ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО.

В рамках преемственности работы по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании начальных представлений о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Однако, как показывает практика, представления детей в этой области чаще всего имеют поверхностный характер. Поэтому под профессиональной ориентацией рассматривается совокупность мероприятий, необходимых для того, чтобы выявить интересы, личностные особенности и способности ребенка, а также его возможности, позволяющие наметить некий ориентир при выборе профессии в будущем.

Постановление Министерства труда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» под профессиональной ориентацией определяет важный компонент «общечеловеческой культуры» [4]. Данное Постановление указывает и на то, что осуществлять профориентационную деятельность необходимо уже в дошкольной образовательной организации.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие» определил задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста [3]. Представление дошкольника о профессиях окружающего его мира будет привлекательно и ярко, если формы ознакомления с профессиями будут разными. Стандарт определяет и целевые установки, некоторые из них непосредственно связаны с ранней профессиональной ориентацией:

— проявление самостоятельного выбора той или иной игры, инициатива в ней; участие в разных видах деятельности;

— обладание положительной установки на мир, на людей разных профессий;

— наличие чувства собственного достоинства; активная коммуникация с другими детьми, а также и взрослыми;

— способность договориться, умение сопереживать своим друзьям и близким, вера в свои силы, адекватность проявления собственных чувств [3].

С 2017 года МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок» является Республиканской экспериментальной площадкой по ранней профориентации дошкольников.

Для эффективности работы в этом направлении была создана определенная развивающая предметно – пространственная среда, выстроенная с ориентировкой на знакомство с профессиональной деятельностью человека:

— приобретены методическая и учебная литература для педагогов, рабочие тетради для детей «Знакомимся с профессиями»

— оснащены уголки по профориентации;

— приобретены и сделаны своими руками тематические плакаты;

— пополнена картотека книг о профессиях с пословицами и поговорками о труде, загадками, скороговорками, считалками, стихами о профессиях и орудиях труда; стихами для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминутками;

— подобраны дидактические, развивающие, настольно — печатные игры, игры с предметами, демонстрационный материал;

— сделана подборка мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии»;

Педагогами МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок» выделены три основных направления в организации работы с дошкольниками по профориентации.

Первое направление связано с приближением видов деятельности ребенка к взрослому человеку. Первым профориентатором дошкольника выступает игра. Через ведущую и известную ребенку форму происходит знакомство ребенка с профессиональной деятельностью, примеривание на себя разных профессиональных ролей [2, с.100].

Играя, ребенок – дошкольник может повторить то, что происходит вокруг него в окружающем мире. Подражательность взрослой деятельности свойственна многим детским играм. Для ребенка игра является тем же, что и работа для взрослого человека. Поэтому важно понять то, что как будет играть ребенок, так впоследствии он будет относиться и к работе [1, с.94].

Персонажем всех игр, занятий и мероприятий стал «Куйгорош» — собирательный образ, герой мордовских сказок и мифов. Именно он стал помощником педагога в знакомстве детей с разными профессиями не только на занятиях, но и в свободной деятельности. Дети вместе с Куйгорошем рассматривают иллюстрации, на которых изображены люди разных профессий. Воспитатель обращает внимание на специальную одежду человека определенной профессии, его инструменты оборудование, необходимые во время работы. Педагогами может быть организована встреча маленьких детей с человеком интересной профессии в стенах образовательной организации. Все атрибуты и специальная одежда имеется также и у Куйгороша.

Второе направление работы — приближение трудовой деятельности взрослого человека к ребенку. Работа в данном направлении осуществляется через организацию экскурсий, встреч с людьми на разных предприятиях, наблюдений за деятельностью взрослых людей, выполняющих свою работу. Это направление отличается эффективностью, так как подобные мероприятия оставляют глубокий эмоциональный отклик в душах детей и надолго остаются в их памяти.

Для детей старшего дошкольного возраста были организованы экскурсии на ОАО «Птицефабрика «Атемарская» (цех по выращиванию молодняка, яйцесклад), в пекарню «Атемарская», почтовое отделение «Атемарское», в сельскую библиотеку, парикмахерскую, аптечный пункт, супермаркет «Атемарский». На экскурсиях детям рассказывалось о том, как называются все действия, которые выполняет тот или иной специалист, дети могли задать вопросы. Привлекательность труда каждой из профессии возрастала, когда взрослые старались вовлечь детей в свой трудовой процесс, поручив им несложные операции (например, на почте детям разрешили проставить штампы на конвертах для отправки писем). Конечно, это было возможно не во всех профессиях, необходимо также соблюдение техники безопасности. Воспитатель при проведении экскурсии имел возможность дополнять информацию о новой профессии. По возвращению в образовательную организацию, с детьми было организовано обсуждение увиденного и услышанного ими на экскурсии.

Третье направление построено на совместной работе детей и взрослых, ориентированной на продуктивную и игровую деятельность. При организации работы по данному направлению педагоги продумали весь арсенал эффективных форм, методов и приемов для получения положительных результатов: победа в районном конкурсе «Поиск, технология, успех», демонстрация опыта работы в данном направлении на «Августовской районной конференции работников образования», показ открытого занятия «Все профессии важны, все профессии нужны..» на районном методическом объединении педагогов Лямбирского муниципального района и на семинаре для слушателей курсов повышения квалификации Мордовского республиканского института образования. Также опытом работы педагоги МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок» делятся на всероссийском сайте ns.portal.ru и на портале международного образования MAAM.RU, а также в сети «Педагог.13.ру»

Перспективным направлением работы в области формирования представлений старших дошкольников о профессиях в МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок» видится создание игротеки, передвижных экспозиций, мини-музея «Все работы хороши», а также образовательного центра «Мир профессий». Мы предполагаем продолжать активную пропаганду работы ДОУ по ранней профориентации, поддерживать имидж дошкольного работника, совершенствовать профориентационную работу в детском саду с использованием современных педагогических технологий, продолжать вовлекать родителей в совместную с ДОУ работу по ранней профориентации воспитанников, т.к. это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, который, несомненно, координирует педагог, используя в своей деятельности все возможности воспитательно-образовательного процесса, учитывая при этом возрастные и психофизические особенности дошкольников. Организация целенаправленной, системной работы в области ознакомления дошкольников с миром профессий и формирования ценностного отношения к труду представляется актуальным и перспективным направлением научно-педагогического поиска. Мы надеемся, что дети нашего детского сада научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

Список литературы:

1. Антонова, М.В., Гришняева, И.В. Ранняя профориентация как элемент социальнокоммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 2. С.93-96.

2. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий. Балашов: Николаев, 2015. 125 с.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42118/ (дата обращения: 16.11.2019).

4. Постановление Министерства труда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.11.2019).

268
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!