Конспект НОД по ФЦКМ детей старшей группы на тему «Мордовские посиделки»

Тип статьи:
Авторская

Конспект НОД по формированию целостной картины мира детей старшей группы на тему «Мордовские посиделки»

Разработала и провела: воспитатель Селдушева Анна Александровна

МБДОУ «Большеелховский детский сад № 1 комбинированного вида».

Цель: формирование у детей познавательного интереса к мордовской культуре, через ознакомление с предметами быта мордовского народа, устное народное творчество и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Расширить знания детей о традициях и обычаях мордовского народа. Вызвать интерес к миру старинных вещей быта мордовского народа и их назначение в прошлом. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, народными промыслами. Обогащать словарь предметами быта: печь, самовар, лапти, прялка, ступа, веретено.

Развивающие:

Развивать фонетический слух и совершенствовать интонационную выразительность речи; эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус у детей, способствовать развитию музыкального слуха.Развивать любознательность, логическое мышление, память, внимание, речь, зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

Воспитывать интерес в духе любви и уважения к своему народу: его языку, традициям, культуре. Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа:

Чтение сказок, легенд, рассказов о мордовском народе; знакомство с мордовскими национальными костюмами; рассматривание книг – альбомов и слайдов: «Мой край», «Мы – мордва», «Здравствуй, Мордовия», «Древняя мордва»; разучивание заклички «Шиня, листь», рассматривание картин «Предметы старины мордовского народа», беседа «Наша малая Родина»; занятия по художественному творчеству – отображение в детских работах элементов национального орнамента и предметов утвари.

Методические приемы:

Сюрпризный момент, словесный, наглядный, игровой. Демонстрационный материал:

Предметы быта старины: прялка, веретено, коврик, лапти, деревянный конь, ступа, кувшин, сундук, берестяная шкатулка; украшения; клубок шерстяных ниток, лоскутки, угольки, элементы к мордовскому орнаменту. Деревянные игрушки, сделанные руками Тавлинских мастеров.

Содержание организованной образовательной деятельности:

Вводная часть.

Звучит мордовская мелодия. Дети в мордовских костюмах заходят в мордовскую «избу», здороваются.

Хозяюшка в сарафане приветствует гостей.

Хозяюшка: Шумбрачи, вечкевикс ялгат! (Здравствуйте, дорогие гости)

Хорошему гостю хозяин рад!

(дети отвечают на приветствие известными им пословицами)

Дети:

— Хозяюшка в дому, что оладушек в меду

— Много гостей, много новостей

— Что есть в печи – на стол мечи! Основная часть.

Воспитатель: В старину темными зимними вечерами собирались люди в большой мордовской избе, где пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.

Хозяюшка:

Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем,

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь отведать просим.

(Воспитатель принимает каравай и благодарит с поклоном)

Воспитатель: Знакомь нас со своим домом хозяюшка.

Хозяюшка: Проходите, гости дорогие. Милости просим. Воспитатель: Спасибо тебе, хозяюшка.

Воспитатель: Ребята, мы много говорили с вами о предметах быта наших предков, и мы знаем, что люди их делали своими руками. Найдите и расскажите мне о них.

Дети:

— Вот полотенце. Посмотрите, какое оно красивое, как аккуратно, с любовью вышито мордовскими узорами. Мне оно очень нравится. Я думаю, что мы с бабушкой вышьем такое полотенце.

— Лапти – они плетеные. Лапти плели из лыка. Лыко добывали и обрабатывали из липы. Я с интересом всегда рассматриваю старинные предметы быта.

— Коврик – тканый. Он выткан из разноцветных лоскутков и ниток.

Хозяюшка: Ребята, а теперь я приглашаю вас на посиделки.

(Дети садятся)

Воспитатель: Издавна, мордовский народ славился своим трудолюбием. А сколько народных умельцев было среди мордвы.

Посмотрите, сколько полезных и красивых предметов они изготовили.

Вот такую шкатулку они изготовили из бересты, (показывает) в которой хранились мелкие предметы и украшения.

Оглянитесь по сторонам, и вы найдете предметы, которые сделали мордовские умельцы.

Воспитатель: Мордовские умельцы сделали прялку. За прялкой женщины пряли пряжу. Потрогайте пряжу, какая она мягкая, нежная, теплая.

А это что такое? (Веретено)

Воспитатель: Женщины брали клок шерсти, понемногу вытягивали ее, скручивая, превращали в ниточку, а веретено в этом помогало и накручивало на себя шерстяную нить. Давайте попробуем попрясть.

Пальчиковая гимнастика «Веретено»:

«Ну-ка, братцы, за работу!»

Покажи свою охоту

Шерсти клок я возьму

И с друзьями попряду

И Машенька пряди

И Марфушенька пряди

И Дуняшенька пряди

И Катюшенька пряди

А Настюшенька ну, пожалуйста.

Воспитатель: Ступа – в ней толкли зерно, превращая ее в муку.

Из чего сделана ступа? (Из дерева)

Подойдите к ступе, достаньте до дна рукой, ступа какая? (Глубокая)

Представьте, как тяжело было мастерам выдалбливать такую глубину.

— Кувшин. Он сделан из глины. В кувшине хранили молоко. В таком оно долго не скисало.

— Вот сундук деревянный. В таком сундуке женщины хранили свое добро.

Воспитатель: И стоит, покрыт ковром

Сундук с хозяйским добром.

Хозяюшка: А в моем сундуке много добра. Там хранятся предметы, которые народные умельцы делали для детей.

(Девочка вытаскивает корзину с игрушками)

Воспитатель: Что это за игрушка?

Хозяюшка: Это деревянный конь. Сделана игрушка мастерами с Подлесной Тавлы. Игрушка деревянная, на ней вырезаны мордовские узоры.

Воспитатель: А это кукла. Вот с такими куклами играли дети в древние времена. В те времена не было кукол. И делали их из подручного материала: из куска ткани, из ложки и из чурочки. Куклу из куска ткани называли Берегиня. Берегиня в доме служила в качестве оберега. Она оберегала от плохого глаза, от злых людей. Берегиня дома делали из остатков ткани от ношенной одежды, она несла частичку души хозяйки или хозяина и помогала защитить дом. К тому же она приносила в дом достаток, для чего в руки ей давали узелок. При изготовлении кукла не шьется, все детали скручиваются, приматываются, привязываются, но не пришиваются. В обереговых куклах не применялись колющие и режущие инструменты. Поэтому ткань для куклы не режется ножницами, а рвется. Кукле нельзя было рисовать лицо. Девочки с удовольствием играли в такие куклы.

Мама клала ее в колыбельку с младенцем, сама садилась за прялку. Ногой качала колыбельку, а руками пряла пряжу и пела колыбельную песню. А старшие братья и сестры помогали ей укачивать малыша.

(Ребенок качает колыбельку, воспитатель поет мордовскую колыбельную песню под фонограмму)

Мон тейть тядян, а тон — бебат, Я тебе мама, а ты — малыш,

Ути баю, баю бай! Люли баю, баю, бай!

Тон монь мяльнянязень петят, Ты радуешь мою душу,

Надиян, тейть паваз сай! Надеюсь, что счастье к тебе придет!

Морзюлма: А-а-а! А-а-а! А-а-а! А-а-а! Припев: А-а-а! А-а-а! А-а-а! А-а-а!

Шкайсь тонь эсот фалу ванфты, Господь тебя всегда охраняет,

Удок, монь иднязе, бай! Спи, мое дитя, бай!

Шумбраши Сон тееть канфты, Здоровье тебе Он даст,

Ангелт вельде, ангелс сай! Через ангела, ангел придет!

Мон озондан Шкайти ингсот, Я молюсь Господу за тебя,

Баяк, монь иднязе, бай! Спи, моя деточка, бай!

Пара ломатть повольхть кизот, — Пусть добрые люди будут на твоем пути-

Цебярь эряф тееть саль! Пусть хорошая жизнь к тебе придет!

(Стук в дверь, заходит кукла — мордовочка)

Воспитатель: К нам еще одна гостья пришла на посиделки. Что за гостья к нам пришла?

Дети: Это Алдуня.

Хозяюшка: Проходи, будь нашей гостьей.

Воспитатель: Ребята, в какой костюм одета Алдуня.

Дети: Она одета в мордовский костюм.

Воспитатель: Давайте покажем Алдуне, как мы умеем составлять мордовский узор, который вышит у нее на костюме. Наши ребята, Алдуня, тоже умеют составлять мордовские узоры.

Игра «Собери мордовский узор»

Воспитатель: А мы с хозяйкой хотим загадать для ребят загадки.

Загадки:

— Кто в избе рогат? (ухват)

— Черный конь скачет? (кочерга)

— Стоит толстячок, блестит бочок, шипит, кипит, всем чай пить велит (самовар)

— Он по горнице гуляет пыль, и мусор собирает (веник)

— Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает (ухват)

— Кривая собака в печку глядит (кочерга)

— Никогда не ест, а только пьет да кипяток льет (самовар)

Воспитатель: Молодцы ребята все загадки отгадали. А ну — ка ребята позабавим нашу хозяюшку.

Воспитатель: Любят в праздники рядиться

Наши мордовские девицы

Ожерелья, серьги, бусы

Ленты в косах до земли

(Дети наряжаются)

Воспитатель: Собирайся народ в наш веселый хоровод.

Издавна мордовский народ поклонялся солнцу, пел разные песни, заклички.

И мы попросим солнышко появиться и согреть наши пальчики

Пальчиковая гимнастика: «Шиня листь» («Солнышко, появись»)

«Шиня, листь».

Шиня, листь, шиня, листь

Кажнай сурняньконь – хлопают в ладоши.

Минь иждьк

Сурне! – показывают пальчики

Фкя! – соединяют большие пальцы

Кафта! – соединяют указательные

Колма! – средние

Ниле! – безымянные

Вете! – мизинцы

Мон работан – сжимают кулачки

Посмотрите – кланяются ладошками

Итог занятия.

Воспитатель: Как мне понравились наши посиделки. Что же мы сегодня интересного узнали в гостях у хозяюшки.

Дети: Мы теперь знаем какими предметами пользовались и в какие игрушки играли наши прадедушки и прабабушки. Мы узнали о традициях и обычаях мордовского народа.

Воспитатель: Нам было весело и приятно погостить у тебя Хозяюшка. Пора нам и честь знать.

Хозяюшка: На дорожку блинов вам напекла. Доброго здоровья. Вастомазонок.

Дети: Вастомазонок.

Литература:

«С чего начинается Родина?» под ред. Л. А. Кондрышевской

Волчкова В. Н. Степанова Н. В.

О.В. Дыбина «Что было до…».

«Валдоня» Программа и методические рекомендации.

1206
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!