«Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Тип статьи:
Авторская

МОУ «Большеелховская СОШ»

Урок русского языка

для обучающихся 2 класса

«Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Подготовила: Родионова Людмила Александровна,

учитель начальных классов

2019-2020 учебный год

Технологическая карта

Класс: 2 (в классе 25 уч-ся с нормой развития и 1 ученик – нарушение опорно-двигательного аппарата).
Предмет: русский язык, УМК – «Школа России»
Тема урока:Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Педагогические технологии: технология деятельностного подхода.
Цели урока: изучение способов обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков на письме.
Задачи: Образовательные: научить выполнятьклассификацию слов и обосновывать своё мнение; обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных Е, Ё, И, Ю, Я, Ь, а так же различать функции гласных букв Е, Ё, И, Ю, Я при произношении слов.
Развивающие:развивать речевой слух учащихся, умение наблюдать за произношением согласных звуков и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.
Планируемые результаты:
Предметные Обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью буквЕ, Ё, И, Ю, Я, Ь; обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв А, О, У. Ы, Э.
Метапредметные Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные:умение высказывать своё мнение, слушать и понимать других; совместно договариваться о правилах поведения и общения во время групповой работы и следовать им.
Познавательные:умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные Формирование устойчивой мотивации к учебно-познавательной деятельности.
Основные понятия Обозначение мягкости согласных звуков при письме.
Межпредметные связи Русский язык, окружающий мир.
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре и группах.
Ресурсы:
Основные 1.Учебник «Русский язык» 1 часть для общеобразовательных учреждений под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого рекомендовано Минобразования РФ, Просвещение 2018 г.; Школа России).

2.Рабочая тетрадь часть1 под редакцией В.П.Канакиной, Просвещение 2018 г;

3. Поурочные разработки по русскому языку для 3 класса к УМК В.П.Канакиной,

В.Г.Горецкого(«Школа России») Москва «ВАКО» «)2018г

4. Программы для специальных (коррекционных ) общеобразовательных школ и классов VII

вида.-М.: Издательство ПАРАДИГМА, 2010

Дополнительные Меловая – магнитная доска, карточки со словами, магниты, раздаточный материал, два нарисованных гнома, презентация, электроннаяфизминутки, смайлики для рефлексии для каждого ученика. Для ребёнка с ОВЗ карточки со словами и нарисованные гномы в уменьшенном размере.
Техническое оборудование Компьютер, проектор, интерактивная доска, указка ипланшет (для ребёнка с ОВЗ).
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Деятельность учащегося с ОВЗ Формируемые УУД
I.Мотивация учебной деятельности. (1 мин.) Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем сами рассуждать,
И друг другу помогать.
(слайд 2)
Учащиесяуспокаиваются, настраиваются на работу. Регулятивные: Организовывать свою учебную деятельность. Личностные: Формирование устойчивой мотивации к учебно-познавательной деятельности.
II.Актуализация знаний ивыявление индивидуальных затруднений.(5 мин.)1. Минутка чистописания. Я тетрадочку открою,
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
— Запишите число, классная работа. Какое сейчас время года? Наконец то и у нас настоящая зима. И к нам в класс прилетели такие красивы снежинки.(слайд3)

К, снегири, кормушке, прилетели.

Из слов составьте предложение. Запишите в тетрадь, подчеркните грамматическую основу.

Учащиеся записывают соединения и слова, которые даны на слайде. Из данных слов составляют предложение: К кормушке прилетели снегири. В данном предложении подчёркивают грамматическую основу. Выполняет разминку пальцев. Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – Я.
Вот и вся моя семья.
Регулятивные:Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коммуникативные:

Развивать умение вступать в диалог с учителем.

Участвовать в беседе с учителем.

Соблюдать правила речевого этикета.

Выделять необходимую информацию.

Включается в общую работу.В предложении она называет подлежащее и сказуемое, а сосед по парте с помощью линейки помогает ей их подчеркнуть.
2.Работа с картиной. (слайд 4) Покормите птиц зимой!

Вот в этот самый трудный час,

Спасенья птицы ждут от нас!

Учащиеся рассказывают о том, что зимой птицам живётся очень трудно. Зимой им трудно найти себе корм. Они предлагают сделать кормушки и развесить около своих домов. Рассказывает об участии в Республиканском конкурсе «Птичий дом»(слайд 5)
3.Проверка безударной гласной. (слайд 6) Вставьте пропущенные гласные, подберите проверочное слово. Данную работу учащиеся выполняют устно. Включается в общую работу. Познавательные: Самостоятельно находить вариант решения учебной задачи. Регулятивные:

Анализировать выбор написания безударной гласной и обосновывать своё мнение.

III.Самоопределение к деятельности. (2 мин.) (слайд 7) Мы гномики из сказки

Живём в лесу густом.

Вот это Бим.

Вот это Бом.

На урок мы к вам идём

И подарки несём,

А подарки непростые –

Шарики цветные.

Их зовут Бим и Бом. А вот кто из них Бим, а кто Бом я не знаю. Может, вы, мне подскажете?

— Какой 1 звук вы слышите в имени Бим? (Бь)

— Какой это звук твёрдый или мягкий?

И сам Бим такой же мягкий, как первый звук в его имени и любит всё, что начинается на мягкий согласный звук.

— А какой 1 звук вы слышите в имени Бом? (Б) Какой это звук твёрдый или мягкий? Бом такой же твёрдый и всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных.

— Как называются согласные, которых любит Бом? (твёрдые)

— Как называются согласные, которых любит Бим? (мягкие)

Они принесли нам необычные шарики. На каждом шарике гласная буква. Они перемешались. Давайте поможем отыскать нужные шарики Биму и нужные шарики Буму.

— Вы догадались, какие шарики выбрал Бом, а какие Бим? Почему?

(слайд 8)

Живёт в стране Грамматика ещё известный фокусник. Зовут его Мягким знаком.

Стоит ему подойти к какому-нибудь слову – оно делается совершенно неузнаваемым:

Ел – ель.

Банка –банька.

Учащиеся определяют, что Бим любит зелёный цвет и поэтому он одет в зелёный костюм. Он выбрал шарики с буквами: Е, Ё, И, Ю, Я. Они смягчают согласные звуки. Эти согласные мы обозначаем зелёным цветом.

Бом любит синий цвет. Он одет в костюм синего цвета. Он выбрал шарики с буквами А, О, У, Ы, Э.

Включается в общую работу. Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

Уметь работать по коллективно составленному плану

IV. Формулировка темы и цели урока. (1 мин.) Попробуйте сформулировать тему нашего урока. — Давайте сформулируем цель урока. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Научиться различать мягкие и твёрдые согласные звуки. Включается в общую работу. Познавательные: Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

V. Музыкальная физминутка. (2 мин.) «Танец снежинок» (слайд 9)

Учитель показывает движения под музыку.

Учащиеся повторяют движения за учителем. Выполняет физминутку вместе с детьми возле своей парты. Личностные: Осуществлять профилактику утомления. Ориентироваться на здоровый образ жизни. Познавательные:

Придерживаться правильного режима дня, активно участвовать
в физкультминутке.

VI. Усвоение новых знаний. Создание проблемной ситуации. (20 мин.)
  • 1.Работа у доски.
(слайд 10)

Помоги Биму и Бомуопределить свою группу слов.

Бим выбирает слова с мягким согласным звуком в начале слова. Бом выбирает слова с твёрдым согласным звуком в начале слова. Расставляем карточки в два столбика.

(Корова, ворона, лисица, петух, воробей, деревня, пенал, капуста.)

Два ученика работают у доски, остальные записывают слова в тетрадь, подчёркивают нужную гласную. Работает с консультантом из класса. Работа ведётся как у доски. Для этой работы учитель предлагает ей выбрать ученика по своему усмотрению. Этот ученик подходит к её парте.Перед ними точно такие же карточки, как и на доске, только в уменьшенном варианте. Регулятивные: Выполнять учебное задание в соответствии с правилом.Проверять правильность выполненного задания при работе в паре. Коммуникативные:

Формулировать понятные для партнёра высказывания.

ПознавательныеУмение ориентироваться в своей системе знаний, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

2.Подведение итогов выполненной работы. — Какие гласные смягчают согласные звуки? — Как еще может обозначаться мягкость предшествующего согласного?

-Что мы знаем о мягком знаке?

— Назовите гласные, которые не смягчают согласные звуки? (а, о, у, э, ы)

Гласные Е, Ё, И, Ю, Я смягчают согласные звуки. Мягкость согласного может обозначаться мягким знаком.

Эта буква не обозначает звука.

А, О, У, Э, Ы не

смягчают согласные звуки.

Включается в общую работу.
А теперь давайте узнаем, совпадают ли выводы ваши с выводами учебника. Учащиеся читают правило на стр.121. Читает правило на стр.121.
3. Закрепление. Дифференциация согласных. Работа в учебнике на стр.122, упр.197. -В зависимости от лексического значения слов распределите их в три группы. -В каждой группе найдите букву, которая обозначает один и тот же согласный звук.

Работа в рабочей тетради на стр.50, упр.108.

(слайд 11-12)

Учащиеся выполняют упр.197 в учебнике на стр.122.

Выполняют задание в рабочей тетради на стр.50, упр.108.

Работает с консультантом, которого выбирает ей учитель.

Выполняет в тетради самостоятельно.

VII.Зарядка для глаз. (2 мин.) (слайд 13)

Учащиеся выполняют упражнения, не вставая с места.

Включается в общую работу.

Личностные: Осуществлять профилактику утомления глаз. Аактивноучаствовать
в физкультминутке
VIII. Закрепление ранее изученного материала. 1.Групповая работа. (5 мин.) (слайд 14) Что означает это слово? Что вы знаете о именах собственных? Что относится к именам собственным? Что такое Севастополь? Что вы о нём знаете?

-Из данного слова образуем другие имена собственные.

-Проверяем, какая из групп больше всего составили слов?

-А теперь давайте сравним ваши слова со словами на слайде.

(слайд 15)

Весь класс делится на три группы. Перед каждой группой лист бумаги. На нём написано

«Из Севастополя»

Это город.

Он находится в Крыму, на Чёрном море. Крым является частью России.

Каждая группа записывает получившиеся слова на листочке.

Каждая группа называет свои слова.

Работает в первой группе.(Для этого ей достаточно развернуться ко второй парте.)

Называет слова, которые составила первая группа.

Регулятивные Организовать групповую работу. Оценить результаты своей работы в данной группе, вноситьсвои корректировки.

Коммуникативные

Совместно договариваться о правилах поведения и общения во время групповой работы и работы в паре, следовать им.Познавательные Умение ориентироваться в своей системе знаний, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

2. Работа с интерактивной доской. (3 мин.) (слайд 16) Друг за другом выходят к доске и выполняют определённое задание. Данное упражнение выполняет на планшете с соседом по парте.
IХ.Домашнеезадание. (1 мин.) Р/т. с. 55, упр. 120. (слайд 17) Записывают д/з в дневник. Записывает д/з в дневник. Коммуникативные: Слушать и понимать речь других.
Х. Рефлексия. (3 мин.) — Над какой темой мы сегодня работали? -Какое задание было для вас самым интересным? -При выполнении, какого задания выиспытывали трудности?

-Оцените свою работу с помощью сигнальной карточки.

-Оцените работу своего соседа по парте.

(слайд 18)

Учащиеся оценивают свою работу и работу соседа с помощью смайликов. Включается в общую рефлексию. Регулятивные: Выделение и осознание учащимися того, что уже хорошо усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества усвоения знаний, определять степень успешности работы.
497
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!