Игровая деятельность как средство формирования экологической культуры у старших дошкольников

Тип статьи:
Авторская
  • Игровая деятельность как средство формирования экологической культуры у старших дошкольников
  • Анисьина Татьяна Серафимовна, воспитатель
  • Аннотация: данная статья посвящена формированию экологической культуры у старших дошкольников посредством игровой деятельности. Исходя из этого, была поставлена конкретная цель: осуществить комплекс игровых мероприятий, способствующих формированию у старших дошкольников экологической культуры.
  • Ключевые слова: игровая деятельность, экологическая культура, старшие дошкольники.
  • Известные педагоги Российской Федерации А. Н. Леонтьев [12], Д. Б. Эльконин [20], В. В. Давыдов [9] создали единую схему периодизации детства и для каждого периода выделили характерный только ему вид деятельности.
  • Согласно мнению известного педагога Российской Федерации А. Н. Леонтьева, основной деятельностью является та, которая определяет наиболее важные изменения в психологических особенностях ребёнка в конкретный период его развития, каждому из которых свойственна определённая деятельность. Однако стоит учитывать, что в данном возрасте присутствуют и другие виды деятельности, так или иначе влияющие на формирование ребенка. [12, с. 27].
  • В основу периодизации детства был положен конкретный тип ведущей деятельности, при этом его изменение практически всегда характеризует смену возрастных периодов. В каждом из видов деятельности возникают и формируются соответствующие психологические новообразования, связь которых образует единство и гармоничность психического развития ребёнка.
  • По мнению Л. В. Трубайчука: «Игровая деятельность наиболее характерна для ребёнка 3-6 лет. В процессе её осуществления у него развиваются воображение, ориентация на общий смысл человеческих отношений и действий, способность в выделении в них моментов соподчинения и управления, а также формируются обобщённые сопереживания, осмысленная ориентация в них» [17, с. 63].
  • Анализ научной и учебно-методической литературы, связанных с проблемой игровой деятельности, позволил выделить ряд определений, обозначающих игру как форму деятельности:
  • – в определённых ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий (Н. Ф. Виноградова [7, с. 99]);
  • – раскрытие внутренних возможностей ребёнка осуществляется в процессе деятельности (Б. Г. Ананьев [3], Л. С. Выготский [10] и др.);
  • – игровая деятельность играет важную роль в социальном развитии дошкольников, а так же формирует у них навыки общения и коммуникации (А. Р. Лурия [16]).
  • Игра в жизни детей дошкольного возраста занимает важнейшее место. За последние годы интерес к игровой деятельности детей и её роли в педагогическом процессе сильно возрос. Изменения, происходящие в нашем обществе, оказывают влияние на все сферы жизни человека, в том числе и на детскую игру. Сегодня её функции значительно расширились во многих сферах работы с дошкольниками. Открытость чувств и переживаний, чистый эмоциональный фон, разнообразие достижений ребёнка в игре дают возможность определить его успехи в личностном становлении и культурном развитии. Подобная уникальная особенность игры была отмечена известными психологами и педагогами.
  • Роль и значение игры в воспитании и развитии дошкольников на сегодняшний день является одной из актуальнейших проблем современной педагогической науки, теории и практики дошкольного образования. Её актуальность на современном этапе обусловлена постепенным вытеснением игры из педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения, а значит, и из повседневной жизни ребёнка [11].
  • Проблема современного экологического воспитания имеет множество аспектов. В наше время экология стала наукой, которая должна помочь людям сделать мир вокруг них приемлемым для дальнейшей жизни. Экологическое воспитание — это формирование у человека способности и желания действовать в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды». В наше время экологическое образование стало самостоятельной областью дошкольной педагогической теории и практики [3, с. 5].
  • По определению Н. А. Рыжовой, экологическое воспитание детей дошкольного возраста — «непрерывный процесс образования и развития ребенка, направленный на формирование системы экологических знаний, экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды» [5, с. 7].
  • М. Д. Маханева отмечает, что «экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе» [2, с. 18].
  • Экологическое воспитание дошкольников – это часть общего образовательного процесса; оно помогает становлению личности в целом. В процессе экологического воспитания дошкольники овладевают нормами экологически грамотного поведения на основе комплекса экологических знаний.
  • Педагог П. Г. Федосеева считает, что основной целью экологического воспитания в дошкольном возрасте является «формирование начал экологической культуры и становление на этой основе у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к природе» [6, с. 6].
  • В авторской концепции С. Н. Николаевой цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры, под которым понимается «становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии» [4, с.21]. Составные экологической культуры личности дошкольника, по С. Н. Николаевой, – «знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни» [4, с. 30].
  • Здесь, на мой взгляд, стоит процитировать выдающегося психолога Л. С. Выготского, который считает, что «через игровую деятельность формируется ребёнок как личность, формируется его эмоциональная и чувственная база, которая в последствии будет изменятся в течении всей жизни. В этом она может быть названа ведущей, так как определяет многостороннее развитие» [8, с. 104].
  • Эту же мысль подтверждает исследование психолога А. П. Молодовой, свидетельствующее о том, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на занятиях. Это объясняется тем, что на занятиях ребёнок выполняет только те задания, которые говорит ему взрослый, а в игре решает собственную задачу и формирует положительную или отрицательную оценку, и от этой оценки зависит его отношение к возникшей в процессе игровой деятельности ситуации, что в дальнейшем отразится на его жизни [14, с. 112].
  • Что же касается экологического воспитания, то в настоящее время педагогами и психологами осуществляется поиск новых путей включения элементов различных видовых игр в процессе обучения дошкольников и формирования у них осознанно-правильного отношения к природе и себе, как неотъемлемой части сложных экологических процессов, происходящих в окружающем мире.
  • В связи с этим педагогическим работникам крайне необходимо уделять особое внимание на экологическую направленность игровой деятельности детей. В своей работе следует отдавать предпочтение играм с экологическим содержанием, обращать внимание на наполнение игр экологическим содержанием, а также отказываться от игр, связанных с деструктивным воздействием на мир природы, так как негативный опыт, полученный во время таких игр, так же закладывается в сознании, только начинающего познавать мир, ребёнка.
  • С точки зрения формирования экологической культуры, включение игр в процесс обучения, в частности в занятия по экологии, абсолютно никак не противоречит становлению самостоятельной деятельности у старших дошкольников, а даже способствуют этому в тех или иных ситуациях.
  • Игра включает в себя компоненты структуры самостоятельной деятельности. Игровая деятельность ребёнка, которая практически всегда сопровождается высоким эмоциональным подъёмом, всплеском положительных и отрицательных чувств и устойчивым познавательным интересом является наиболее действенным стимулятором его активности в познании окружающего мира [15].
  • Деятельность дошкольников проходит в условиях, при которых взрослые больше стремятся их воспитывать, чем обучать, а ребёнок выступает как субъект, которому нравится действовать именно так, а не иначе, что негативно сказывается на субъективном восприятии ребенком окружающего мира, т.к. его полностью лишают возможности выбора и творческой инициативы. Например, дошкольники играют только по собственному желанию – «заставить» их играть практически невозможно. В свою очередь это способствует проявлению и развитию их творческих возможностей, т.е. их личности. Вместе с тем хотелось бы отметить, что личность развивается на основе сложного процесса синтеза разных видов деятельности, которые имеют также разный удельный вес в тот или иной возрастной период.
  • На мой взгляд игровая деятельность имеет большие возможности для создания предпосылки к познавательной, эмоциональной и деятельностной готовности, к такому уровню культуры взаимопонимания и взаимодействия с миром природы, который соответствует современному этапу развития взаимоотношений природы и общества [1].
  • Я убеждена, что формирование экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности предполагает сотрудничество педагога и ребёнка и исключает авторитарную модель взаимодействия, где источником власти является взрослый человек. Задача педагога состоит в правильной организации игрового процесса, чтобы ребёнок имел возможность выдвигать свои гипотезы, не боясь при этом сделать ошибку. Как показывают исследования, правила поведения в повседневной жизни дети формулируют сами. Они это делают на основе полученных ими знаний и эмоциональной оценки явлений, педагог только подводит детей к необходимым выводам, не лишая их возможности самопознания.
  • Игровую среду необходимо организовать таким образом, чтобы побуждать детей к игре, но не заставлять. В групповой комнате можно организовать зону, специально предназначенную, например, для режиссёрских игр экологического содержания. Различные наборы, фигурок животных, растений, объектов природы можно разместить в эстетично оформленных коробках. Игровое пространство должно быть комфортным и понятным для ребёнка, давать возможность играть самому. Воспитателю следует помнить, что стремление ребёнка к исследованию может отвлечь его от режиссёрской игры на манипулирование игрушкой, поэтому целесообразно сначала дать ему возможность изучить её во всех аспектах. И только после того, как ориентированные действия иссякнут, игрушку можно использовать для режиссёрской игры. Вместе с тем, необходимо помнить, что ребёнок будет в состоянии самостоятельно организовать режиссёрские игры только тогда, когда он уже умеет хорошо играть и создавать свой воображаемый мир на основе познаний и опыта, полученного ранее [18].
  • Игровой процесс старших дошкольников постоянно переходит из игровых отношений в реальные, тем самым обеспечивая организацию и осуществление игровых действий, проникновение в её замысел. Следовательно, в данном случае режиссёрская игра может рассматриваться как интегрированная деятельность ребёнка, где действия воображаемой ситуации неразрывно связаны с реальными действиями вокруг ребенка, происходит слияние, позволяющее ребенку сделать нужные и правильные выводы [4].
  • При этом не стоит забывать, что игра начинается в специально организованной игровой среде. Воспитатели должны создать условия для обогащения детей впечатлениями и эмоциями, которые они будут использовать в игре. Например, осуществлять вместе с детьми чтение книг о природе; прослушивать аудиозаписи голосов природы; просматривать альбомы и книги о животных и растительном мире; обсуждать с детьми деятельность человека в природе и т.д.
  • Руководство игрой со стороны воспитателя предполагает его естественное эмоциональное поведение, принимающего любые детские замыслы за непосредственное правильное поведение, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие, получаемое ребёнком от игры. Это способствует появлению у детей желания самим овладеть игровыми способами и действиями, желания самим начать придумывать новые способы игры и варианты действий. Для воспитателя важен до игровой этап, целью которого является – выявление игровых предпочтений детей, организация правильного эмоционального фона, создание эколого-игровой среды, обеспечивающих формирование экологических знаний, необходимых для содержательной игры, которые в последующем ребенок сможет применить в повседневной жизни [13].
  • Поэтому, с моей точки зрения, игровая деятельность является важнейшим средством формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
  • Литература и примечания:
  • 1.Андриенко, Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников / Н. К. Андриенко // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 1. – С.10-12.
  • 2.Атиева, Г. З. Формирование экологической компетентности детей старшего дошкольного возраста / Г. З. Атиева // Вестник ВЭГУ. – 2013. – № 1. – С. 34–40.
  • 3.Ашиков, Б. Г. Семицветик: программа и рук. по культурно-экол. воспитанию и развитию детей дошк. возраста / В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова. – 2-е изд., доп. М.: Прометей, 2014. – 172 с.
  • 4.Бабаева, Т. И. Игра и дошкольник / Т. И. Бабаева. – СПб.: Детство-пресс, 2013. – 192 с.
  • 5.Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко; сост. Е. В. Анохина и др. – 2-е изд., испр. и доп. – Воронеж: Учитель, 2014. – 192 с.
  • 6.Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5–7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: Сфера, 2014. – 128 с.
  • 7.Виноградова, Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников: проблемы и перспективы / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. – 2017. – № 4. – С. 36-40.
  • 8.Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб.: Просвещение, 2017. – 224 с.
  • 9.Давыдов, В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. – 2013. – №1. – С. 22-23.
  • 10.Захлебный, А. Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания) / А. Н. Захлебный. – М.: Просвещение, 2016. – 77 с.
  • 11.Казаручик, Г. Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников / Г. Н. Казаручик // Ребенок в детском саду. – 2005. – № 2. – С. 38-41.
  • 12.Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2013. – 508 с.
  • 13.Максимова, М. В. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников / М. В. Максимова // Молодой ученый. – 2015. – № 22 (102). – С. 826–830.
  • 14.Молодова, А. П. Игровые экологические занятия с детьми / А. П. Молодова. – Минск: Асар, 2015. – 128 с.
  • 15.Рубинштейн, С. Л. Основы школьной психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2013. – 713 с.
  • 16.Рыжова, Н. А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практики: автореф. дис. … канд. (д-ра) пед. наук / Рыжова Н. А. – М, 2013. – 49 с.
  • 17.Трубайчук, Л. В. Становление и развитие личности младшего школьника в образовательном процессе / Л. В. Трубайчук. – Челябинск: ЧГПУ, 2014. – 243 с.
  • 18.Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников / А. М. Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.
  • 19.Чебан, М. И. Экологические игры / М. И. Чебан // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 6. – С. 50-54.
  • 20.Элькони, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М.: Академия, 2014. – 384 с.
318
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!