Урок русского языка «Разбор глаголов по составу»
Урок русского языка
«Разбор глаголов по составу»
(УМК «Перспективная начальная школа», 4 класс)
Нугаева Людмила Васильевнаучитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа Саранск Республики Мордовия
Цель урока: создать условия для усвоения учащимися разбора глаголов по составу.
Планируемые результаты
Личностные результаты: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой языковой задачи, способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сформировать у обучающихся знания об истории и значении Олимпийских игр; помочь почувствовать и понять их важность и значимость; способствовать всестороннему развитию личности, формированию у учащихся устойчивой потребности в освоении ценностей физической культуры и здорового стиля жизни; пробудить в детях желание заниматься физической культурой и спортом.
Метапредметные результаты:
познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах; анализировать, обобщать; создавать информационные модели; представлять информацию в сжатом виде; извлекать информацию из таблицы; высказывать предположения на основе наблюдений; воспринимать информацию, данную в явном виде;
регулятивные: формулировать тему урока, цель; сравнивать свою работу с образцом; анализировать, делать выводы; оценивать уровень овладения тем или иным действием; выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; ориентироваться в разных способах выполнения задания; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
коммуникативные: соблюдать нормы речевого этикета; умение вести диалог, слушать и слышать друг друга, корректировать свою точку зрения; планировать учебное сотрудничество в группе; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; сотрудничать с другими людьми;
Предметные результаты: научиться производить разбор глагола по составу, используя алгоритм; совершенствовать грамматико-орфографические и речевые умения и навыки по теме урока; развивать орфографическую зоркость, память, внимание.
Оборудование:
- Презентация «Разбор по составу глаголов»
- Учебники: М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова Русский язык 4 класс, 3 часть; М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская Русский язык 4 класс, 2 часть/Изд-во Академкнига/Учебник.
- Карточки для игры «Эстафета»
- Карточки для самопроверки
Ход урока
1.Организационный момент
а) Вступительная беседа
Сегодня у нас гости, а гости это всегда радость и хорошее настроение. Мне хочется, чтобы вас не покидало радостное и творческое состояние в течение всего урока.
Слайд 2(На слайде девиз Олимпийских игр: «Быстрее, выше, сильнее!»)
Что за высказывание мы видим? (Девиз Олимпийских игр)
Какова эмблема Олимпийских игр? (Пять сплетённых между собой колец)
Что они символизируют? (Пять колец представляют пять частей света: Америка, Европа, Азия, Африка и Австралия. Такой символ, указывает на то, что в Олимпийских играх могут принимать участие спортсмены любых стран земного шара. Основной целью Олимпийских игр является поддержание мира, улучшение взаимоотношений между странами. Эти принципы заложены как основа еще в Древней Греции.)
Сегодня эмблема нашего урока будет похожа на олимпийскую, но она будет символизировать пять положений новой памятки-опоры, которую мы составим. (Открывается модель на доске)
2. Актуализация знаний учащихся о частях речи, о составе слов
а) Индивидуальный опрос
Три ученика разбирают предложения по членам.
Первые спортивные игры прошли в греческом городе Олимпия.
Олимпийская эмблема состоит из разноцветных колец.
Олимпийский огонь зажигают от солнечных лучей.
Один ученик выписывает из Обратного словаря 2 глагола на –ть, 2 глагола на –ти, 2 глагола на –чь.
б) Повторение о разборе по составу имён существительных по составу (Слайд 3)
Какие Олимпийские символы знаете? (Талисман, огонь, медали. Талисманами Зимних Олимпийских игр в Сочи по результатам голосования стали Леопард, Белый Мишка и Зайка. До начала состязаний в Олимпии, в Греции, от солнечных лучей зажигают олимпийский огонь. Затем этот факел по стране, где проводятся игры, несут, передавая друг другу, множество спортсменов. По России олимпийский огонь несли 127 дней. В день открытия Игр последний из них вбегает на стадион и зажигает огонь в специальной чаше. Этот огонь горит всё время, пока идут Игры.)
Медали какого достоинства вручают на Олимпийских играх? (Готова поспорить с вами, что вы не знали о том, что на Олимпиаде 1900 года не было золотых медалей. Награждали только спортсменов, занявших первое и второе места, т.е. вручали серебряные и бронзовые медали.)(Слайд 4)
Запись слов в столбик: золото, серебро, бронза.
Какой частью речи являются эти слова?
Разбор слов по составу. Комментирование
Как изменяются имена существительные? (По числам и падежам)
Какая часть слова при этом изменяется? (Окончание)
в) Повторение о разборе по составу имён прилагательных по составу
От данных слов образуйте прилагательные и запишите их рядом с существительными.
Разберите их по составу.
Объяснение детей. Самопроверка
С помощью какой части слова образовались прилагательные? (С помощью суффикса)
Как называется данный способ образования слов?(Суффиксальный)
Покажите стрелкой, какое слово дало жизнь другому.
Как изменяются имена прилагательные? (По родам, числам и падежам)
Какая часть слова при этом изменяется? (Окончание)
3. Проблемная ситуация
Как вы думаете, к какой части речи относятся эти слова? (Слайд 5)
Как вы догадались? (По суффиксам и окончаниям)
4. Формулировка темы урока и постановка цели урока
С какой частью речи будем работать на уроке?
А сейчас внимание на экран. (Слайд 6)
Теоретическая минутка. Игра называется «Продолжи фразу». Сейчас вы получите задания и внимательно прочитаете все неоконченные предложения, подумайте и дайте ответ.
На слайде
1) Глагол обозначает (действие предмета).
2) Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы (что делать? что сделать?)
3) В предложении глагол является (сказуемым). (Проверка работы у доски)
4) Глаголы изменяются по (временам, лицам, числам), а в прошедшем времени (по родам)
5) Спряжение – это (изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).
6) Не с глаголами пишется (раздельно).
(Слайд 7)
Глядя на схемы, определите, чему будем учиться? (Разбирать глаголы по составу)
Какова же тема нашего урока? (Разбор по составу глаголов)
Проверим наши предположения по содержанию.
Какова цель нашего урока?
Можно ли сказать, что это тема новая для нас?
Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения по разбору глаголов по составу.
5. Работа над новым материалом
а) Проблемная ситуация. Чтение интриги (Учебник часть 3 стр. 60)
б) Работа с правилами разбора
Чтение по цепочке
С чего начинаем разбор глаголов? (С определения формы)
Давайте впишем это в первое кольцо?
Давайте вспомним ценности Олимпийского движения. (Дружба, Совершенство, Уважение)(Слайд 9)
Дружба — поиск взаимопонимания между людьми и целыми народами, несмотря на существующие между ними различия и разногласия. Совершенство — полная самоотдача – как на спортивной арене, так и в жизни. Борьба за достижение поставленных целей, преодоление себя и непрерывный процесс стремления к идеалу. Уважение — соблюдение правил, борьба против допинга, честная конкуренция.
Применимы ли эти ценности к нашей повседневной жизни?
Образуйте от существительного дружба глагол, запишите его в неопределённой форме.
Какая морфема указывает на неопределённую форму. Выделите её.
Какие ещё могут быть глагольные суффиксы в начальной форме? (Проверка работы у доски)
Посмотрите на памятку (пункт №1). Что ещё необходимо выделить?
Поставьте этот глагол дружить в форму настоящего времени 1 лица множественного числа. Запишите.
Какая морфема указывает на настоящее время? Выделите её.
Посмотрите на памятку (пункт №1). Что ещё необходимо выделить?
В какую ещё форму можно поставить глагол?
Запишите этот глагол в прошедшем времени во множественном числе.
Какая морфема указывает на прошедшее время? Выделите её.
Посмотрите на памятку (пункт №1). Что ещё необходимо выделить?
Подберите однокоренные слова других частей речи. Выделите корень в этих словах.
Выделите основы. Посмотрите, как это сделала Маша. (Слайд 10)
в) Разрешение проблемной ситуации
Согласны ли вы?
Давайте прочитаем объяснение в учебнике на странице 62.
Дополнение правила. (Частица -ся)
Выделите основы.
г) Составление алгоритма
Давайте составим алгоритм и заполним олимпийские кольца.
Предложения детей. (Слайды 11-13)
Работа с динамической схемой на доске. (Форма, окончания и глагольные суффиксы, основа, корень, приставка)
Что мы составили? (Алгоритм)
Доскажите словечко.
Зная _____________________разбора,
Разберёшь _______________________толково.
А какие зимние виды спорта вы знаете?
Давайте попробуем представить себя участниками спортивных соревнований.
6. Физкультминутка для глаз
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
6. Закрепление
а) Разбор глаголов по составу. Повторение о временных формах. (Работа в парах. Игра «Фигурное катание») (Слайд 14)
Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово. Найдите его. Стартует, болеют, удивил.
Победим, загорелся, выиграешь.
Пробежал, стреляет, встречала.
Запишите остальные слова. Разберите их по составу.
Взаимопроверка.(Слайд 15)
Всё сделали правильно, значит, алгоритм помог. Если ошибки, значит надо разбирать строго по алгоритму.
Как могут изменяться глаголы настоящего и будущего времени? Определите лицо глаголов.
Как могут изменяться глаголы прошедшего времени? Определите род глаголов.
б) Работа с фразеологизмами. Игра «Биатлон. Точно в цель»
Многие глаголы входят в состав фразеологических сочетаний, объясните, что означают эти выражения. (Слайд 16)
Прочитайте фразеологизм «Не ударить в грязь лицом». Как понимаете его значение? (Сделать всё наилучшим образом.) Запишите этот фразеологизм.
Прочитайте фразеологизм «Жить по глаголу». Запишите этот фразеологизм.
Что означает это выражение?(Жить в мире, согласии и дружбе)
Найдите глаголы и разберите их по составу.
Проверка
в) Разбор глаголов по составу (Работа в группах. Игра «Лыжные гонки. Эстафета») (Слайд 17)
Одним из видов Олимпийской программы является различные эстафеты. У нас тоже сейчас будет эстафета, но не обычная, а морфемная. (Первому участнику даётся карточка с заданием). Главное в эстафете, конечно, — скорость, а в нашей – ещё и правильность. Три, два, один, начали! (Ребята разбирают по одному слову по цепочке)
Проверка по карточке самоконтроля
Разбор глаголов, в которых были допущены ошибки
г) Упражнение в правильном написании безударных окончаний глаголов(Игра «Забей гол») (Слайд 18)
Устное определение спряжения: шагать, одержать, заплакать, болеть, слышать, уходить, вить, стелить, терпеть, мечтать, строить. (Если глагол первого спряжения то поднимается правая рука, если – второго, то обе.)
Где находится пропущенная буква?
Что нужно знать, чтобы верно написать эту букву?
Вставьте нужную букву.
На слайде:проход…т дистанцию, смотр…м телевизор, пережива…шь за спортсменов.
Самопроверка, объяснение.
7. Проверка знаний
а) Упражнение в нахождении глаголови разборе их по составу (Пресс-центр)
Послушайте вопросы и догадайтесь, чьё это интервью. Постарайтесь запомнить глаголы.
— Что вы больше всего любите?
— Люблю действовать.
— Что вы больше всего не любите?
— Не люблю предлоги и известную всем частицу.
— Что бы вы пожелали ребятам?
— Чтобы русский все ребята.
на «пятёрку» знали.
На письме и в разговоре
Меня употребляли.
Запишите 4 глагола и разберите их по составу.
7. Рефлексия. Итог урока
а) Рефлексивный экран (Слайд 19)
Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось? Дополните высказывания.
Чем же мы занимались сегодня на уроке? Отвечать можно только, используя глаголы.
Сегодня мы представили новую памятку-опору в виде Олимпийских колец. Если вы научитесь пользоваться ей, то будете правильно и быстро.
Вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?
б) Оценивание
Вот таким же тяжёлым трудом, как и Олимпийские медали, достаются и знания. Сегодня на уроке отметки получают …… Кроме того, особо активные ребята получают сегодня золотые медали за работу на уроке, становятся чемпионами в изучении новой темы. Я васхвалю, благодарю!
в) Представление спортсменов класса
(Слайд 20) В 1896 году основателем современных Олимпийских игр Пьером де Кубертеном был определён Олимпийский принцип: «Самое важное в Олимпийских играх – не победа, а участие, также как в жизни самое главное – не триумф, а борьба». Подумайте над этими словами, и пусть они станут полезными для вас.
(Слайд 21) «Знание истории Олимпийского движения, олимпийских ценностей, традиций, талисманов – очень важны. А знание достижений своего народа на Олимпийских играх, служат отличным примером для реализации целей не только в спорте, но и в жизни. Через них формируется нравственный мир человека». Рассказ о представителях Мордовии на Олимпийских играх в Сочи.
Под музыку выходят спортсмены класса
7. Домашнее задание (Слайд 22)
Выучить алгоритм. Выполнить упражнение 55 страница 63.