Доклад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»

ДОКЛАД

на тему:

«Использование музыкальных игр в современном образовательном процессе»

В современный период развития общества особое место занимает развитие культурной личности детей. Музыкальные занятия в детском саду направлены на развитие музыкальной культуры будущего гражданина общества, служат целям воспитания, просвещения и самовоспитания детей; занятия в существенной степени способствуют формированию характера ребенка, таких качеств, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность, в своеобразном органичном сочетании с отдыхом и разумными развлечениями, создает благоприятный психологический настрой, способствующий творческому развитию личности.

Занятия музыкой в детском саду – это уникальный, особый вид образования, развивающий музыкальное восприятие и обеспечивающий использование музыкальных игр при обучении.

Используя музыкальные игры, мы имеем прекрасную возможность выявить и развить у ребенка музыкальные способности: слух, чувство ритма и т.д. С таким же успехом у детей могут развиваться и танцевальные способности.

Если устраивать музыкальные игры для детей еще в раннем возрасте, в дальнейшем можно избежать таких случаев, когда ребенок в большой компании стесняется и поэтому не может прочитать небольшое стихотворение, спеть песенку или станцевать перед незнакомыми людьми. Чтобы предотвратить возникновение подобных казусов, нужно обеспечить все условия для детской музыкальной деятельности и отдыха, тем самым позволить детям гармонично развиваться и становиться раскованными. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определенную цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, а так же творческой деятельности ребенка.

Для достижения выше поставленных целей можно использовать игру «Угадай-ка».

Для участия понадобится настоящий музыкальный инструмент. Конечно, лучше, если это настоящее фортепиано, но если его нет, подойдет любая детская игрушка с клавишами или детский ксилофон или металлофон. То есть игрокам нужен такой инструмент, на котором любой играющий смог бы воспроизвести простейший звук. Ведь на пианино для этого нужно всего лишь нажать на клавишу. А на ксилофоне – ударить палочкой по пластине.

Теперь надо выбрать ведущего, того, кто хоть немного знает, как расположены клавиши на клавиатуре (знать их название при этом не нужно) или пластинки у ксилофона. Этот ведущий должен уметь запоминать высоту звука и именно ту клавишу, которая будет извлекать этот звук. При небольшой подготовке это сможет сделать любой. Все остальные участники игры отворачиваются, а ведущий нажимает на одну из клавиш или ударяет палочкой по ксилофону. Затем он выбирает кого-либо из ребят и предлагает ему отгадать, на какую клавишу он нажимал. Причем, если используется настоящее фортепиано – значит, поскольку клавиатура у него длинная, необходимо выделить небольшой отрезок клавиш (в пределах октавы), чтобы облегчить начинающему игроку угадывание.

Участие в музыкально-обрядовых играх в современных условиях позволяет вспомнить исконно русские традиции, подбодрить себя заводными песнями. Это игры для детей развивающие не только музыкальные, но и творческие способности, которые очень хорошо подходят к проведению детских праздников.

Возможно, представленная ниже игра станет ассоциироваться с настоящим праздником в лучших традициях прошлого – «Горелки».

Все разделяются на пары. Водящего в этой игре называют «горящим». Затем все пары встают друг за другом, образуя вереницу, а «горящий» стоит впереди всех на два шага. Он не должен оглядываться назад.

Далее участники игры поют следующую песню:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле –

Гляди в поле.

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Погляди на небо –

Звезды горят,

Журавли кричат –

Гу, гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

Беги, как огонь.

После окончания этой песни «горящий» сразу же должен взглянуть на небо. В это время задняя пара разъединяется и бежит, причем один участник бежит по одну сторону от вереницы игроков, другой – по другую. Партнеры одной пары должны соединиться снова впереди «горящего». Если паре игроков это удается, то «горящий» продолжает водить. Если же «горящий» ловит кого-нибудь, то на его место встает оставшийся без пары игрок. Он – новый «горящий», а вновь образованная пара занимает место впереди вереницы. Игра продолжается дальше по уже описанному принципу.

Хорошим примером участия детей в празднике являетсямузыкальная игра «Музыкальный хоровод».

В старину люди, собираясь на праздниках, водили хороводы, это знают все без исключения. Подобный праздничный обряд обладал невероятной силой сплочения коллектива. Почему-то сейчас подобное времяпрепровождение незаслуженно забыто. Это несправедливо, и мы предлагаем возродить такую традицию.

Если собралась значительная компания, то наверняка всем детям понравится идея вождения хоровода. Но наши предки никогда не делали этого просто так. Всегда хороводы сопровождались пением, а уже одно это свидетельствует, что это замечательная музыкальная игра.

Итак, все присутствующие образуют хоровод, взявшись за руки. В центр полученного круга можно поставить какой-нибудь символ, в качестве которого может быть использовано все, что душе угодно: елка (на Новый год), чучело зимы (на масленицу). В общем, все зависит от фантазии и чувства юмора участников.

Музыкальная игра «Угадай мелодию».

Суть этой игры — аналог телевизионной, всем известной. Желающие могут разделиться на команды или же соревноваться поодиночке. Ведущий дает послушать всем присутствующим отрывок из какой-нибудь песни или популярной мелодии, а игроки должны назвать это музыкальное произведение.

Побеждает тот игрок или та команда, которая отгадает больше всего мелодий. О продолжительности игры по времени игроки договариваются между собой.

Важным этапом музыкального развития является работа над актерским мастерством детей. В качестве примера можно предложить ребенку показать образ вкусной конфеты, трусливого зайчика и т.д.

Музыкально-театрализованные представления, сценическое обыгрывание музыкальных произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенность, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

Поддержка инициативы импровизирования на музыкальных инструментах, пении, в танцевальной и музыкальной деятельности позволяет развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление. Музыкальная деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка, позволяет в рамках игры узнать о нормах, правилах и традициях общества, в котором он живет. Таким образом, музыкально-игровая деятельность, исполняет социализирующую функцию и тем самым дает толчок к дальнейшему развитию способностей ребенка. 

190
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!