«Проектно – исследовательская деятельность на уроках физики»
Пояснительная записка.
Элективный курс является интегрированным. Курс имеет практико-ориентированную направленность. При изучении данного элективного курса акцент следует делать не столько на приобретение дополнительной суммы знаний по физике, сколько на развитие способностей самостоятельно приобретать знания. Поэтому ведущими формами занятий предусматриваются исследовательские работы и проекты, ролевые игры, круглый стол, работа с научно-популярной литературой, экскурсии и эксперименты.
Курс построен с опорой на знания и умения, полученные учащимися при изучении физики, биологии и природоведении в 5-10 классах и имеющиеся у них навыки исследовательской деятельности.
Продолжительность курса 34 часа, состоит из двух модулей, каждый из которых имеет логическое завершение и может быть использован как самостоятельный курс.
Цели курса:
-формирование целостной естественно-научной картины мира учащихся через знакомство учащихся с важнейшими методами применения физических знаний на практике и развитие критического мышления, ключевых компетенций.
Задачи курса:
-развитие критического мышления, познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации;
-повышение информационной, коммуникативной, экологической культуры, опыта самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности;
-совершенствование умений и навыков в ходе выполнения программы курса;
-овладение учащимися знаниями о современной научной картине мира, о широких возможностях применения физических законов и видение их в окружающих процессах;
-воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы;
-осознанный выбор профильного обучения.
Используемые методы:
При организации работы упор ставится на применение проблемно-диалогических технологий (беседы, обсуждения, дискуссии, круглый стол), интерактивных методов обучения (исследовательский метод, метод проектов, мозговой штурм ( древо решений и др.), технология «открытого пространства»(групповая форма организации деятельности учащихся) и использовании ИК-технологий (наглядность, методы контроля).
Содержание программы.
Первый год занятий:
Раздел 1: модуль I(15 часов).
Второй год занятий:
Раздел 2: модульII (16 часов).
Использованная литература:
1. Богданов К.Ю. Физик в гостях у биолога. – М.: Наука, 1986.
2. Воронько Т.А. Задачи исследовательского характера. Математика в школе. – 2004. — №8. – С.10-14.
3. Жданова Н.И. Исследовательская работа на уроках: лабораторный практикум: 10 класс. Физика: изд. дом первое сентября. – 2004. — №30. – С.12.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. №1756-р).
5. Физика в школе. – 2003. №6. – С.55-58.
6. Мизун Ю.Г., Мизун П.Г. Космос и здоровье. – М.: Знание, — 1984.
7. Перельман Я. «Занимательная физика» 1 часть. – М.: Наука, — 1980.
8. Проничев С.В. Естествознание в школе. – 2005. – С.47-49.
9. Роль элективных курсов в профильном обучении. П.С.Лернер. Профильная школа №3 2004 г.
10. Енохович А.С. Справочник по физике. – М.: Просвещение, — 1990.
11. Википедия.
12. Герасимова С.И. Формирование исследовательских умений учащихся 8-9 классов при изучении природных объектов.
Тематическое планирование занятий.
1 год обучения | ||
Раздел | Количество часов | Тематическое планирование занятий |
Модуль I | 15 часов | 1.Механические движения в окружающем нас мире. 2. инерция: две стороны одной медали (за и против). 3. Исследовательская работа «Виды транспорта и применение их различных видов в Мордовии». 4. Исследовательская работа «Анализ причин высокого уровня ДТП в г.Саранске». 5. Сообщающие сосуды в окружающем мире и их применение. 6. Использование энергии воды в нашем регионе. 7. Исследовательская работа «Перспективы развития Мордовии в рамках проведения чемпионата мира по футболу». 8. Круглый стол «Перспективы использования механической энергии в Республике Мордовия». 9. Энергия топлива. Теплоэнергетика Республики Мордовия». 10. Исследовательская работа «Температурные условия в Республике Мордовия и их влияние на жизнь человека». 11. Экспериментально-исследовательская работа «Анализ характера изменения температуры в г.Саранске». 12. Тепловое загрязнение атмосферы города газообразующими предприятиями. 13. Влияние работы тепловых двигателей на экологические процессы. 14. Исследовательская работа «Анализ уровня загрязнений окружающей среды». 15. Круглый стол «Изменение климата Мордовии». |
2 год обучения | ||
Модуль II | 16 часов | 1. Электрические заряды и живые организмы. Влияние Электрического поля на живые организмы. 2. Исследовательская работа «Природные и искусственные электрические токи». 3. Энергия электрического тока и ее использование. Исследовательская работа «Анализ становления и развития энергетики республики». 4. Конференция «Электрические цепи Республики Мордовия». 5. Магнитное поле Земли и характер его изменений. Исследовательская работа «Характер влияния магнитного поля на человека». 6. Круглый стол «Перспективы использования альтернативных источников получения электрической энергии в республике». 7. Фотометрия. Световой поток. Законы освещенности. 8. Искусственное освещение. Исследовательская работа «Анализ минимальных нормативов освещенности в образовательных учреждениях республики Мордовия». 9. Экспериментально-исследовательская работа «Изучение спектра излучения различных доступных источников света». 10. Роль оптических приборов в современном мире. Практическая работа «Изготовление простейшего фотоаппарата: камера обскура». 11. Зеркальное и рассеянное отражение света. Исследовательская работа «Получение и использование многократного изображения предмета в плоских зеркалах». 12. Световые явления в природе(радуга, миражи, гало). 13. Экспериментально-исследовательская работа «Условия получения радуги в лабораторных и домашних условиях». 14. Зрительные иллюзии. Биологическая оптика. Исследовательская работа «Характер изменения поведения растений при изменении уровня освещенности». 15. Живой свет. 16. Исследовательская работа «Экологические проблемы и обеспечение устойчивости биосферы, связанные с рассеянием и поглощением света». |
Заключительная часть | 3 часа | Заключительные занятия: представление исследовательских и проектных работ (защита презентаций, докладов, рефератов). |
Предполагаемые результаты реализации программы:
Формирование ключевых компетенций:
В области учебных компетенций:
Уметь:
-организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования;
-решать учебные и самообразовательные проблемы;
-связывать воедино и использовать отдельные части знаний;
В области исследовательских компетенций:
Уметь:
-получать и использовать информацию;
-обращаться к различным источникам данных и их использование;
Знать:
-способы поиска и систематизации информации в различных видах источника.
В области социально-личностных компетенций:
Уметь:
-видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.
В области коммуникативных компетенций:
Уметь:
-выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
-выступать на публике;
-читать графики, диаграммы и таблицы данных;
-сотрудничать и работать в команде.
Способы определения результативности работы по программе:
-осознанный выбор профильного обучения на следующей ступени;
-личностный рост ученика;
-практическое применение полученных навыков в дальнейшей жизни;
-участие в научно-практических конференциях.