Экология и физкультура
Значение экологии в сфере физической культуры и спорта
Выполнил: учитель физкультуры школы № 11
Алексеев В.И.
Экологии придается большое значение при решении задач как в сфере физической культуры так и олимпийского и массового спорта. Это обусловлено тем, что физическая культура и спорт нуждаются в здоровой окружающей природной среде, а физкультурно-спортивная деятельность не должна наносить вред живой природе и здоровью человека, должна иметь, как и любой другой вид человеческой деятельности, природоохранную направленность
На юбилейном олимпийском конгрессе в 1994 г. экология была признана "третьим столпом" олимпийского движения наравне со спортом и культурой. Была создана комиссия МОК "Спорт и окружающая среда", внесены дополнения по экологии в Олимпийскую хартию. Экологические критерии стали применяться при оценке успешности проведения Олимпийских игр
Работа Совета Европы по вопросам спорта и физической культуры уже более 40 лет проводится в рамках фундаментального проекта "Спорт для всех", в котором существенное место занимают вопросы экологии, прежде всего экологической безопасности физкультурно-спортивной деятельности.
Для спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений, их территорий стали использовать "зеленые стандарты" системы добровольной экологической сертификации (при строительстве объектов Олимпиады-2014 в г. Сочи). "Зеленые стандарты" определяют критерии экологичных построек, формулируют условия их создания и эксплуатации. Получили распространение передвижные физкультурно-спортивные экоцентры на основе надувных (пневмо) конструкций, что создает минимальные нагрузки на грунт и травяной покров газонов, на травянистую растительность спортивных парков. экологический олимпийский спорт
При реконструкции и строительстве крупных спортивных комплексов, их эксплуатации, таких как спортивные комплексы для проведения Олимпийских игр, мировых и континентальных чемпионатов по массовым видам спорта, большое внимание стало уделяться проведению экологической экспертизы, экологическому картографированию территорий, экологическому мониторингу
Стали уделять серьезное внимание и вопросам экологического маркетинга и менеджмента в сфере спорта и физической культуры, особенно относительно олимпийских видов спорта, развитию экологически безопасных технологий производства спортивного и физкультурного оборудования
"Основы экологии" стали преподавать как нормативную дисциплину для обучения студентов неэкологических специальностей, в том числе и в вузах физического воспитания и спорта. Для этого была специально разработана учебная программа. В курс преподавания дисциплины "Основы экологии" в вузах физического воспитания и спорта стали включать положения экологии физической культуры и спорта.
С биоэкологией (биологическая экология) экологию физической культуры и спорта связывает, в первую очередь, экология человека (ее биолого-экологические аспекты), а также медицинская экология (ее медико-экологические аспекты), экологический мониторинг (прежде всего биоиндикация состояния окружающей среды). С социоэкологией (социальная экология) – экологическая культура (экологические аспекты физической культуры), экологическое образование, экологическое право, экологический маркетинг, менеджмент и бизнес (их экологические аспекты в физической культуре и спорте). С техноэкологией (инженерная, промышленная, строительная экология) – экологические аспекты строительства и реконструкции спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений, спортивных центров, спортивных парков, использование экологически безопасных технологий для производства физкультурного и спортивного оборудования. С геоэкологией (геологическая экология) – геологическая и ландшафтная экология зеленых зон, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, спортивных парков и центров, их экологическое картографирование.
Имеет экология физической культуры и спорта связь и с другими комплексными экологическими науками. С такими как экология городов (в которых и проводится большинство физкультурно-спортивных мероприятий, с их сложной экологической ситуацией), экологической экономикой, а также с такой глобальной наукой как ноосферология и др.
На стыке экологии физической культуры и спорта с гигиеной физической культуры и спорта уже сформировалась новая наука – экогигиена физической культуры и спорта.
Основными задачами экологии физической культуры и спорта являются:
— изучение и оценка состояния экосистем на территориях и акваториях которых осуществляется физкультурно-спортивная деятельность, разработка мероприятий по их сохранению;
— разработка положений экологической безопасности спортивно-физкультурной деятельности, как для здоровья человека, так и для окружающей природной среды;
— экологическая картография территорий спортивных и физкультурно-оздоровительных центров;
— разработка экологических требований к спортивным и физкультурно-оздоровительным сооружениям, спортивным паркам, спортивным и физкультурно-оздоровительным центрам;
— разработка экологически безопасных технологий для обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
— проведение экологической экспертизы территорий и акваторий, их изучение на соответствие экологическим требованиям для проведения физкультурно-спортивных мероприятий;
— разработка положений экологического менеджмента и маркетинга, экологического бизнеса в сфере спорта и физической культуры;
— формирование в процессе экологического образования позитивной мотивации у спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой, к природоохранной деятельности;
— изучение влияния климата, в том числе и его глобального изменения, погодных условий и условий средне и высокогорья, высоких и низких температур на физкультурно-спортивную деятельность, на организм спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой.
Обеспечение экологической безопасности физкультурно-спортивной деятельности является одним из основных положений экологии физической культуры и спорта, что находит свое отражение в ее правилах и принципах.
Основными правилами экологии физической культуры и спорта являются:
— правило природоохранной направленности, которое определяет, что физкультурно-спортивная деятельность должна носить природоохранный характер;
— правило экологической безопасности, которое определяет, что физкультурно-спортивная деятельность должна быть экологически безопасной, как для окружающей природной среды, так и для здоровья человека.
Основными принципами экологии физической культуры и спорта являются:
· принцип приоритетности обеспечения экологической безопасности окружающей среды, живой природы и потребителей спортивно-физкультурной продукции;
· принцип системности – экологическая безопасность должна обеспечиваться системно;
· принцип ограничения – ограничения, которые накладываются на физкультурно-спортивную деятельность, должны быть экологически и экономически обоснованными;
· принцип соответствия стратегическим целям – ориентация не только на текущий, но и на долгосрочный результат обеспечения экологической безопасности;
· принцип соответствия территорий – территории, на которых проводятся спортивные и физкультурно-оздоровительные мероприятия, должны соответствовать условиям, необходимым для безопасной жизнедеятельности человека.
Применение метода аналогий позволило определить основные функции организации экологической безопасности физкультурно-спортивной деятельности:
— регулирующая – регулирует и упорядочивает использование различных подходов к осуществлению экологической безопасности спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
— информационная – получение информации для оценки экологической безопасности услуг, производства продукции для занятий спортом и физической культурой, спортивных и физкультурно-оздоровительных объектов в соответствии с требованиями экологической безопасности;
— нормативная – создание нормативной базы экологической безопасности спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
— образовательная – улучшение экологического образования в сфере занятий спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности.
Экология физической культуры и спорта, с учетом ее специфики, задач, предмета и объекта исследований, отношения к другим наукам, является разделом как экологии так и науки о физической культуре и спорте. Экология физической культуры и спорта использует научные положения многих других наук: биологии, физики, химии, математики, информатики, медицины (прежде всего гигиены физической культуры и спорта), науки о физической культуре и спорте и др.
Экология физической культуры и спорта, как наука системная, комплексная, использует методы исследования из различных наук: биологии, химии, физики, экологии (экологических наук), науки о физической культуре и спорте, методы медицины, социологии, психологии, математики, информатики, методы образования и др.
Основными методами исследований в экологии физической культуры и спорта (как и во всей экологии как науке) являются методы сбора информации с последующим использованием методов обработки информации, ее свертывания, обобщения и интерпретации, методы прогнозирования.
Методы сбора информации можно разделить на две основные группы: методы по содержанию исследований и методы по направлению исследований.
По содержанию исследований, применительно к экологии физической культуры и спорта, относительно специфичными являются три основных метода: метод экологического обследования, метод экологического эксперимента и метод экологической экспертизы.
По направлению исследований используются две основные группы методов: методы изучения состояния окружающей среды и методы изучения влияния окружающей среды на состояние основных экологических объектов (экосистемы и др.).
Широко используются и методы абстрактных моделей: вербальные и графические модели, а также методы экологического образования: устный, печатный, наглядный, методы изучения и формирования позитивной мотивации (различные методы тренинга и др.) к природоохранной деятельности в сфере физической культуры и спорта.
Преподавание экологии физической культуры и спорта может осуществляться как путем включения ее положений (разделов) в курс дисциплины "Основы экологии" для обучения студентов неэкологических специальностей (что сейчас и практикуется в вузах физического воспитания и спорта), так и в виде самостоятельной дисциплины с преподаванием в форме по выбору вуза. Последнее предпочтительнее, так как дает больше возможностей для полноценного изложения положений и материалов экологии физической культуры и спорта.
При введении экологии физической культуры и спорта в курс дисциплины "Основы экологии" для обучения студентов неэкологических специальностей в вузах физического воспитания и спорта, в первую очередь, рекомендуется рассмотрение таких положений как объект и предмет исследования, основных задач экологии физической культуры и спорта как науки.
Заключение
Совершенно очевидна проблема экологической безопасности физкультурно-спортивной деятельности. Следовательно, очень важно изучать экологические требования к спортивным и физкультурно-оздоровительным сооружениям, спортивным паркам, медико-биологические аспекты экологии физической культуры и спорта. Основной целью изучения учебной дисциплины "Экология физической культуры и спорта" является приобретение знаний, умений, навыков (компетенций) для осуществления эффективной профессиональной деятельности путем обеспечения глубокого усвоения студентами вузов физического воспитания и спорта программного учебного материала по экологии физической культуры и спорта.
Литература
1. Анисимов А.В. Экологический менеджмент. СПб.: Феникс, 2009
2. Болховский Р.Н., Карпенко В.Б., Логинов А.В. Аспекты экологического подхода к теории и практике физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 1997. №8.
3. Денисов В.В., Курбатова А.С., Бондаренко В.Л. Экология города, М.: Март, 2008
4. Экологическое право. Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Высшее образование, 2007
Размещено на Allbest.ru