"Поможем птицам зимовать"
Конспект занятия в старшей группе «Поможем птицам зимовать»
Подготовила и провела: воспитатель МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»
Неськина Р. И.
Цель: формирование бережного отношения к природе, к зимующим птицам.
Задачи:
Обучающие:
уметь распознавать зимующих и перелетных птиц; расширять знания детей о жизни птиц зимой; об их повадках и питании; дать элементарные сведения о том, чем кормить птиц зимой.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе, к зимующим птицам, помогать выжить в зимнее время года; прививать заботливое отношение к птицам; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Развивающие:
развивать логическое мышление, связную речь, память; развивать активность, любознательность.
Материалы и оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц; картинка с солнышком, картинка со снежинкой; корма для птиц в тарелочках: пшено, зерно, овес, семечки, сало, семена клена, крошки белого хлеба, ягоды рябины; тарелочки; ободки синичек, снегирей, воробьев; аудиозапись с голосами птиц; кормушки для птиц.
Ход ООД
I. Организационный момент.
Воспитатель читает отрывок из поэмы «Евгений Онегин»
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, как изменилась природа с приходом зимы? (Ответы детей). Правильно, земля покрылась снегом, деревья стоят голые, морозно, дуют холодные ветра.
Дети прослушивают аудиозапись с голосами птиц.
Воспитатель: Ребята, чьи голоса вы услышали? (Ответы детей)
Воспитатель: Конечно, голоса птиц.
Воспитатель: А какие птицы остаются зимовать? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, зимующие.
Воспитатель: А как называют птиц, которые улетают в теплые края? (Ответы детей)
Воспитатель: Перелетные. А почему они улетают? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, не все птицы могут выжить в холодный период: нет кормов, нет пищи для них.
Проводится дидактическая игра «Что за птица?» (Дети находят картинки с перелетными птицами и крепят магнитиками к картинке с солнышком, а картинки с зимующими птицами крепят магнитиками к картинке со снежинкой, обозначают словами перелетных и зимующих птиц)
Воспитатель: Ребята, а как живется птицам зимой? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, зимующим птицам холодно и голодно.
Воспитатель загадывает загадки про зимующих птиц.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Cорока)
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
— Получается прыжок.
(Воробей)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом.
(Клёст)
Воспитатель: Ребята, все эти птицы остаются зимовать, никуда не улетают. Как вы думаете, меняется ли оперение у этих птиц? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, дети, птицы меняют оперение на более теплое, густое и длинное.
Воспитатель: Зима — очень трудное время года для птиц, им холодно и голодно. Из — за холода птицы теряют много тепла, как же им согреться, как вы думаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, им нужен корм, птицам зимой необходимо много есть.
Воспитатель: Ребята, а вы не замечали, как ведут себя птицы в мороз? (Ответы детей)
Воспитатель: В морозы птицы не летают, а сидят нахохлившись. Они похожи на пушистые шарики из-за теплого, зимнего оперения, а между перьями у них находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. Ведь в полете птица мерзнет намного быстрее, потому что со всех сторон устремляется морозный воздух. Иногда можно наблюдать, как птичка стоит то на одной ножке, то на другой — она обогревает свои ножки в перышках. Так птички греются. В лютые морозы птицы прячутся в дуплах, елках, тесно прижимаются друг другу, прячут клювик под крылышки.
Воспитатель: Ребята, чем же заняты птицы с утра до вечера? (Ответы детей)
Воспитатель: Верно, поиском пищи, ведь зимой птичкам нужно больше еды, чем летом.
Воспитательчитает детям стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой!»
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (Ответы детей) Воспитатель: Зима для птиц – трудное испытание, чтобы выжить им необходима забота и участие человека в этот холодный период времени. А чем мы можем помочь птичкам, чтобы им было легче перенести холода? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята, нужно подкармливать и заботиться о них.
Воспитатель: Ребята, а чем можно их покормить? (Ответы детей).
Воспитатель: Верно, зерном, овсом, пшеном, салом несоленым, семечками нежареными, хлебными белыми крошками, семенами.
Проводится дидактическая игра «Покормим птиц: что кому» (Дети раскладывают тарелочки с кормом, который едят птицы).
Синичкам и дятлам — сало, семечки;
Снегирям — ягоды, зерно, семена клена;
Воробьям — овёс, пшено, семена, крошки белого хлеба;
Воспитатель: А куда мы накладываем корм птичкам?
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
(кормушка)
Проводится игра «Птички — невелички» (Дети с ободками разных птичек имитируют действия птиц: воробьи — юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся; снегири – спокойные, степенные; синички — любят раскачиваться).
III. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, о чем мы с вами говорили на нашем занятии?
Что интересного вы узнали?
Какие птицы зимуют у нас, а какие улетают? Как их называют?
Как мы должны заботиться о них?
Каким кормом кормят птиц?
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы сегодня очень хорошо с вами провели наше занятие. Спасибо вам. Вы были активными и любознательными.
Воспитатель: Ребята, если мы с вами позаботимся о птицах зимой, то летом птицы позаботятся о наших садах, лесах и парках. Мы должны помочь пережить им зиму.
По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья.
И поют, чирикая,
«Спасибо вам великое!»
В конце занятия воспитатель предлагает, приготовленные заранее родителями кормушки, развесить на деревьях и покормить птиц!