Педагогическая диагностика на уроках физической культуры

Педагогическая диагностика на уроках физической культуры

У каждого ученика имеются индивидуальные особенности психического и физического развития, которые нельзя оценивать одинаково. Для одного ребенка определенная отметка — это всего лишь элементарный показ своих способностей, а для другого — приложение определенных усилий и стараний.

Именно поэтому многие учителя физической культуры считают, что в физкультуре и спорте нельзя применять строгую пятибальную систему. Необходимо пользоваться гибкой методикой оценки, которая будет отражать достижения учеников по каждому направлению его деятельности, так называемую шкалу успеха или мониторинг физических достижений учащегося. Так или иначе, контроль знаний и умений учеников должен базироваться на выполнении ряда требований. При осуществлении диагностики образовательного уровня педагог обязан исходить из принципов гуманизации и гарантировать каждому воспитаннику право на улучшение отметки.

Оценка учебных достижений по учебному предмету «Физическая культура» отличается многогранностью, так как задачами физического воспитания являются: совершенствование физических качеств; формирование двигательных умений и навыков; формирование специальных физкультурных знаний; умение применять полученные знания на занятиях и в повседневной жизни. Оценка знаний учащихся по физкультуре дело сложное и ответственное, так как на уроках оцениваются: практические умения и навыки, навыки организации физкультурно-оздоровительной деятельности, физическая подготовленность, теоретические знания, прирост или динамика оцениваемых параметров по сравнению с исходными или предшествующими промежуточными значениями (учитывается базовый уровень здоровья, физической подготовленности)

Для оценки достижений учащихся использую методы практического выполнения упражнений, наблюдения, опроса, индивидуально или фронтально в любое время урока. При оценке уровня физической подготовленности следует принимать во внимание реальную динамику показателей физической подготовленности за определенный период времени, а также особенности развития двигательных способностей учеников, динамику их изменения у детей определенного возраста, исходный уровень достижений конкретных учащихся. Дисциплина, поведение на уроке, отсутствие у отдельных учащихся спортивной формы не являются объектом оценивания. Таким образом, современные подходы к оцениванию достижений учащихся на уроках физической культуры связаны не только с широкими свободами учителя, но и с большой ответственностью.

Системы оценивания деятельности учащихся на уроках физкультуры:

1. Привычный и хорошо освоенный каждым учителемметод оценивания по пятибалльной шкале.

2.Рейтинговая система оценивания — индивидуальный числовой показатель оценки учебных достижений для каждого ученика. Для составления рейтинга используется язык цифр. В основе системы лежит получение баллов за правильноевыполнение двигательных упражнений и тестовых заданий в форме зачета исходя из 5 баллов: рейтинговая технология методически точно оценивается каждое упражнение соответствующим числом баллов, и устанавливается рейтинг, соответствующий тому или иному уровню выполнения упражнения. Эти баллы рейтинга переводятся в привычные оценки «5», «4», «3», «2», «1». При подведении итогов, учитывается сумма всех баллов. Эта процедура позволяет отойти от использования субъективно – экспертного оценивания знаний, умений, навыков учащихся.

2. Мониторинг физической подготовленности и физического развития для оценивания учащихся по приросту показателей с учетом их способностей.

3. Контрольно-оценочная система по физической культуре, основанная на накопительном принципе.Новизна контрольно-оценочной системы заключается в следующем:во-первых, перенос основных оценочных действий и ответственности за формирование оценки на самих обучающихся, тем самым, обеспечивая их оценочную самостоятельность и развитие рефлексивных умений и навыков. Обучающийся самостоятельно «проектирует» свою оценку, что способствует развитию его проектных умений;во-вторых, учёт в суммарной оценке по физической культуре результатов внеурочной физкультурой деятельности и иных объектов, ранее не учитывающихся в процессе оценивания.

4. Метод компетентностно – ориентированных заданий. Методология заключается в отслеживании сформированности критериев, предъявляемых ФГОС второго поколения.

5. Методы оценки техники владения двигательными действиями.

6.Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками и качества выполнения домашних заданий.

7.Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, кого и что будет оценивать учитель, а скрытого – в том, что им известно лишь, что учитель наблюдает за определенными видами двигательных действий.

8.Комбинированный метод, при котором учитель одновременно с проверкой знаний оценивает технику соответствующих двигательных действий.

9.Метод вызова заключается в том, что учитель выявляет отдельных учащихся, у которых очень хорошо получаются конкретные упражнения, и просит их продемонстрировать классу образец выполнения двигательных действий.

Можно также использовать ряд методов системы оценивания деятельности учащихся не только на уроках физической культуры, но и на занятиях в спортивных кружках, секциях:

Интегральная система оценивания двигательных действий учащихся младших и средних классов.

Система «Плюс»для одарённых детей в отдельных видах спорта.

Самооценка.(Только для детей старшего возраста)

Системадостижений учащегося в умении и желании вести «Портфолио» (чем раньше – тем лучше)

Данные методы можно применять индивидуально и фронтально для оценивания работы отдельной группы учащихся или класса, спортгруппы в целом.

396
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!