Развитие творчества дошкольников в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством
В работе с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание уделяется развитию художественно-творческих способностей детей. Важной задачей является — это привить любовь к художественной деятельности, обогатить творческое воображение ребенка.
Творчество дошкольников развивается в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством, которое особенно близко детям дошкольного возраста и соответствует характеру их мышления, воображения, увлекает их своим замыслом и яркостью, красотой и нарядностью.
Они с удовольствием рассматривают народные глиняные, деревянные игрушки, одежду с вышивкой, предметы посуды, быта, мебели, украшенные привлекательной росписью. Их удивляет как из обыкновенного куска глины, дерева, а также из фарфора и незатейливой ткани рождаются произведения искусства.
Каждый вид народного промысла по-своему необычен и прекрасен, например, народные игрушки привлекают дошкольников, потому что в них много шуток и юмора.
Знакомясь с каждым видом народной игрушки, (дымковской, каргопольской, филимоновской, богородской) у детей формируется понятие, что каждый промысел имеет свои традиции в оформлении. Например, дымковские игрушки расписаны орнаментом из округлых форм, колец, точек, точек-горошин, клеток (пересечений вертикальных и горизонтальных линий). Каргопольские по сравнению с дымковской очень скромны по росписи, здесь преобладают коричневые, зеленые, синие и желтые цвета, филимоновские игрушки в основном расписаны яркими полосами, кольцами, точками. Элементами украшений являются налепы, которые придают изделиям особую праздничность. В богородской деревянной игрушке в оформлении используется резьба. Все эти особенности замечаются детьми, вовремя рассматривая изделий, открыток или иллюстраций с их изображением и проведения бесед об игрушках. Детям рассказывается о промыслах, посвящая этому целиком образовательную деятельность по рисованию, лепке.
Более глубже и шире дети знакомятся с дымковской игрушкой, которая является богатым источником для развития творчества дошкольников. Работая над глиняной игрушкой, дети знакомятся не только с процессом ее изготовления, но и с приемами декорирования. Это способствует развитию чувства цвета, композиции, желания создать что-то свое, неповторимое.
Организуется непосредственная образовательная деятельность по декоративному рисованию, дети учатся составлять узоры из знакомых элементов, украшать орнаментом рисунки, силуэты игрушек. Расписывая силуэты, они первоначально используют в рисунках только легкие элементы, упрощают орнамент, невыразительно пользуются цветом, поэтому в работе с детьми используются таблицы. Одновременно ведется работа над композицией рисунков, над подборкой цвета.
Знакомя детей с росписью, отмечается, что нарядность игрушке придает сочетание разных узоров, например, на фартуке или юбке барышни. Дети самостоятельно составляют узоры из отдельных элементов. Например, некоторые быстро и красиво накладывают точки и кольца на силуэты коней, а у других удачно получается орнамент на фартуках барынь. Расписывая платья для куклы по мотивам дымковской росписи, детям хочется расписать красивее, придумать оригинальную композицию узора, подобрать нужный цвет. Такая деятельность способствует развитию у них творчества, воображения.
Развитие творческих способностей у дошкольников продолжается вовремя лепки. В подготовительной к школе группе дети учатся лепить барыню, дымковского коня, передавать характерные особенности дымковской народной игрушки. Дети старшего дошкольного возраста знакомятся со способами изготовления игрушки: фигурки или предметы лепят из целого куска, из отдельных частей при помощи стеки и без нее. Под влиянием народных игрушек дети самостоятельно дополняют свои лепные изделия интересными украшениями, что требует от них не только определенных знаний, но и умения отобрать то, что необходимо для работы, создать в своем воображении узор и перенести его на реальный предмет. Дети активно участвуют в анализе работ, подмечают положительное или недостатки, отмечают, какие получились ноги у дымковского коня, насколько точно им удалось передать голову и гриву. Рассматривая вылепленных барышень, дети отмечают, что они настоящие модницы: в руках зонтики да сумочки, а шляпки красивые, изогнутые.
Постоянно обращается внимание детей на гладкую, ровную поверхность дымковских игрушек, на плавные переходы одних форм в другие, на необходимость также отделывать свои игрушки, заглаживать поверхность изделия. Во время анализа детских работ дети движением руки выявляют плавность переходов одного объема игрушки в другой. Они учатся вылеплять отдельные ее части, думать над способами лепки, с помощью которых можно добиться пластичной формы: постепенное наращивание объема, сглаживание формы пальцами, стекой.
Вопрос в том, насколько дети хорошо владеют разными способами лепки является очень важным, так как это определяет характер детского творчества.
Во время организации деятельности по замыслу, перед детьми ставится задача: выбрать способы лепки, наиболее подходящие для данного изображения. Так как успех работы будет зависеть не только от того, насколько правильно ребенок определяет форму игрушки, предложенной для лепки, ее пропорции, строение, но и от того, знает ли он достаточное количество способов изображения. Если ребенок знает разные способы лепки народных игрушек, то он может сделать вывод и о приемах изображения собственного замысла.
Так под влиянием народной игрушки продуктивная деятельность ребенка приобретает активный, творческий характер. Народная игрушка своей богатой тематикой влияет на замысел детей, расширяя их возможности в области сюжетной лепки. Интересной в этом отношении по замыслу и решению может стать работа на тему «Чудо-птица». Решая этот образ, дети используют способы изображения дымковской игрушки, сохранив свое содержание.
Во время продуктивной деятельности дети приобретают так же простейшие знания об особенностях хохломской, городецкой, гжельской, росписи; технические навыки: учатся составлять узоры, используя простейшие элементы по мотивам хохломской, городецкой, гжельской росписи. Дети самостоятельно составляют композиции из последовательно чередующихся элементов узора, например, хохломы, затем составляют узор на вырезанных из бумаги вазе, чайнике, тарелке, ложке и т.п.
Наряду с учебными задачами во время каждой деятельности предусматриваются творческие задания. Ребенку предлагается самостоятельно выбрать мотивы, варианты композиции, не нарушая особенностей росписи.
Обязательно проводится продуктивная деятельность по замыслу, во время которой дети составляют узор росписи на бумаге разной формы, используя знакомые мотивы, подбирая цвет фона и элементов. Это позволяет определить уровень развития представлений воспитанников о росписи и установить насколько свободно они используют приобретенные умения.
Во время проведения аппликации дошкольники обучаются приемам вырезывания простейших элементов русского, мордовского орнаментов. Уделяется внимание различным творческим заданиям, которые ставят детей перед необходимостью применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности. Дети привлекаются к оформлению мини-центра «Мордовия – мой край родной»: выполняют узоры по мотивам мордовской вышивки, украшая предметы быта, одежду, головной убор. Они придумывают украшения для куклы «Алдуни».
В группе создаются условия для разнообразной творческой деятельности детей. В непринужденной, близкой к домашней обстановке во время самостоятельной деятельности они закрепляют полученные умения и навыки. В центре «Умелые руки» периодически организуются мини-выставки с образцами прикладного искусства (народные игрушки, декоративную посуду, салфетки и другие изделия из ткани).
В работе с детьми используются таблицы декоративных элементов, иллюстрации, дидактические игры, развивающие у старших дошкольников чувство цвета, ритма, композиции, формируем художественный вкус. Дети включаются в деятельность по созданию творческих работ, на темы, например, «Нарядный платок для куклы Маши», «Красивая рубашка для куклы Вани», «Новая мебель для Петрушки», «Узоры для праздничной посуды» и т.п.
Детские работы используются для украшения групповой комнаты, как сувениры, подарки родителям.
Внимание детей привлекается к оформлению интерьера лестниц, музыкального зала, мини-музея. Они учатся выделять в окружающей обстановке предметы прикладного искусства.
Такая работа способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей, поэтому народно-прикладное искусство является неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики.
Рекомендуемая литература:
1. Методические советы к программе «Детство» — СПб: «Детство-пресс», 2002.
2. Дошкольное воспитание — М.: Просвещение, 1988, № 5
3. Дошкольное воспитание – М.: Просвещение, 1984, № 9
4. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: изд. 3-е, переработанное. – СПб: Детство-пресс, 2001.
5. Дошкольное воспитание, — М.: Просвещение, 1989, №11