"Поможем птицам зимовать"

Конспект занятия в старшей группе «Поможем птицам зимовать»

Подготовила и провела: воспитатель МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»

Неськина Р. И.

Цель: формирование бережного отношения к природе, к зимующим птицам.

Задачи:

Обучающие:

уметь распознавать зимующих и перелетных птиц; расширять знания детей о жизни птиц зимой; об их повадках и питании; дать элементарные сведения о том, чем кормить птиц зимой.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к природе, к зимующим птицам, помогать выжить в зимнее время года; прививать заботливое отношение к птицам; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Развивающие:

развивать логическое мышление, связную речь, память; развивать активность, любознательность.

Материалы и оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц; картинка с солнышком, картинка со снежинкой; корма для птиц в тарелочках: пшено, зерно, овес, семечки, сало, семена клена, крошки белого хлеба, ягоды рябины; тарелочки; ободки синичек, снегирей, воробьев; аудиозапись с голосами птиц; кормушки для птиц.

Ход ООД

I. Организационный момент.

Воспитатель читает отрывок из поэмы «Евгений Онегин»

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.

II. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, как изменилась природа с приходом зимы? (Ответы детей). Правильно, земля покрылась снегом, деревья стоят голые, морозно, дуют холодные ветра.

Дети прослушивают аудиозапись с голосами птиц.

Воспитатель: Ребята, чьи голоса вы услышали? (Ответы детей)

Воспитатель: Конечно, голоса птиц.

Воспитатель: А какие птицы остаются зимовать? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, зимующие.

Воспитатель: А как называют птиц, которые улетают в теплые края? (Ответы детей)

Воспитатель: Перелетные. А почему они улетают? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, не все птицы могут выжить в холодный период: нет кормов, нет пищи для них.

Проводится дидактическая игра «Что за птица?» (Дети находят картинки с перелетными птицами и крепят магнитиками к картинке с солнышком, а картинки с зимующими птицами крепят магнитиками к картинке со снежинкой, обозначают словами перелетных и зимующих птиц)

Воспитатель: Ребята, а как живется птицам зимой? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, зимующим птицам холодно и голодно.

Воспитатель загадывает загадки про зимующих птиц.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

(Дятел)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её ...

(Cорока)

Птичка-невеличка

Ножки имеет

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок

— Получается прыжок.

(Воробей)

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым –

Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом.

(Клёст)

Воспитатель: Ребята, все эти птицы остаются зимовать, никуда не улетают. Как вы думаете, меняется ли оперение у этих птиц? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, дети, птицы меняют оперение на более теплое, густое и длинное.

Воспитатель: Зима — очень трудное время года для птиц, им холодно и голодно. Из — за холода птицы теряют много тепла, как же им согреться, как вы думаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, им нужен корм, птицам зимой необходимо много есть.

Воспитатель: Ребята, а вы не замечали, как ведут себя птицы в мороз? (Ответы детей)

Воспитатель: В морозы птицы не летают, а сидят нахохлившись. Они похожи на пушистые шарики из-за теплого, зимнего оперения, а между перьями у них находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. Ведь в полете птица мерзнет намного быстрее, потому что со всех сторон устремляется морозный воздух. Иногда можно наблюдать, как птичка стоит то на одной ножке, то на другой — она обогревает свои ножки в перышках. Так птички греются. В лютые морозы птицы прячутся в дуплах, елках, тесно прижимаются друг другу, прячут клювик под крылышки.

Воспитатель: Ребята, чем же заняты птицы с утра до вечера? (Ответы детей)

Воспитатель: Верно, поиском пищи, ведь зимой птичкам нужно больше еды, чем летом.

Воспитательчитает детям стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой!»

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (Ответы детей) Воспитатель: Зима для птиц – трудное испытание, чтобы выжить им необходима забота и участие человека в этот холодный период времени. А чем мы можем помочь птичкам, чтобы им было легче перенести холода? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята, нужно подкармливать и заботиться о них.

Воспитатель: Ребята, а чем можно их покормить? (Ответы детей).

Воспитатель: Верно, зерном, овсом, пшеном, салом несоленым, семечками нежареными, хлебными белыми крошками, семенами.

Проводится дидактическая игра «Покормим птиц: что кому» (Дети раскладывают тарелочки с кормом, который едят птицы).

Синичкам и дятлам — сало, семечки;

Снегирям — ягоды, зерно, семена клена;

Воробьям — овёс, пшено, семена, крошки белого хлеба;

Воспитатель: А куда мы накладываем корм птичкам?

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

(кормушка)

Проводится игра «Птички — невелички» (Дети с ободками разных птичек имитируют действия птиц: воробьи — юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся; снегири – спокойные, степенные; синички — любят раскачиваться).

III. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, о чем мы с вами говорили на нашем занятии?

Что интересного вы узнали?

Какие птицы зимуют у нас, а какие улетают? Как их называют?

Как мы должны заботиться о них?

Каким кормом кормят птиц?

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы сегодня очень хорошо с вами провели наше занятие. Спасибо вам. Вы были активными и любознательными.

Воспитатель: Ребята, если мы с вами позаботимся о птицах зимой, то летом птицы позаботятся о наших садах, лесах и парках. Мы должны помочь пережить им зиму.

По небу весело скользя,

Летят пернатые друзья.

И поют, чирикая,

«Спасибо вам великое!»

В конце занятия воспитатель предлагает, приготовленные заранее родителями кормушки, развесить на деревьях и покормить птиц! 

479
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!