«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через русскую народную культуру"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78 комбинированного вида»
Проект на тему:
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через русскую народную культуру (русские народные сказки)»
Воспитатель: Янгаева Н.К.
г. Саранск
Пояснительная записка
Как помочь ребенку воспитать нравственные устои, заложить фундамент доброты, любви, милосердия, посредством воспитания любви к своей малой Родине, как источнику патриотического начала. Обрести духовно-нравственное воспитание через приобщения к истокам русской народной культуры.Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказкиначинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственныепонятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
Актуальность
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных инравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показатьнравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным герое.
Новизна
Новизна заключается в изучении на практике эффективности влияния сказок на нравственное и духовное развитие детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимостьзаключается в выявлении уровня сформированности духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.
Практическая значимостьзаключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.
Познавательная значимостьсказокзаключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.
Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и
справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.
В процессе духовно-нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально — общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
В решении задач нравственного воспитания нам помогают сказки.
Необходимо продолжать воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.
Дошкольники с удовольствием и активно откликаются на предложение стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Поэтому мы сначала изучаем приемы сочинения сказок: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его.
Цель:
Формирование духовно-нравственных представлений и воспитание духовно- нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания) через русскую народную культуру (русские народные сказки).
Задачи:
Образовательные:
— Формировать привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуациях.
— Обеспечить социальную адаптацию детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.
— Усвоить духовно- нравственные ценности, формировать духовно-нравственные качества в процессе установления позитивных межличностных отношений.
Развивающие:
— Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.
— Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.
— Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
— Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Воспитательные:
— Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.
— Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.
— Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Этапы работы со сказкой
Знакомство детей с русской народной сказкой– чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
Эмоциональное восприятие сказки детьми– пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
Художественная деятельность– отношение к герою сказки в
лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
Подготовка к самостоятельной деятельности– разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Ожидаемые результаты:
— формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;
— готовность проявлять совместное сострадание и радость;
— развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;
Формы работы с родителямии детьми:
Родители:
— сотрудничество через консультации;
— беседы;
— совместное изготовление и приобретение атрибутов к играм
Дети:
— работа с детьми по формированию духовно-нравственных качеств посредством русских народных сказок;
-дидактические игры.
Этапы программы
1 этап– аналитико-прогностический (подготовительный):
1. Изучение теоретической части развития вопроса.
2. Выявление уровня духовно-нравственных качеств у детей.
3. Разработка диагностического инструментария к материалу.
4. Разработка перспективного плана работы.
5. Проведение диагностики развития детей.
6. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.
2 этап -практический
1. Работа с детьми по формированию духовно-нравственных качеств посредством русских народных сказок (разработка плана работы с детьми, плана работы с родителями)
2. Формирование у детей духовно-нравственных качеств, таких как: доброта, отзывчивость, уважение к взрослым, милосердие.
3 этап– завершающий:
1.Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.
2.Эффективность проведенных мероприятий по формированию духовно-нравственных качеств у дошкольников.
Участники проекта: дети младшего возраста 3-4 лет.
Заключение
Ценность русских народных сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитиеребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.
В результате проведенных исследований мной были зафиксированы изменения в уровнях при организации работы по формированию духовно-нравственных качеств у дошкольников с применением и использованием русских народных сказок. В экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями. Количество детей с низким уровнем значительно уменьшился.
Таким образом, в результате проведенных исследований мной были зафиксированы изменения в развитии сформированности духовно-нравственных качеств дошкольников.
Данное исследование позволяет сделать вывод о том, что разработанный перспективный план, формы и методы, применяемые в процессе духовно- нравственного развития дошкольников, очень эффективны в формировании духовно-нравственных качеств с организацией и применением сказок у дошкольников.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников будет более эффективно при использовании русских народных сказок как педагогического средства если: работа по духовно-нравственному воспитанию осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом; в работе будут учитываться разные виды деятельности по сказкам; будут учитываться индивидуальные и возрастные особенности детей.
Список литературы
1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск: Русь, 2009. – 48 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2006. – 320 с.
3. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009. – № 4. – С. 181-183.
4. Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей/ Н. А. Асташова. – Воронеж: Сфера, – 2010. – 58 с.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – М.: Питер, 2008. – 750 с.
6.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. – 112 с.
7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. – 416 с.
8. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред.В.Г. Нечаевой. — М.: Сфера, 2002. – 185 с.
9. Духовно- нравственное воспитание: Проблемы теории и практики /Отв. ред.А.К. Уледов. — М.: Владос, 2004. — 142 с.
10. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга с детьми / И.В.Вачков. – М.: Филин, 2004. – 412 с.
11. Гаврилов, В. А. Проблемы нравственного воспитания в педагогической науке / В. А. Гаврилов. – Кишинев: Тимпул, 2007. – 169 с.
12. Гурова, Р. Г. Нравственные проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. – М.: Педагогика, 2011. – 247 с.
13. Клингаль, С. В. Воспитание нравственной личности /
С. В. Клингаль// Народное образование. – 2001. – № 2. – С. 158-159.
14. Никаноров, Н. Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н.Д.Никаноров // Педагогика. – 2008. – № 3 – С. 3-10.
15. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — С.14-16.
16. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. — М.: Детство-Пресс, 2006. — 243с.
17. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет./ И.Ф. Мулько — М.: Изд-во Москва ,2004.
18. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В.И. Петрова- М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.
19. Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В.И. Петрова – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.
Методическая работа | ||
Формы работы | Сроки | Форма отчета |
Ознакомление с нравственными качествами детей. | Сентябрь 2020 г. | |
Создание предметно-развивающей среды по нравственному воспитанию | В течение года | Наличие дидактических игр |
Сбор и анализ методической литературы по исследуемой проблеме. | Октябрь 2020 г. | Список использованной литературы |
Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у детей. | В течение года | Конспект Консультации Беседы с родителями |
Подготовка анкеты к анкетированию родителей | Март 2021 г. | Анкета |
Работа с детьми | ||
Формы работы | Сроки | Форма отчета |
«Неделя добра»(цель: воспитание в детях нравственных чувств). «Добрая сказка»(цель: формирование доброты и отзывчивости у дошкольников). Чтение и обсуждение сказки | Ноябрь 2020 г. | Конспекты занятий |
Составление списка добрых дел «Мои добрые дела» | В течение года | |
Дидактические игры «Угадай сказку». «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?» «Из какой сказки герой». Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото). | В течение года | Картотека |
«Мир не без добрых людей» (цель: учить детей делать выводы, анализируя поступки героев; воспитывать заботливость, внимательность к близким людям, создать мотив быть добрым). Чтение и обсуждение сказки «Сивка-Бурка» | Декабрь 2020 г. | Конспекты занятий |
«Доброта важнее всего» (цель: формирование таких качеств как послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость) Чтение сказки « Хаврошечка» | Январь 2021г. | Конспекты занятий |
«Волшебство добрых слов» (цель: формировать культуру поведения, нравственные качества: отзывчивость, доброжелатель-ность; тренироваться в умении дарить окружающим доброту слова и дела). «Добрый гном» (цель: учить выражать эмоциональные чувства через рисунок). | Февраль 2021 г. | Конспекты занятий Выставка детских рисунков |
«Сказочный денёк»(цель: формировать вежливое отношение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к другим людям). Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки». | Март 2021 г. | Конспекты занятий |
«Вежливые слова», «Добрые поступки», «Желание помочь другим», «Азбука доброты». | В течении года | Папки-передвижки |
«Мои поступки»(цель: формировать поступки и поведение быть добрым; учить различать хорошие и плохие поступки). Просмотр мультфильма «Что хорошо и что плохо?» | Апрель 2021 г. | Конспекты занятий |
«Дарите людям доброту»(цель: закрепить представления детей о понятиях «добро», «зло»). Занятия с участием сказочного персонажа | Май 2021 г. | Конспекты занятий |
Работа с родителями | ||
Формы работы | Сроки | Форма отчета |
«Как воспитывать ребенка добрым?» «Как подружить ребенка с книгой». | Ноябрь 2020 г.- Декабрь 2020 г. | Консультация |
«Воспитывать доброту! (цель: показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детейдоброты, побудить к этому). «Почитай мне сказку». «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку». | Январь 2021 г.- Март 2021 г. | Консультация |
«Роль книги в нравственном воспитании детей» «Особенности чтения сказок о животных». | Апрель 2021 г.- Март 2021 г. | Консультация |
«Воспитание добром»«Добрые, любимые, родные!» Поговорим о нравственности | Май 2021 г. | Консультация Анкетирование для родителей |