ПРОЕКТ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ПРОЕКТ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
(на примере урока русского языка в 3 классе «Сочинение – этюд»)
Тема проекта: «Почему берёза так любима русским человеком?»
Проект разрабатывался с учащимися 3 класса.
Цель нашей работы: Выяснить, почему на протяжении многих веков русский народ так бережно, уважительно и с любовью относится к березке.
Актуальность проекта заключалась в том, что дети начальной школы мало знают о пользе этого дерева и о её значимости в культуре и традициях русского народа.
Если человек ничего не знает об окружающей природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае ребенку нужно помочь увидеть то, что он не заметил, помочь ему разглядеть всю красоту природы, разобраться, в чем ее польза. Это актуально для воспитания экологически грамотного человека. И наряду с этим встаёт ещё одна из актуальных проблем – воспитание патриота своей Родины через символы, народные традиции, культуру.
Инновационность проекта заключается в использовании
-информационно-коммуникационных технологий;
-дистанционных образовательных технологий.
Ученики моего класса умеют работать в сети Интернет (выход на сайт по ссылке, работа с электронными источниками), работают с электронной почтой, набирают текст, имеют навыки создания презентаций.
Для осуществления цели поставили перед собой следующие задачи:
§Собрать информацию о жизни берёзы, как живого существа, о её значении в жизни человека (хозяйственном, целебном, эстетическом).
§Рассмотреть образ берёзы в произведениях искусства (в поэзии, в живописи, в музыке).
§Познакомиться с пословицами, загадками, приметами, обрядами, связанными с берёзой.
§Подготовить выставку рисунков и поделок.
§Оформить сборник «Без берёзы не мыслю России».
§Представить творческий проект в рамках классного часа для учащихся 2, 4 классов.
Для создания проекта был разработан план (матрица)
Этапы реализации проекта
«Почему берёза так любима русским человеком?»
I этап: организационно — подготовительный
Определяю направления работы и разбиваю класс на группы
Направление | Ответственные | Предполагаемый продукт |
Значение берёзы в жизни человека | Мелетиев Артём | Презентация «Значение берёзы в жизни человека» |
Стихи, песни, загадки, пословицы, приметы, старинный праздник. | Весь класс (по парам выполняют свою часть работы) | Собранный материал |
Выучить наизусть стихотворение о берёзе | Вяргизова Ульяна Кудалева Ксения Кудалёв Андрей Семёнов Данила Давыдова Дарин | Чтение во время прогулки |
Наблюдение за весенними изменениями в природе, определение примет | Весь класс | Прогулка по селу |
Подготовка инсценировки стихотворения А. Барто «Сильное кино» | Кудалёва Ксения Кудалёв Андрей | На уроке русского языка |
Картины художников | Холопова Светлана | Презентация «Образ берёзки в картинах русских художников» |
Творческая мастерская | Весь класс | Объёмная поделка «Березка» |
Мы художники | Весь класс | Рисунки учащихся «Люблю берёзку русскую» |
Содержание деятельности | Форма организации | Промежуточный продукт |
Изучение литературы | Открытие работы над проектом. Работа в библиотеке и поиск информации в Интернете | Материалы к презентациям проекта |
Содержание деятельности | Форма организации | Промежуточный продукт |
Создание рисунков по теме «Люблю берёзку русскую». | На уроке ИЗО | Рисунки |
Создание объёмной поделки «Березка» | На уроке технологии | Поделка |
Создание сборника «Без берёзы не мыслю России» | На уроках русского языка и литературы | Сборник |
Инсценировка стихотворения А. Барто «Сильное кино» | На уроке литературного чтения | Инсценировка |
Работа над презентацией «Значение берёзы в жизни человека» | На уроке окружающего мира | Презентация |
Создание презентации «Образ берёзки в картинах русских художников» | На уроке русского родного языка | Презентация |
Разучивание стихотворений о берёзе | Классный час | Стихи |
Содержание деятельности | Форма организации | Промежуточный продукт |
Презентация проекта в виде представления всех продуктов проекта, с приглашением учащихся 2 и 4 классов | Закрытие проекта Классный час | Творческий отчёт |
Предполагаемый результат: — сформированное представление у детей о берёзе, как о символе России;
— представление о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой;
— представление о пользе дерева для человека, животных;
— представление о бережном отношении к природе.
Оценка рисков:
1.отсутствие заинтересованности учащихся к участию в проекте;
2. отсутствие опыта в исследовательской деятельности;
3. уровень готовности учеников к выполнению самостоятельной деятельности;
4. Дефицит времени при работе над проектом.
В процессе работы над проектом каждый ученик имел возможность реализовать себя, применить имеющие у него знания и опыт, раскрыть свои способности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.
При распределении ролей в команде проекта учитывается индивидуальность ребёнка — его интерес, темп работы, уровень обученности, творческие задатки.
При разработке проекта каждый ребёнок в классе принимает участие, помогает одноклассникам в подготовке материала, делится информацией. В данной деятельности прослеживается развитие познавательного интереса и межличностного взаимодействия. Всё это способствует раскрытию каждой личности ребёнка.
Использование метода проектов в учебном процессе способствует повышению мотивации учащихся при решении поставленных перед ними задач, развитию творческих способностей, формированию чувства ответственности, созданию условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака — самостоятельного выбора.
Я считаю, что проектную деятельность нужно обязательно использовать в своей работе. Ведь в любом классе есть дети, которые стеснительны, плохо учатся, мало общаются друг с другом, не все посещают кружки, секции.
Поэтому через проектную деятельность я стремлюсь раскрыть ребёнка, его способности, раскрепостить ребёнка, повысить уровень его познавательной активности, эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях, снизить тревожность и психическое напряжение учащихся.
Потому что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
Тема: Сочинение-этюд «Берёзонька»
Цель урока: способствовать формированию умения описывать свои наблюдения путём создания сочинения-этюда.
Задачи:
Предметные
Учиться преодолевать трудности в создании устных и письменных высказываний;
Учиться правильно оформлять текст сочинения;
Использовать языковые средства в соответствии с типом текста;
Совершенствовать орфографическую грамотность.
Метапредметные
Регулятивные
Самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;
- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные
Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней;
Выполнять действия по образцу;
Задавать проблемные вопросы и отвечать на них;
Освоение способов решения проблем творческого характера;
Строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Выделять существенную информацию из текстов разных видов;
Оценивание своих достижений.
Коммуникативные
Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в малой группе;
Развивать умение слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;
Использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные
Осознание необходимости учения;
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
Следовать установке на здоровый образ жизни и её реализации в реальном поведении;
Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
Формировать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чуткое отношение, любовь к природе, к русскому языку, чувствовать красоту слова; обогащать словарный запас с помощью художественных текстов;
Учиться выражать своё мнение.
Оборудование:
Выставка: «Без берёзы не мыслю России…». Произведения русских писателей и поэтов о берёзе.
Выставка рисунков и поделок детей: «Люблю берёзу русскую».
Презентация«Нет дерева прекраснее берёзы!».
Музыкальная пьеса «Подснежник» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского; песня «Во поле берёза стояла».
Репродукции картин известных художников.
Сборник стихов, загадок, пословиц и примет «Милая сердцу берёза».
Тексты о берёзе поэтов и писателей, карточки на партах.
Памятка «Как собирать материал к сочинению по наблюдениям».
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: С каким настроением вы пришли сегодня в школу? (Высказывания детей)
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь! Скажите добрые, хорошие слова друг другу».
Учитель: Молодцы! Я думаю, что сегодня наш урок будет интересным и продуктивным.
II. Постановка учебной задачи
1. Речевая разминка
Сказка «Слово и мысль».
Учитель: Почему младший брат не вернулся домой?
Ответ: Потерял способность говорить.
Вывод: Язык является важнейшим средством человеческого общения. Лучшее, что дано человеку – дар слова.
В подтверждении этих слов детям предлагается прослушать притчу о древнегреческом баснописце Эзопе и языке (первую часть).
Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа.
Однажды Ксанф пригласил гостей, и послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости. Эзоп подаёт одни только языки: жареные, варёные, солёные. «Что это значит?» –спросил Ксанф. На что тот ответил: «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах – ничего нет лучше языка!»
Учитель: Примером образной, красивой речи является для нас язык произведений классиков.
Для примера зачитываю отрывок из рассказа М. Пришвина «Вечер освящения почек» (М. Пришвин «Зеркало человека» из поэмы «Фацелия»).
Вечер тёплый и такая тишина, что ждёшь чего-то напряжённо: должно же что-нибудь случиться в такой тишине. И вот, кажется пришло: кажется, начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются, осинка молодая стала на поляне, как зелёная свеча, находит себе такую же свечу, черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками. И так, если с нами сравнить, мы звуками перекликаемся, а у них аромат: сейчас каждая порода окружена своим ароматом.
Но, к сожалению, нам приходится довольно часто слышать другую речь. Для наглядного примера ребята показывают инсценировку стихотворения А. Барто «Сильное кино».
Заранее, заранее
Все было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придет
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Все подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
— Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей — раз!
Она им — раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я еще мала:
Я ничего не поняла.
Учитель: Почему героиня стихотворения ничего не поняла из рассказа брата?
Сравниваем язык двух текстов.
Переход к теме урока
Предлагаю послушатьстихотворение И. Бунина «Бушует полая вода…».
Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.
Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
(Уроку предшествовала прогулка. Перед детьми была поставлена задача понаблюдать за тем, какие первые изменения происходят в природе с приходом весны. Было сделано много «открытий». А за три дня до прогулки ребятам было предложено подготовить чтение наизусть стихотворения о берёзе, которые они с успехом читали во время прогулки).
Учитель: Какие приметы весны мы наблюдали с вами во время прогулки? (Дети называют приметы весны. Делятся впечатлениями от прогулки.)
III. Актуализация опорных знаний
Учитель: Сегодня наш урок мы посвятим удивительному дереву. На уроке окружающего мира мы с вами познакомились с презентацией Артёма о среде обитания берёзы, о её практической значимости и пользе этого дерева.
На прогулке вы читали стихи о берёзке.
Береза, березонька – это дерево ассоциируется с родиной, родным домом.
- 1.Чтение этимологической справки
(Справку готовила ученица. Она её и зачитывает)
Береза – лиственное дерево с тонкими розовато – коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой темными полосками. Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЕЗА. БЕРЕЗА – БЕРЗА, БЕР — светлый, ясный, белый.
- — Ни одно дерево в России не сравнится по значимости с берёзой. И мы с вами сегодня будем создавать сочинение-этюд о берёзе, которое так и назовём «Берёзонька».
III. Новая тема
- Описание берёзы в произведениях писателей.
Учитель: Берёзу воспевают в песнях, ей посвящают удивительно проникновенные стихи, художники изображают её красоту на картинах. (Представляю слайды репродукций художников).
1. Во время показа слайдов отдельные ученики читают наизусть стихи о берёзе. Это стихотворение А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую», стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», «Берёза».
Учитель читает стихотворение Олега Шестинского «Без берёзы не мыслю России»
- Без березы не мыслю России, -
- Так светла по-славянски она,
- Что, быть может, в столетья иные
- От березы – вся Русь рождена.
- Под березами пели, женили,
- Выбирали коней на торгах;
- Дорогих матерей хоронили
- Так, чтоб были березы в ногах.
- Потому, знать, березы весною
- Человеческой жизнью живут:
- То смеются зеленой листвою,
- То сережками слезы прольют.
- — Эти стихи как нельзя лучше говорят о любви народа к берёзке.
2.Дети зачитывают загадки, пословицы и приметы о берёзе, которые они приготовили к уроку.
Загадки:
- Стоят столбы белены, на них шапочки зелены.
- Стоит Федосья, распустив волосья.
- Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.
- Стоит красавица на поляне: в белом сарафане, в зелёном полушалке.
- Летом цветёт, зимой греет, настанет весна – потечёт слеза.
- Клейкие почки, зелёные листочки, белой корой стоит под горой.
- В белом сарафане встала на поляне, летели синицы, сели на косицы.
- Стоит Алёна: платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан.
Пословицы:
- Бела береста – да дёготь черен.
- Для врага и берёза – угроза.
- Берёзовый веник в бане всем господин.
- Берёза ума даёт.
- Берёза не угроза: где стоит, там и шумит.
- Тонка берёза, да разуму учит.
Приметы:
- Лопаются серёжки у берёзки время сеять хлеб.
- Соловей впервые начинает петь, когда сможет напиться росы с берёзового листа.
- Если на березняке осенью много листа остаётся, то год будет тяжёлым.
- Если листья берёзы осенью начнут желтеть с верхушки, то весна будет ранняя, а если снизу – поздняя.
- Берёза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает.
IV. Подготовка к написанию сочинения.
Учитель: Сегодня мы будем писать сочинение-этюд.
Ребята вспоминают значение слова «этюд»: небольшая творческая работа, в которой описывается отдельно взятый предмет или явление.
Учитель: Нам нужно вспомнить, что такое текст-описание. Какие выразительные средства языка нам понадобятся. Поможет нам в этом работа над текстом.
- (Текст лежит перед каждым ребёнком).
- 1.Чтение текста писателя Д. Кайгородова «Нет дерева прекраснее берёзы!».
Как очарователен розовый отблеск на белой коре от румяных лучей восходящего солнца! А нежная весенняя зелень березы разве не прелесть? Как ласкает наш глаз остроконечные душистые блестящие листочки!
А летом? Сколько красоты в покрытых листьями березах! Длинные тонкие ветви, словно зеленые гирлянды, низко свешиваются к земле и придают всему дереву какой – то торжественно – печальный вид.
И, наконец, зимой. Какое дерево сравнится по красоте с березой, когда она стоит, изукрашенная миллионами сверкающих на солнце кристалликов! Она стоит словно громадный фонтан, брызги которого внезапно оледенели и повисли в воздухе.
— Какой это тип текста? Почему?
– Какова тема этого текста?
– Какая основная мысль этого текста – описания?
– В каких предложениях она прямо сформулирована? Прочитайте.
2.Самостоятельная работа.
Задание: Какие выражения, сравнения вам особенно понравились в тексте о березе? Подчеркните.
– Зачитайте вслух, что вы подчеркнули о листьях, о стволе, о ветках.
3. Физкультминутка. Под песню «Во поле береза стояла…» дети выполняют упражнения.
— Сейчас мы с вами немного отдохнем. Пусть каждый из вас представит себя березкой.
Весенние берёзки просыпаются (поднять руки вверх),
И мило солнцу улыбаются (помахать руками над головой).
Летние косички заплетают (выполнять руками перекрёстные движения перед грудью)
Ветерок серёжками играет (руки перед грудью, потрясти кистями).
Осенние листочки осыпают (руки над головой, опустить руки вниз),
Кружась, листочки улетают (покружиться).
А зимние от стужи замерзают (обнять себя руками),
Пушистый снег их укрывает (движения руками сверху вниз, опускаем голову).
4. Работа с памяткой «Как собирать материал к сочинению по наблюдениям».
- Памятка
- üПрисмотрись внимательно к тому, о чем собираешься писать.
- üЕсли это хорошо известный тебе предмет, постарайся взглянуть на него так, как будто ты видишь его впервые.
- üПостарайся увидеть самое характерное (отличие, особенности), удивительное в том, что наблюдаешь.
- üЗапиши кратко самое главное из того, что заметил.
5. Подготовка рабочих материалов к сочинению.
(На столах у детей тексты стихотворений)
Для этого мы познакомимся со стихотворением В. Рождественского «Береза».
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла, –
Дождинки встряхнув, улыбнется
Береза – и вновь весела.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.
Он делит с ней радость и слезы,
И так ее дни хороши,
Что кажется – в шуме березы
Есть что-то от русской души.
– Понравилось ли вам это стихотворение?
– Как автор называет листья березы? (Зелёные косы)
– Добавьте свои слова. (Нежные, бархатистые, прозрачные)
– А с чем сравнил автор ствол березы? (С белым платьем, т.е. белое платье)
— Какими средствами языка будем пользоваться в своих сочинениях?
(Эпитеты, сравнения, метафора, олицетворения)
– Поэт Прокофьев чувствует березу совсем по-другому.
А. Прокофьева «Люблю березку русскую»
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Учитель:
— С чем сравнивается ствол березы? (С «белым сарафанчиком», а черные пятна – с «платочками в карманчиках»)
– С кем авторы сравнивают берёзу? (С девушкой) Почему?
6. На экран вывожу таблицу.
Ребята, в столбиках записаны слова-определения о берёзе. Озаглавьте столбики и допишите в таблицу образные выражения из стихотворений, которые лежат у вас на партах.
Самостоятельная работа в паре.
V. Орфографическая работа (повторение изученных орфограмм) в следующих словах: берёзонька, зелёные, молодая, родное, платье, сарафан, гибкие, русская, белоствольная, грустная, прозрачные и т.д. |
Учитель: Ребята, что ещё необходимо для того, чтобы написать интересную творческую работу? Настроение.
- — А если бы можно было нарисовать настроение для нашего сочинения, какие краски вы использовали бы?
Для создания творческого настроения звучит отрывок из пьесы П. Чайковского «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года».
После прослушивания дети делятся впечатлениями.
— Какие картины возникали перед вами, что вы слышали?
— Какие чувства хотел выразить композитор в этой пьесе, какое настроение?
Музыка помогает представить весенний лес, пронизанный солнцем. Светлый, ясный день, капель… Мелодия создаёт спокойное, ласковое настроение, рождает светлые чувства.
Коллективная работа над созданием устного сочинения.
Примеры:
1. Обогрел берёзу весенний луч солнца, и она ожила…Стройная, с тонкими ветвями и раскидистой кроной она привлекает к себе взгляды. Шелестят нежные листья, словно шепчутся о чём-то своём, сокровенном.
2. У нас под окном растёт молодая берёза. У неё красивый белый с тёмными полосками ствол. Радостно смотреть на длинные тонкие веточки, которые низко склоняются к земле.
3. Люблю белую берёзоньку! Нет на свете дерева белее. Листочки у неё нежные и кружевные. Когда налетит ветерок, они шелестят, словно шепчутся между собой.
Нет дерева прекраснее берёзы!
VI. Письменная работа.
Учитель: Ребята, постарайтесь описать берёзу красочно, выразительно, так, чтобы все увидели красоту вашей берёзки и залюбовались ею.
По окончании работы заслушиваем 3-4 сочинения.
VII. Итог урока. Рефлексия
- — За что вы можете сегодня похвалить себя, одноклассников?
VIII. Домашнее задание.
1. Задания на онлайн-платформе Учи.ру
2. Записать однокоренные слова к слову «берёза» и разобрать их по составу.
Литература
1.Данников Н. Дерево жизни. Всё о целебных свойствах берёзы. / Н. Данников. — М.: Просвещение, 2002. – 127 с.
2.1.Багрова Л.А., «Я познаю мир» Растения: Дет. Энциклопедия. — М.: «Издательство АСТ», 2002. — 61 с.
3.2. Коняева О.В. Азбука живой природы: Растения и животные леса: «Родничок» — М.: ООО «Астрель»,1999. – 124 с.
4.Плешаков А.А. Зелёные страницы: Кн. для учащихся нач. классов. –М.: Просвещение, 2018. – 235 с.
5.www. http://nashzeleniymir.ru/береза
6.http://ru.123rf.com/Фото-со-стока/береза.html
7.http://1001kartina.su/tag/berezy/
8.https://uchi.ru/teachers/stats/main
- 9.Береза. [Электронный ресурс] – 2017. – Режим доступа: http://www.mif-legenda.ru/mifs-40-1.html.
- 10.Рецепты народной медицины. Лечение заболеваний народными средствами.
[Электронный ресурс] – 2016. – Режим доступа: http://narodnaiamedicina.ru/lechebnye-svojstva-berezy.html.
11.https://www.liveinternet.ru/users/5577729/post338120799