка у Бобра

Лучше всякого добра.

(Тимофей Белозеров)

Это считалка? Скороговорка? Небылица?

Какое самое большое богатство у бобра?

б) Отгадывание загадки. ТПО задание 30, страница 36

Учитель:

Язычок наш готов, а теперь подготовим наш мозг. Отгадайте загадку.

Над рекой – гудок протяжный,

И плывет, ускорив ход,

Словно дом многоэтажный,

Белый, белый ……..(пароход).

Впишите недостающее слово в текст.

Это загадка? Скороговорка? Прибаутка?

Найдите сравнение. Подчеркните его волнистой линией.

в) Расширение словарного запаса

Учитель: Подберите антонимы к словам. А что такое антонимы?

Дети: Слова, противоположные по смыслу.

Учитель: Слабый – сильный.

Бесполезный – полезный.

Плохой – хороший.

Трусливый – смелый.

А теперь подберите синонимы к слову. А что такое синонимы?

Дети: Слова, близкие по смыслу.

Храбрый – смелый, мужественный.

Учитель: Ну, что ж, теперь за работу. Будем развивать наши мысли дальше.

2. Актуализация знаний

а) Работа по содержанию

— Как называется глава, которую мы читаем?

— С произведениями каких авторов мы уже познакомились в библиотеке Ежика и Медвежонка?

— О чем эти произведения?

— О любви к кому?

— С каким произведением нам предстоит познакомиться сегодня?

— Какую страницу необходимо открыть?

б) Чтение интриги учителем (страница 160)

3. Беседа об авторе

а) Рассказ учителя с элементами беседы

Прежде, чем читать рассказ «Прыжок», давайте вспомним какое произведение мы уже читали? («Косточка»)

Книги великого русского писателя уже более ста лет с интересом читают люди на всей Земле. Толстой писал свои произведения для взрослых, но у него есть много рассказов, сказок и басен для детей.

б) Рассматривание выставки

Учитель: Обратите внимание на книгу «Ясная Поляна». Знаете, почему она так называется?

в) Рассказ учителя о детстве писателя (Материал для учителя)

Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в деревне Ясная Поляна. Здесь прошло и его детство. Свою маму он потерял, когда ему было 1,5 года. Лев Толстой бережно собирал и хранил в памяти все, что удалось ему узнать о ней от родных.

Мама его, Мария Николаевна, обладала незаурядным творческим даром: была превосходной рассказчицей – сочиняла увлекательные истории и сказки, отличной музыкантшей, писала и переводила стихи.

Отец, Николай Ильич, был военным.

Лев Николаевич всегда с любовью вспоминал о своих родителях, которых потерял в раннем детстве.

После смерти родителей детей, а их было пятеро: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и Мария, воспитывала бабушка Пелагея Николаевна, а затем дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская.

Дружескую привязанность к ней Толстой сохранил на долгие годы, говорил, что она была «третье (после отца и матери) и самое важное лицо в смысле влияния на мою жизнь».

Дети живо восприняли культурные традиции семьи, рано проявили литературную одаренность.

Студенческие годы Толстого прошли в Казани. Здесь он поступил в университет.

Весной 1847 года Толстой приехал в Ясную Поляну. Он намеревался испытать свои силы в практической деятельности, занимаясь устройством жизни крестьян.

В усадьбе Лев Николаевич устроил школу для крестьянских детей. «Азбуку», по которой учились ребята, он написал сам, придумав много занимательных для нее.

Вот современное издание этой книги. (Показывается книга.) В ней тоже есть рассказ, который мы будем читать сегодня.

Лев Николаевич Толстой прожил в Ясной Поляне более шестидесяти лет. Здесь им были задуманы и написаны многие произведения.

Ныне Ясная Поляна — заповедное место. Здесь находится музей-усадьба писателя.

г) Заочное путешествие по Дому-музею (Заранее подготовленные дети проводят экскурсию.)

Перед нами Дом-музей Л.Н.Толстого. Дом Толстого со всей обстановкой производит глубокое впечатление своей простотой и значимостью. Многие предметы, находящиеся здесь, упомянуты в художественных произведениях гениального русского писателя.

Терраса – в летние месяцы вся жизнь Толстых переносилась сюда.

Передняя – с березовыми желтыми шкафами, наполненными книгами на разных языках и самого различного содержания. Книги нас встретили и будут сопровождать по всему дому. Их обилие говорит о напряженной умственной жизни, о широте духовных интересов Толстого.

Зал-столовая – самая большая комната в доме – поражает своеобразием и скромностью обстановки. Предметы быта накладывают отпечаток теплоты и уюта. Здесь нет роскоши.

Гостиная – тут долгие годы жила родственница, а затем жена писателя Софья Андреевна.

Кабинет – тут он написал много произведений.

Спальня – ночью 28 октября 1910 года Толстой принял окончательное решение навсегда уехать из Ясной Поляны, покончить с барской жизнью.

д) Рассказ учителя (Материал для учителя)

Лев Николаевич намеревался уехать на юг, чтобы начать крестьянствовать. 31 октября поезд, следовавший в Ростов-на-Дону, прибыл на станцию Арапово. У Толстого поднялась температура, врачи определили воспаление легких. В 6 часов утра 7 ноября писателя не стало. Как он и завещал, его похоронили на краю яснополянского оврага Старый Заказ, в том самом месте, где будто бы семьдесят с лишним лет назад брат писателя Николенька зарыл зеленую палочку с тайной человеческого счастья.

Мы немножко устали, остановимся в парке у скамьи Толстого и послушаем рассказ «Прыжок».

4. Работа с толковым словарем. Выяснение значения слов

а) Фронтальная работа

Быль – рассказ о действительном происшествии (в отличие от небылицы).

б) Работа в парах

Учитель: Я открываю пары слов, а вы договоритесь с соседом, какое слово будете искать в словаре.

Палуба – открытое или закрытое место на корабле, куда пассажиры и члены команды могут выходить из своих кают.

Расходиться – дойти до крайней степени в проявлении каких-либо действий или чувств.

Мачта – на судах: вертикальная металлическая или деревянная конструкция на палубе, которая служит основой для крепления парусов.

Аршин – старинная русская мера длины, равная 71см.

Каюта – небольшая жилая комната на корабле.

Молодец – в русских народных сказках: герой-удалец; храбрец; сильный молодой человек.

5. Чтение по цепочке

6. Работа над содержанием

а) Определение жанра

Учитель: Сказка это или правдивая история? Вспомните значение слова «быль».

Дети: Содержание рассказа убеждает, что такое могло быть.

Учитель: Если бы эту историю нам рассказывал Кот Ученый, он шел бы направо или налево?

Дети: Направо – песнь поет, правду говорит, налево – сказку говорит.

б) Структурно-содержательное деление текста

Учитель: Миша сказал, что эта история делится на две части: сначала все было хорошо и весело, а потом стало страшно. Ты с этим соглашаешься? Тебе было страшно за мальчика? Когда вам стало страшно за мальчика? Когда стало еще страшнее? А еще?

в) Выборочное чтение

Помогает маркировка: желтым отмечено то, что Миша обозначил как «хорошо и весело», а голубым – то, что страшно.

г) Введение понятия «кульминация»

Кульминация – место особого напряжения в тексте, самый волнующий момент.

д) Характеристика капитана. Анализ поведения матросов и пассажиров

Учитель: Найдите и перечитайте ту часть текста, героем которой является капитан. Надо ли было целиться в мальчика? Разве не достаточно было просто крикнуть «Прыгай в воду!»? (Успех дела, спасение мальчика, зависел от считанных секунд: чтобы заставить мальчика прыгнуть в воду немедленно, требовалось его напугать еще больше того, чем он был напуган. Только решительный крик «Застрелю!» совместно с вскинутым ружьем вынудил мальчика подчиниться и, не раздумывая, прыгнуть в воду. Любая нерешительность и мягкость со стороны капитана могли бы привести к смерти мальчика.)

Учитель: Видно ли по поведению капитана, что он капитан, а не матрос, не пассажир? Какими качествами должен обладать капитан? ( По мере ответов детей открываются слова)

Решительность, доходящая до жестокости.

Смелость.

Способность моментально принимать решение.

Мужество.

Необыкновенная уверенность в себе.

Способность командовать и добиваться беспрекословного подчинения.

Авторитет среди подчиненных.

Учитель: Капитан должен обладать такими чертами и таким поведением, которые вызывают уважение. Можно ли эти качества отнести к этому капитану?

А как вели себя матросы, когда мальчик лез на мачту? (Выборочное чтение) (Матросы, которые в отличие от пассажиров, являются более знающими, опытными и бывалыми людьми, не остановили мальчика вовремя, не просчитали грозящей ему опасности, а забавлялись ситуацией наравне с пассажирами.)

Учитель: Что же вам кажется более важным: то, что человек, который спас мальчика, его отец, или то, что он – капитан? (Никто, кроме человека, обладающего целым набором необходимых качеств, не смог бы спасти мальчика. В тот момент, когда раздался крик «Застрелю!», кричал именно капитан, а не отец.)

Учитель: А есть ли в последнем фрагменте текста строчки, подтверждающие, что капитан еще и отец мальчика? Почему он заплакал, почему убежал в каюту, чтобы никто не видел слез? (Дети читают абзац, завершающий рассказ и помеченный голубым цветом.)

е) Анализ поведения мальчика

Учитель: Каким капитан воспитал своего сына?

Видно ли по поведению мальчика, что он сын капитана?

Вспомните, какими чертами обладал капитан.

Можно ли сказать, что мальчик – смелый, мужественный, решительный, способны моментально принимать решения? (Мальчик такой же ловкий, как обезьянка: он моментально вслед за обезьянкой добрался до самого верха.)

Что заставило мальчика преследовать обезьянку? (Выборочное чтение. Дети читают кусочки, выделенные желтым цветом.)

Мальчику было жалко своей шляпы или ему было обидно, что над ним смеются? (Мальчику было неприятно, что над ним смеются.)

Как менялось поведение мальчика и как менялись его чувства? (Чувства досады и обиды сменяются азартом и задором.)

ж) Разрешение проблемы «Кто виноват?»

Учитель:

Кто же виноват в том, что чуть было, не случилось ужасное несчастье? Обезьяна? Мальчик? Матросы? (Смешно винить обезьянку, животное не может предугадать последствий своей шалости. Трудно обвинить и мальчика: во-первых, ему только 12 лет; а во-вторых, во многом именно взрослые люди спровоцировали его на этот безрассудный поступок своим смехом. Мальчик еще колебался, не понимал, что ему делать, и именно смех окружающих, который задел его самолюбие, заставил его лезть вверх за обезьянкой. Взрослых людей, стоявших на палубе (а это были матросы и пассажиры) очень веселила возникшая ситуация: они продолжали смеяться даже тогда, когда мальчик оказался на самом верху, совершенно не просчитав возможных последствий.)

Желали ли они зла? (Безусловно, никто не желал мальчику зла – ведь как только ситуация стала по-настоящему опасной, все в ужасе замерли. Никто из тех, кто стоял на палубе не смог найти выход из создавшейся ситуации. Мальчика спас его отец – капитан. Но как только понадобилась помощь (ведь мальчика кто-то должен был моментально извлечь из воды, когда он прыгнул в море), матросы немедленно попрыгали с корабля в воду и вытащили мальчика на палубу.)

7. Рассматривание иллюстрации

Учитель: Какой эпизод отражает иллюстрация?

8. Выполнение задания из учебника (стр.76). Чтение высказываний героев

Учитель: Рассказ слушали Маша, Миша, Мальвина и Аленушка. Сравните их высказывания. Вспомните их характер. Кому же принадлежит каждое высказывание?

Мальвине, которая отличается категоричностью и бескомпромиссностью суждений, принадлежит первое высказывание. Мальвина строгая, «правильная», всех осуждает и воспитывает.

Маша – старшая сестра Миши, и в ее суждениях всегда слышится забота старшей сестры, которая хорошо понимает младшего брата, готова всегда его защитить и по возможности скрыть его шалости от родителей. Кто, кроме Маши, может сказать «правда, Мишка?».

Третье суждение принадлежит Аленушке. Она отличается Чрезвычайной добротой и всегда всем сочувствует.

Последнее высказывание – Мишино. Миша – единственный мальчик из четырех героев интриги, и это так естественно, что он восхищается мальчиком – героем рассказа Л.Толстого.

Какая точка зрения тебе ближе? (Это позволяет лучше узнать детей, их характер.)

9. Определение темы и основной мысли текста

Учитель: Почему рассказ называется «Прыжок»? (Именно прыжок мальчика с мачты корабля в море является самым главным моментом этого рассказа. Именно прыжок спасает мальчику жизнь. Это самый волнующий момент этой истории.)

Что отражается в названии тема или основная мысль? (Работа с форзацем.) (Тема текста – это то, о чем автор пишет.)

Какая же основная мысль этого рассказа? (Основная мысль – это то, что автор хочет сказать, то, ради чего он пишет текст. Из пустяка (зверек сорвал у мальчика с головы шляпу) может развиться драматическое событие, которое чуть не стоило жизни двенадцатилетнему мальчику.)

8. Обобщение учителя

У каждого человека есть друзья детства, друзья юности, друзья старости. А есть друзья, которые идут с человеком по всей его жизни. А есть друзья, которые идут с человеком по всей его жизни. Такими друзьями могут быть и книги великих русских писателей. Л.Н.Толстой понимал и любил детей, верил в них, не боялся отвечать на самые трудные вопросы. И еще: он часто бывал недоволен собой и всегда, до глубокой старости, ставил перед собой сложные задачи. И не боялся ошибиться. Вообще он ничего не боялся, кроме собственной совести.

Хорошо, если жизнь и книги Л.Н.Толстого помогут и вам в вашей судьбе.

На следующем уроке мы прочитаем еще один рассказ Л.Толстого «Акула».

9. Итог урока. Рефлексия 

613
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!