«Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
МОУ «Большеелховская СОШ»
Урок русского языка
для обучающихся 2 класса
«Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
Подготовила: Родионова Людмила Александровна,
учитель начальных классов
2019-2020 учебный год
Технологическая карта
Класс: 2 (в классе 25 уч-ся с нормой развития и 1 ученик – нарушение опорно-двигательного аппарата). | ||
Предмет: русский язык, УМК – «Школа России» | ||
Тема урока:Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | ||
Тип урока: урок изучения нового материала. | ||
Педагогические технологии: технология деятельностного подхода. | ||
Цели урока: изучение способов обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков на письме. | ||
Задачи: | Образовательные: научить выполнятьклассификацию слов и обосновывать своё мнение; обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных Е, Ё, И, Ю, Я, Ь, а так же различать функции гласных букв Е, Ё, И, Ю, Я при произношении слов. | |
Развивающие:развивать речевой слух учащихся, умение наблюдать за произношением согласных звуков и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки. | ||
Планируемые результаты: | ||
Предметные | Обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью буквЕ, Ё, И, Ю, Я, Ь; обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв А, О, У. Ы, Э. | |
Метапредметные | Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действий. | |
Коммуникативные:умение высказывать своё мнение, слушать и понимать других; совместно договариваться о правилах поведения и общения во время групповой работы и следовать им. | ||
Познавательные:умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | ||
Личностные | Формирование устойчивой мотивации к учебно-познавательной деятельности. | |
Основные понятия | Обозначение мягкости согласных звуков при письме. | |
Межпредметные связи | Русский язык, окружающий мир. | |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре и группах. | |
Ресурсы: | ||
Основные | 1.Учебник «Русский язык» 1 часть для общеобразовательных учреждений под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого рекомендовано Минобразования РФ, Просвещение 2018 г.; Школа России). 2.Рабочая тетрадь часть1 под редакцией В.П.Канакиной, Просвещение 2018 г; 3. Поурочные разработки по русскому языку для 3 класса к УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого(«Школа России») Москва «ВАКО» «)2018г 4. Программы для специальных (коррекционных ) общеобразовательных школ и классов VII вида.-М.: Издательство ПАРАДИГМА, 2010 | |
Дополнительные | Меловая – магнитная доска, карточки со словами, магниты, раздаточный материал, два нарисованных гнома, презентация, электроннаяфизминутки, смайлики для рефлексии для каждого ученика. Для ребёнка с ОВЗ карточки со словами и нарисованные гномы в уменьшенном размере. | |
Техническое оборудование | Компьютер, проектор, интерактивная доска, указка ипланшет (для ребёнка с ОВЗ). |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Деятельность учащегося с ОВЗ | Формируемые УУД |
I.Мотивация учебной деятельности. (1 мин.) | Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем сами рассуждать, И друг другу помогать.(слайд 2) | Учащиесяуспокаиваются, настраиваются на работу. | Регулятивные: Организовывать свою учебную деятельность. Личностные: Формирование устойчивой мотивации к учебно-познавательной деятельности. | |
II.Актуализация знаний ивыявление индивидуальных затруднений.(5 мин.)1. Минутка чистописания. | Я тетрадочку открою, И как надо положу. Я от вас, друзья, не скрою: Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. — Запишите число, классная работа. Какое сейчас время года? Наконец то и у нас настоящая зима. И к нам в класс прилетели такие красивы снежинки.(слайд3) К, снегири, кормушке, прилетели. Из слов составьте предложение. Запишите в тетрадь, подчеркните грамматическую основу. | Учащиеся записывают соединения и слова, которые даны на слайде. Из данных слов составляют предложение: К кормушке прилетели снегири. В данном предложении подчёркивают грамматическую основу. | Выполняет разминку пальцев. Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папа, Этот пальчик – мама, Этот пальчик – Я. Вот и вся моя семья. | Регулятивные:Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коммуникативные: Развивать умение вступать в диалог с учителем. Участвовать в беседе с учителем. Соблюдать правила речевого этикета. Выделять необходимую информацию. |
Включается в общую работу.В предложении она называет подлежащее и сказуемое, а сосед по парте с помощью линейки помогает ей их подчеркнуть. | ||||
2.Работа с картиной. | (слайд 4) Покормите птиц зимой! Вот в этот самый трудный час, Спасенья птицы ждут от нас! | Учащиеся рассказывают о том, что зимой птицам живётся очень трудно. Зимой им трудно найти себе корм. Они предлагают сделать кормушки и развесить около своих домов. | Рассказывает об участии в Республиканском конкурсе «Птичий дом»(слайд 5) | |
3.Проверка безударной гласной. | (слайд 6) Вставьте пропущенные гласные, подберите проверочное слово. | Данную работу учащиеся выполняют устно. | Включается в общую работу. | Познавательные: Самостоятельно находить вариант решения учебной задачи. Регулятивные: Анализировать выбор написания безударной гласной и обосновывать своё мнение. |
III.Самоопределение к деятельности. (2 мин.) | (слайд 7) Мы гномики из сказки Живём в лесу густом. Вот это Бим. Вот это Бом. На урок мы к вам идём И подарки несём, А подарки непростые – Шарики цветные. Их зовут Бим и Бом. А вот кто из них Бим, а кто Бом я не знаю. Может, вы, мне подскажете? — Какой 1 звук вы слышите в имени Бим? (Бь) — Какой это звук твёрдый или мягкий? И сам Бим такой же мягкий, как первый звук в его имени и любит всё, что начинается на мягкий согласный звук. — А какой 1 звук вы слышите в имени Бом? (Б) Какой это звук твёрдый или мягкий? Бом такой же твёрдый и всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных. — Как называются согласные, которых любит Бом? (твёрдые) — Как называются согласные, которых любит Бим? (мягкие) Они принесли нам необычные шарики. На каждом шарике гласная буква. Они перемешались. Давайте поможем отыскать нужные шарики Биму и нужные шарики Буму. — Вы догадались, какие шарики выбрал Бом, а какие Бим? Почему? (слайд 8) Живёт в стране Грамматика ещё известный фокусник. Зовут его Мягким знаком. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову – оно делается совершенно неузнаваемым: Ел – ель. Банка –банька. | Учащиеся определяют, что Бим любит зелёный цвет и поэтому он одет в зелёный костюм. Он выбрал шарики с буквами: Е, Ё, И, Ю, Я. Они смягчают согласные звуки. Эти согласные мы обозначаем зелёным цветом. Бом любит синий цвет. Он одет в костюм синего цвета. Он выбрал шарики с буквами А, О, У, Ы, Э. | Включается в общую работу. | Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану |
IV. Формулировка темы и цели урока. (1 мин.) | Попробуйте сформулировать тему нашего урока. — Давайте сформулируем цель урока. | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Научиться различать мягкие и твёрдые согласные звуки. | Включается в общую работу. | Познавательные: Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. |
V. Музыкальная физминутка. (2 мин.) | «Танец снежинок» (слайд 9) Учитель показывает движения под музыку. | Учащиеся повторяют движения за учителем. | Выполняет физминутку вместе с детьми возле своей парты. | Личностные: Осуществлять профилактику утомления. Ориентироваться на здоровый образ жизни. Познавательные: Придерживаться правильного режима дня, активно участвовать |
VI. Усвоение новых знаний. Создание проблемной ситуации. (20 мин.)
| (слайд 10) Помоги Биму и Бомуопределить свою группу слов. Бим выбирает слова с мягким согласным звуком в начале слова. Бом выбирает слова с твёрдым согласным звуком в начале слова. Расставляем карточки в два столбика. (Корова, ворона, лисица, петух, воробей, деревня, пенал, капуста.) | Два ученика работают у доски, остальные записывают слова в тетрадь, подчёркивают нужную гласную. | Работает с консультантом из класса. Работа ведётся как у доски. Для этой работы учитель предлагает ей выбрать ученика по своему усмотрению. Этот ученик подходит к её парте.Перед ними точно такие же карточки, как и на доске, только в уменьшенном варианте. | Регулятивные: Выполнять учебное задание в соответствии с правилом.Проверять правильность выполненного задания при работе в паре. Коммуникативные: Формулировать понятные для партнёра высказывания. ПознавательныеУмение ориентироваться в своей системе знаний, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
2.Подведение итогов выполненной работы. | — Какие гласные смягчают согласные звуки? — Как еще может обозначаться мягкость предшествующего согласного? -Что мы знаем о мягком знаке? — Назовите гласные, которые не смягчают согласные звуки? (а, о, у, э, ы) | Гласные Е, Ё, И, Ю, Я смягчают согласные звуки. Мягкость согласного может обозначаться мягким знаком. Эта буква не обозначает звука. А, О, У, Э, Ы не смягчают согласные звуки. | Включается в общую работу. | |
А теперь давайте узнаем, совпадают ли выводы ваши с выводами учебника. | Учащиеся читают правило на стр.121. | Читает правило на стр.121. | ||
3. Закрепление. Дифференциация согласных. | Работа в учебнике на стр.122, упр.197. -В зависимости от лексического значения слов распределите их в три группы. -В каждой группе найдите букву, которая обозначает один и тот же согласный звук. Работа в рабочей тетради на стр.50, упр.108. (слайд 11-12) | Учащиеся выполняют упр.197 в учебнике на стр.122. Выполняют задание в рабочей тетради на стр.50, упр.108. | Работает с консультантом, которого выбирает ей учитель. Выполняет в тетради самостоятельно. | |
VII.Зарядка для глаз. (2 мин.) | (слайд 13) | Учащиеся выполняют упражнения, не вставая с места. | Включается в общую работу. | Личностные: Осуществлять профилактику утомления глаз. Аактивноучаствовать в физкультминутке |
VIII. Закрепление ранее изученного материала. 1.Групповая работа. (5 мин.) | (слайд 14) Что означает это слово? Что вы знаете о именах собственных? Что относится к именам собственным? Что такое Севастополь? Что вы о нём знаете? -Из данного слова образуем другие имена собственные. -Проверяем, какая из групп больше всего составили слов? -А теперь давайте сравним ваши слова со словами на слайде. (слайд 15) | Весь класс делится на три группы. Перед каждой группой лист бумаги. На нём написано «Из Севастополя» Это город. Он находится в Крыму, на Чёрном море. Крым является частью России. Каждая группа записывает получившиеся слова на листочке. Каждая группа называет свои слова. | Работает в первой группе.(Для этого ей достаточно развернуться ко второй парте.) Называет слова, которые составила первая группа. | Регулятивные Организовать групповую работу. Оценить результаты своей работы в данной группе, вноситьсвои корректировки. Коммуникативные Совместно договариваться о правилах поведения и общения во время групповой работы и работы в паре, следовать им.Познавательные Умение ориентироваться в своей системе знаний, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
2. Работа с интерактивной доской. (3 мин.) | (слайд 16) | Друг за другом выходят к доске и выполняют определённое задание. | Данное упражнение выполняет на планшете с соседом по парте. | |
IХ.Домашнеезадание. (1 мин.) | Р/т. с. 55, упр. 120. (слайд 17) | Записывают д/з в дневник. | Записывает д/з в дневник. | Коммуникативные: Слушать и понимать речь других. |
Х. Рефлексия. (3 мин.) | — Над какой темой мы сегодня работали? -Какое задание было для вас самым интересным? -При выполнении, какого задания выиспытывали трудности? -Оцените свою работу с помощью сигнальной карточки. -Оцените работу своего соседа по парте. (слайд 18) | Учащиеся оценивают свою работу и работу соседа с помощью смайликов. | Включается в общую рефлексию. | Регулятивные: Выделение и осознание учащимися того, что уже хорошо усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества усвоения знаний, определять степень успешности работы. |