«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через русскую народную культуру"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 комбинированного вида»

Проект на тему:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через русскую народную культуру (русские народные сказки)»

Воспитатель: Янгаева Н.К.

г. Саранск

Пояснительная записка

Как помочь ребенку воспитать нравственные устои, заложить фундамент доброты, любви, милосердия, посредством воспитания любви к своей малой Родине, как источнику патриотического начала. Обрести духовно-нравственное воспитание через приобщения к истокам русской народной культуры.Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказкиначинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственныепонятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных инравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показатьнравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным герое.

Новизна

Новизна заключается в изучении на практике эффективности влияния сказок на нравственное и духовное развитие детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимостьзаключается в выявлении уровня сформированности духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.

Практическая значимостьзаключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

Познавательная значимостьсказокзаключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и

справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.

В процессе духовно-нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально — общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

В решении задач нравственного воспитания нам помогают сказки.

Необходимо продолжать воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.

Дошкольники с удовольствием и активно откликаются на предложение стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Поэтому мы сначала изучаем приемы сочинения сказок: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его.

Цель:

Формирование духовно-нравственных представлений и воспитание духовно- нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания) через русскую народную культуру (русские народные сказки).

Задачи:

Образовательные:

— Формировать привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуациях.

— Обеспечить социальную адаптацию детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.

— Усвоить духовно- нравственные ценности, формировать духовно-нравственные качества в процессе установления позитивных межличностных отношений.

Развивающие:

— Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.

— Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.

— Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

— Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Воспитательные:

— Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.

— Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.

— Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Этапы работы со сказкой

Знакомство детей с русской народной сказкой– чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

Эмоциональное восприятие сказки детьми– пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

Художественная деятельность– отношение к герою сказки в

лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

Подготовка к самостоятельной деятельности– разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Ожидаемые результаты:

— формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;

— готовность проявлять совместное сострадание и радость;

— развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;

Формы работы с родителямии детьми:

Родители:

— сотрудничество через консультации;

— беседы;

— совместное изготовление и приобретение атрибутов к играм

Дети:

— работа с детьми по формированию духовно-нравственных качеств посредством русских народных сказок;

-дидактические игры.

Этапы программы

1 этап– аналитико-прогностический (подготовительный):

1. Изучение теоретической части развития вопроса.

2. Выявление уровня духовно-нравственных качеств у детей.

3. Разработка диагностического инструментария к материалу.

4. Разработка перспективного плана работы.

5. Проведение диагностики развития детей.

6. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

2 этап -практический

1. Работа с детьми по формированию духовно-нравственных качеств посредством русских народных сказок (разработка плана работы с детьми, плана работы с родителями)

2. Формирование у детей духовно-нравственных качеств, таких как: доброта, отзывчивость, уважение к взрослым, милосердие.

3 этап– завершающий:

1.Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.

2.Эффективность проведенных мероприятий по формированию духовно-нравственных качеств у дошкольников.

Участники проекта: дети младшего возраста 3-4 лет.

Заключение

Ценность русских народных сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитиеребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.

В результате проведенных исследований мной были зафиксированы изменения в уровнях при организации работы по формированию духовно-нравственных качеств у дошкольников с применением и использованием русских народных сказок. В экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями. Количество детей с низким уровнем значительно уменьшился.

Таким образом, в результате проведенных исследований мной были зафиксированы изменения в развитии сформированности духовно-нравственных качеств дошкольников.

Данное исследование позволяет сделать вывод о том, что разработанный перспективный план, формы и методы, применяемые в процессе духовно- нравственного развития дошкольников, очень эффективны в формировании духовно-нравственных качеств с организацией и применением сказок у дошкольников.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников будет более эффективно при использовании русских народных сказок как педагогического средства если: работа по духовно-нравственному воспитанию осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом; в работе будут учитываться разные виды деятельности по сказкам; будут учитываться индивидуальные и возрастные особенности детей.

Список литературы

1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск: Русь, 2009. – 48 с.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2006. – 320 с.

3. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009. – № 4. – С. 181-183.

4. Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей/ Н. А. Асташова. – Воронеж: Сфера, – 2010. – 58 с.

5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – М.: Питер, 2008. – 750 с.

6.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. – 112 с.

7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. – 416 с.

8. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред.В.Г. Нечаевой. — М.: Сфера, 2002. – 185 с.

9. Духовно- нравственное воспитание: Проблемы теории и практики /Отв. ред.А.К. Уледов. — М.: Владос, 2004. — 142 с.

10. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга с детьми / И.В.Вачков. – М.: Филин, 2004. – 412 с.

11. Гаврилов, В. А. Проблемы нравственного воспитания в педагогической науке / В. А. Гаврилов. – Кишинев: Тимпул, 2007. – 169 с.

12. Гурова, Р. Г. Нравственные проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. – М.: Педагогика, 2011. – 247 с.

13. Клингаль, С. В. Воспитание нравственной личности /

С. В. Клингаль// Народное образование. – 2001. – № 2. – С. 158-159.

14. Никаноров, Н. Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н.Д.Никаноров // Педагогика. – 2008. – № 3 – С. 3-10.

15. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — С.14-16.

16. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. — М.: Детство-Пресс, 2006. — 243с.

17. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет./ И.Ф. Мулько — М.: Изд-во Москва ,2004.

18. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В.И. Петрова- М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.

19. Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В.И. Петрова – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.

Методическая работа
Формы работы Сроки Форма отчета
Ознакомление с нравственными качествами детей. Сентябрь 2020 г.
Создание предметно-развивающей среды по нравственному воспитанию В течение года Наличие дидактических игр
Сбор и анализ методической литературы по исследуемой проблеме. Октябрь 2020 г. Список использованной литературы
Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у детей. В течение года Конспект Консультации Беседы с родителями
Подготовка анкеты к анкетированию родителей Март 2021 г. Анкета
Работа с детьми
Формы работы Сроки Форма отчета
«Неделя добра»(цель: воспитание в детях нравственных чувств). «Добрая сказка»(цель: формирование доброты и отзывчивости у дошкольников). Чтение и обсуждение сказки Ноябрь 2020 г. Конспекты занятий
Составление списка добрых дел «Мои добрые дела» В течение года
Дидактические игры «Угадай сказку». «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

«Из какой сказки герой».

Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

В течение года Картотека
«Мир не без добрых людей» (цель: учить детей делать выводы, анализируя поступки героев; воспитывать заботливость, внимательность к близким людям, создать мотив быть добрым). Чтение и обсуждение сказки

«Сивка-Бурка»

Декабрь 2020 г. Конспекты занятий
«Доброта важнее всего» (цель: формирование таких качеств как послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость) Чтение сказки « Хаврошечка» Январь 2021г. Конспекты занятий
«Волшебство добрых слов» (цель: формировать культуру поведения, нравственные качества: отзывчивость, доброжелатель-ность; тренироваться в умении дарить окружающим доброту слова и дела).

«Добрый гном»

(цель: учить выражать эмоциональные чувства через рисунок).

Февраль 2021 г. Конспекты занятий Выставка детских рисунков
«Сказочный денёк»(цель: формировать вежливое отношение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к другим людям). Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки». Март 2021 г. Конспекты занятий
«Вежливые слова», «Добрые поступки», «Желание помочь другим», «Азбука доброты». В течении года Папки-передвижки
«Мои поступки»(цель: формировать поступки и поведение быть добрым; учить различать хорошие и плохие поступки). Просмотр мультфильма «Что хорошо и что плохо?» Апрель 2021 г. Конспекты занятий
«Дарите людям доброту»(цель: закрепить представления детей о понятиях «добро», «зло»). Занятия с участием сказочного персонажа Май 2021 г. Конспекты занятий
Работа с родителями
Формы работы Сроки Форма отчета
«Как воспитывать ребенка добрым?» «Как подружить ребенка с книгой». Ноябрь 2020 г.- Декабрь 2020 г. Консультация
«Воспитывать доброту! (цель: показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детейдоброты, побудить к этому).

«Почитай мне сказку».

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

Январь 2021 г.- Март 2021 г. Консультация
«Роль книги в нравственном воспитании детей» «Особенности чтения сказок о животных». Апрель 2021 г.- Март 2021 г. Консультация
«Воспитание добром»«Добрые, любимые, родные!» Поговорим о нравственности Май 2021 г. Консультация Анкетирование для родителей
474
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!