Использование технологии «Путешествие по реке времени» в работе с дошкольниками

Тип статьи:
Авторская

ПРОЕКТ

Применение технологии

«Путешествие по реке времени»

в рамках

познавательно-исследовательской деятельности

по теме «Профессии»

с детьми старшего дошкольного возраста


Автор. Анисьина Татьяна Серафимовна

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к познанию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. 3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать.

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения. Исследовательская деятельность предстает как высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий.

Актуальность данной темы состоит в том, что в процессе активной познавательной деятельности ребенок расширяет свои представления о мире, осваивает временные отношения. Познавая ценности материальной культуры в определенных временных рамках, ребенок учится соотносить память о прошлом и свою собственную индивидуальную память, приобретает знание о том, кто есть человек и его назначение на Земле.

Цель работы: создать методическое пособие по применению технологии «Путешествие по реке времени» в рамках познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Задачи исследования:

1.Изучить требования к организации познавательного развития дошкольников.

3.Рассмотреть типы исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации.

4.Описать технологию «Путешествие по реке времени».

5.Применить технологию «Путешествие по реке времени» для изучения темы «Профессии».

3.Раскрыть психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.

Проблема организации познавательно-исследовательской деятельности детей интересовала ученых во все времена. Она нашла отражение в работах Дж. Дьюи, Л.С. Выготского, У. Киллпатрика, Л.М. Клариной, Н.А. Коротковой, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Поддъякова, А.И. Савенкова и других. Ученые настоятельно рекомендуют использовать методы познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми на протяжении всего дошкольного детства.

1. Требования к организации познавательного развития дошкольников

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» [10;7]

В контексте ФГОС ДО используются термины: «познавательное развитие», «познавательные интересы», «познавательные действия».

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей.

Познавательные интересы – стремление ребенка познать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Познавательные действия – активность детей, при помощи которой дети стремятся получить новый опыт. При этом развивается внутренняя целеустремлённость и формируется постоянная потребность использовать разные способы действий для накопления, расширения знаний и кругозора.

ФГОС ДО предусматривает следующее:

1.Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности. [п.1.4.(7)]

2.Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей в познавательной деятельности. [п.3.2.5]

3.Организацию образовательного пространства для обеспечения и поддержания познавательной активности детей. [п.3.3.4(1)]

4.Вариативность предметно-пространственной среды предполагает появление новых предметов, стимулирующих познавательную и исследовательскую деятельность детей. [п.3.3.4(4)]

5.Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними – это один из показателей целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. [п.4.6]

6.Познавательное развитие в соответствии включает в себя формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. [п.2.6]

Каждая детская деятельность позволяет реализовать содержание познавательного развития. [3]

Следовательно, одной из задач, стоящих перед педагогами, является создание благоприятных условий для познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

2. Типы исследовательской деятельности в дошкольной образовательной организации

При организации деятельности детей познавательного цикла необходимо учесть общие задачи развития, охватить множество сведений, касающихся устройства окружающего мира, и, кроме того, надо облечь развивающее содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.

Это можно сделать с помощью культурно-смысловых контекстов. Такими контекстами могут выступить типы исследования, доступные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию. К типам исследования относят:

1.опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;

2.коллекционирование (классификационная работа);

3.путешествие по карте;

4.путешествие по «реке времени».

Одним из эффективных методов познания является метод экспериментирования. Экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.

Цели экспериментирования:

1.Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

2.Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

3.Развивать мышление, речь в процессе познавательно- исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

4.Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

5.Формировать опыт выполнения правил техники безопасности во время проведения опытов и экспериментов.

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Главная особенность детского экспериментирования заключается в том, что обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и по представлению. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Экспериментирование оказывает влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, оно пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. [4]

Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир.

В возрасте 5-6 лет у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить. При проведении эксперимента работа чаще всего осуществляется по этапам. Дети повторяют алгоритм проведения эксперимента, учатся самостоятельно экспериментировать, фиксируют полученные результаты в индивидуальных дневниках наблюдений. Мотивом выступает познавательный интерес. Ребtнок выполняет эту деятельность не потому, что ему важен процесс или результат, а потому что это очень интересно. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.[5]

Структура детского экспериментирования:

-выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

-выдвижение гипотезы

-поиск и предложение возможных вариантов решения

-обобщение полученных данных.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. У детей появляется желание узнать новое о свойствах вещей, активно исследовать их.

По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещенных в разные условия и т.д.)

Демонстрационный эксперимент проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определенную опасность (например, при использовании горящей свечи).

Фронтальный метод применяется в том случае, когда эксперимент проводят сами дети. Эксперименты этого типа компенсируют недостатки демонстрационных экспериментов.

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека. Современные дети тоже собирают коллекции. В детский сад ребята редко приходят с пустыми руками. Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Но, если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь. Если взрослые поддерживают интересы ребенка, если направляют его, то формируется ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность.

В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется, и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся представления. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству. Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Актуальна это, когда в группе есть дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные и застенчивые. Коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

Коллекции, доступные для дошкольников, могут быть самыми разнообразными. Выделяют следующие группы коллекций:

Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.

Домашние — это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних коллекций — демонстрация семейных традиций, объединение поколений.

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребенка). Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам. Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно условно выделить несколько видов коллекций: эмоциональные, познавательные, социальные.

Эмоциональные коллекции – наиболее распространённые в жизни дошкольника, отмечаются активным началом и быстрым угасанием интереса к коллекции. Главное – эффективно использовать эмоциональную коллекцию, закрепив в сознании и душе ребенка состояние радости, удовлетворения от процесса познания. Во время действия коллекции рассматривать собранный материал и проводить беседы по нему. Разумно пополнять коллекцию, используя материал в продуктивном плане: сделать коллаж, панно, составить из наглядного материала разные классификации.

Познавательные коллекции отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции стабильны по тематике, связано это с углублением, расширением конкретной темы: «Камни», «Удивительный мир ракушек».

Социальные коллекции – форма проявления социальных потребностей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Ребенок стремится расширить свои социальные контакты, у него проявляются симпатии к определенным сверстникам, желание общаться именно с ними, стремление завоевать их признание, уважение и дружбу. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.

Временные — это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы: «Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен года. Особую ценность имеют коллекции декоративно — прикладного искусства.

Длительные – это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, фотографий и т.д., экспонаты которых можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, это очень привлекает детей. Особый интерес представляют коллекции лингвистической направленности: «Вежливые слова», «Осенние слова» (зимние, весенние, летние), «Сладкие слова», «Фразеологические обороты». Педагог слова осени фиксирует на желтых кленовых листьях; слова зимы – на снежинках, снеговиках; на зеленых березовых листьях – весенние слова; на цветочках и бабочках – летние слова. «Вежливые слова» и «Фразеологические обороты» иллюстрируются сюжетными картинками.

Благодаря коллекционированию дети знакомятся с индивидуальными коллекциями взрослых (педагогов и родителей). Ребенок имеет возможность познакомиться с культурой собирания, правильным хранением экспонатов, научиться бережному отношению к ним. [7]

Следующий тип исследования – путешествие по карте. Для деятельности детей в рамках этого смыслового контекста в качестве постоянного материала нужны глобус и большая физическая карта полушарий. Начиная воображаемое путешествие, воспитатель и дети обсуждают пункт назначения, подходящий вид транспорта, намечают маршрут на глобусе, прокладывают его цветным маркером на карте, высказывают предположения о том, что может встретиться в пути. В такой форме дети легко осваивают природные и культурные символы частей света.

Постепенно физическая карта полушарий «оживает» — заполняется линиями пройденных маршрутов, маленькими вырезками — «метками» частей света. Эта карта, фиксирующая приобретённые представления, остаётся в группе, чтобы дети могли продолжить обсуждение путешествия в свободном общении. «Путешествие по карте» — это освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной страны).

Цель познавательно-исследовательской деятельности «Путешествии по карте»: обеспечить условия для развития у детей старшего дошкольного возраста естественно — научных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира.

Содержание данного типа исследования помогает решить следующие задачи:

1. Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой (части света, страна, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек и т. д.).

2. Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта.

4. Развивать представления о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.

5. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира.

Материалы для «Путешествия по карте»:

1. Глобус, физическая карта мира, контурные карты на каждого ребенка.

2. Иллюстрации видов транспорта.

3. Карточки или фотоиллюстрации с изображением природных и культурных ландшафтов разных частей света; жизненной среды и типичных занятий населения (демонстрационный материал).

4. Карточки с изображением типичных представителей флоры и фауны разных частей света (демонстрационный материал).

5. Мелкие карточки-метки для наклеивания на карту по маршруту. Метки отображают характерных представителей флоры и фауны данной местности, достопримечательности, особенности проживания людей и т. д.

6. Художественная литература (произведения могут быть использованы как для предварительной работы, так и в ходе самого путешествия или в последующей работе).

7. Материалы для исследований детей (опыты, экспериментирование).

Через познавательно-исследовательскую деятельность дошкольники смогут получить возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире.

У старших дошкольников исследовательская деятельность должна стать нормой жизни. Её надо рассматривать не как самоцель и развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. [2]

Итак, главное достоинство применения исследовательской деятельности в детском саду заключается в том, что в процессе исследования:

дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения;

развивается речь ребенка;

происходит накопление фонда умственных приемов и операций;

формируется самостоятельность;

развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки.

3. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.

Дети шестого года жизни отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Они овладевают главными движениями. Физически ребенок становится еще крепче. Физическое развитие по-прежнему связано с умственным развитием. Оно становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. Умственное, эстетическое, нравственное, то есть сугубо социальное развитие набирает высокий темп.[14]

На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательнее, выразительнее и точнее становятся его высказывания.

Развивается общение как вид деятельности. К старшему дошкольному возрасту появляется внеситуативно-личностная форма общения, которую отличают потребности во взаимопонимании и сопереживании и личностные мотивы общения. Общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, общение становится внеситуативно-деловым; складываются устойчивые избирательные предпочтения.[2]

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно-практическая. В старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним. В этот период вместо познавательного типа общения ребенка со взрослым на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям. Старший дошкольник, в основном верно, осознает, что нравится и что не нравится в его поведении взрослым, вполне адекватно оценивает качество своих поступков и отдельные черты своей личности.[13]

К концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка. Ее содержанием выступает состояние практических умений и моральных качеств ребенка, выражающихся в подчинении нормам поведениям, установленным в данном коллективе. В целом, самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе и т. д.

У детей этого возраста уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения. Ребенок овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств, 5-6-летний дошкольник может сдержать слезы, скрыть страх и т.д. Он усваивает «язык» чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций.

Конструирование, рисование, лепка – это наиболее свойственные дошкольнику занятия. Но в этом возрасте формируются и элементы трудовой деятельности, основной психологический смысл которой состоит в следующем: ребенок должен понимать, что он делает нужное, полезное для других дело. Приобретенные к пяти годам навыки самообслуживания, опыт труда в природе, изготовления поделок позволяют детям больше участвовать в делах взрослых. Старшие дошкольники могут переходить от выполнения отдельных поручений к выполнению постоянных обязанностей: убирать свой игровой уголок, поливать цветы, чистить свою одежду и обувь. Вместе с выполнением таких заданий к ребенку придут и первое познание радости собственного труда – дела, сделанного для общего блага.

Еще одна деятельность, элементы которой усваиваются в дошкольном детстве, – это учебная деятельность. Основная особенность ее состоит в том, что, занимаясь ею, ребенок изменяется сам, приобретая новые знания и навыки. В учебной деятельности главное – это получение новых знаний.

Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует увлеченно. Вместе с тем, вообразить что-то намеренно, подключая волю детям этого возраста, нелегко.

Ведущим видом деятельности выступает сюжетно-ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции. Старший ребенок-дошкольник уже может сначала отобрать все предметы, необходимые ему для игры в доктора, а только затем начинать игру, не хватаясь уже в процессе ее то за одну, то за другую вещь. Наряду с сюжетно-ролевой игрой – ведущей деятельностью в дошкольном детстве, к концу дошкольного возраста у детей появляются игры с правилами: прятки, салочки, круговая лапта и др. Умение подчиниться правилу формируется в процессе ролевой игры, где любая роль содержит в себе скрытые правила. К концу дошкольного возраста у ребенка в игре формируются те качества (новообразования), которые становятся основой формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

На шестом году жизни у ребенка появляется способность ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения. Это новое изменение в деятельности и ее целях называется произвольностью психических процессов и имеет решающее значение и для успешности последующего школьного обучения, и для всего дальнейшего психического развития. Ведь подчинение школьным правилам как раз и требует произвольности поведения. Это означает умение ребенка действовать в соответствии с каким-либо образцом (или правилом) и контроль им своего поведения. Именно в игре, при выполнении какой-либо роли ребенок, с одной стороны, следует образцу, а с другой – контролирует свое поведение. Взрослея, малыш учится организовывать сам себя. Поведение его, как будто, освобождается от игровой ситуации. Игры с правилами более содержательные у старших дошкольников. К 6-7 годам меняется отношение детей к нарушению правила. Дети все более строго относятся к точному следованию правилам игры. Они настаивают на ее продолжении, даже если она успела надоесть всем участникам. И находят в этой рутинной игре какое-то удовольствие.

В старшем дошкольном возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и чаще, все смелее и смелее он бросает свой взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить и то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока он не в состоянии глубоко и правильно осознать. Именно у детей 5-6 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!»

Однако имеющиеся у ребенка возможности переработки, упорядочивания информации еще не позволяют ему полноценно справиться с потоком поступающих сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять. Познавательные интересы возникают в играх, в общении со взрослыми, сверстниками, но лишь в учении, где усвоение знаний становится основной целью и результатом деятельности, формируются и окончательно складываются познавательные интересы. Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания и потребности, в арсенале пятилетнего ребенка имеются различные способы познания. К ним относятся: действия и собственный практический опыт; слово, то есть объяснения, рассказы взрослых. Большое значение для познавательного развития ребенка старшего возраста имеет осознанное знакомство с различными источниками информации (книга, телевизор, компьютер и т.п.), привитие первичных умений пользоваться некоторыми из них.[6]

При переходе к старшему дошкольному возрасту отмечается особенно интенсивное развитие словесной памяти. Дети запоминают словесный материал почти так же хорошо, как наглядный. Работа со словесным материалом играет большую роль при обучении в школе, поэтому в старшем дошкольном возрасте следует обратить внимание и на развитие словесной памяти. Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста (анализ, сравнение, обобщение, классификация и т.п.) помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и разбираться в нем.

К концу дошкольного возраста у ребенка развивается понятийное или логическое мышление. Ребенка начинают интересовать не только те явления, которые он видел непосредственно перед собой, а обобщенные свойства предметов окружающей действительности. Детей интересуют причины и следствия в отношениях предметов, проявляется интерес к «технологии» их изготовления. Ребенок уже способен оторваться от непосредственно увиденного, вскрыть причинно-следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и сделать вполне логические выводы. Для развития познавательных интересов большое значение имеет собственное участие ребенка в самых различных видах деятельности.

В дошкольном возрасте значительные изменения происходят во всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте ребенок осваивает широкий круг деятельности – игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая. Главным итогом развития всех видов деятельности выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью и формирование произвольного поведения.

К концу дошкольного возраста ребенок может уже довольно долго выполнять какую-либо деятельность, пока она ему интересна, не требует никаких внутренних усилий, основываясь только на непроизвольном внимании. Произвольность и опосредованность внимания в дошкольном возрасте достигается с помощью игр.

К шести годам жизни у ребенка достаточно сформирован механизм сопоставления воспринимаемой действительности и слова педагога, в результате чего понижается способность к внушаемости. Дети способны отстаивать свою точку зрения, понимать комические ситуации. Старшие дошкольники в характерных жизненных ситуациях самокритичнее, требовательнее к себе, чем младшие школьники в новой для них учебной деятельности. Важные изменения в личности ребенка связаны с изменением его представлений о себе (его образе – я) и осознанием отношений к нему окружающих.

Старший дошкольный возраст является сензитивным для морального развития. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения. Одновременно, он весьма благоприятен для формирования морального облика ребенка, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни.

Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста отличается еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Их отношение со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее. Дети имеют необходимый для свободного общения словарный запас, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно-практическая; формируются и элементы трудовой деятельности: навыки самообслуживания, труд в природе и др. Ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра, игра с правилами. В игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Основные изменения в деятельности, сознании и личности ребенка заключается в появлении произвольности психических процессов – способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами – восприятием, вниманием, памятью и др. Происходит изменение в представлении о себе, его образе – я.

Заключение

Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности. «Островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Присоединяющиеся к действию образ-символ и слово позволяют ребенку перейти от внешнего действенного экспериментирования с вещами, к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных связях и отношениях вещей.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка, в которой он получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность: узнать новое о мире, понять, как устроены вещи, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Одним из эффективных методов познания является метод экспериментирования. Экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.

Еще один из типов исследовательской деятельности дошкольников – коллекционирование. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству. Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.

Следующий тип исследования – путешествие по карте. В процессе таких «путешествий» дети легко осваивают природные и культурные символы частей света. Целью данного типа исследования является: обеспечить условия для развития у детей старшего дошкольного возраста естественно-научных представлений об окружающем мире, сформировать представления о целостной картине мира.

Технология «Путешествие по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Именно она позволяет дать детям представления об историческом времени, осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности. Игры-путешествия можно использовать в непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, в режимных моментах.

Применение технологии «Путешествие по реке времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно «река времени» способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников.

В старшем дошкольном возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и чаще, все смелее и смелее он бросает свой взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Старший дошколь?

844
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!