"Звезда по имени Солнце"
«Звезда по имени Солнце»
(Экологический проект в средней группе)
Подготовила и провела: Воспитатель МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»
Бекшаева Екатерина Сергеевна
Актуальность. Жизнь на земле порождена и неразрывно связана с солнцем. Без него не было бы ни воздуха, ни воды на нашей планете. Солнце для нас играет огромную роль. Мы радуемся, когда на улице хорошая погода: тепло и солнечно, сразу появляется хорошее настроение. Особенно после зимы это отчетливо заметно весной: природа «оживает», прилетают птицы, просыпаются растения и животные.
Проблема. В возрасте 4-5 лет дети немного знают о природных явлениях, в том числе и о природном объекте – солнце. В разговорах с детьми, некоторые из них затруднялись отвечать на вопросы, какой формы солнце, для чего нам нужно солнце. Так же мало использовали глаголы, определения, связанные с солнцем.
Цель: развитие познавательного интереса к солнцу как звезде, символу света и источнику тепла.
Задачи: Сформировать представление о солнце как о раскаленном небесном теле шарообразной формы, которое является источником тепла и света для всего живого на Земле; раскрыть значение солнца в жизни живых существ на Земле; формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей; повышать речевую активность через знакомство с произведениями русских писателей; развивать навыки наблюдения за солнцем, развивать познавательно-исследовательские навыки, умение находить причинно-следственные связи и делать выводы; развивать у детей ассоциативное мышление и воображение; развивать интеллектуальные способности; учить проявлять интерес к выполнению различных творческих работ, развивать физические качества (координация движений, ловкость, плавность, четкость), закреплять и обогащать двигательный опыт детей (овладение основными движениями), формировать у детей потребность в двигательной активности; развивать и обогащать слушательский опыт, слуховую сосредоточенность; воспитывать интерес и любовь к природе, доброту отзывчивость друг к другу и к окружающим; воспитывать умение любоваться окружающим миром, умение работать в коллективе, умение сопереживать.
Тип проекта – познавательно-исследовательский, краткосрочный.
Продолжительность проекта – 1 неделя.
Методы, используемые в процессе реализации проекта:
— Словесные (познавательные беседы, чтение художественной литературы)
— Наглядные (просмотр фотографий и иллюстраций, мультфильмов);
— Практические (наблюдение, экспериментирование, творческая продуктивная деятельность).
Работа с родителями:
Привлечение к сбору материала по теме, наблюдение за солнцем через разноцветные стекла; наблюдение вместе с детьми за закатом солнца дома, чтение рассказов и сказок о солнце.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный – 1 день.
Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса, подбор материала.
2. Основной – 3 дня.
— Чтение художественной литературы о солнце: К. И. Чуковский «Краденое солнце», С. Маршак «Радуга – дуга», К. И. Чуковский «Загадка о солнечном зайчике», албанская сказка «Как солнце и луна друг к другу в гости ходили», стихи о солнце;
— Беседы «Солнце – большая звезда», «Какого цвета солнце?», «Если бы не было солнца», «Восход и закат солнца»;
— Дидактические игры «Классификация растений», «Найди желтое и круглое»;
— Опытно – экспериментальная деятельность «Для чего растениям нужно солнце», «Как движутся тени», «Солнечные зайчики»;
— Пластилинография «Восход солнца», «Лучики для солнышка», аппликация «Солнце в тучах», рисование «Радуга – дуга»;
— Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Поймай солнечного зайчика», «День – ночь»; «Найди свою тень»;
— Театрализованная деятельность «Покажи, как умеешь»;
— Наблюдение за солнцем;
— Пальчиковые игры «Солнышко», «Тучи»;
— Прослушивание песен «Я на солнышке лежу», «Солнышко лучистое улыбнулось весело»;
— Просмотр мультфильма «На что похоже солнце?»
3. Заключительный – 1 день.
Игра – путешествие «Краденное солнце».
Ожидаемые результаты:
У детей:
Развитие интереса к явлениям и объектам неживой природы и их влиянию на объекты живой природы; развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности, экспериментированию; развитие умений устанавливать причинно-следственные связи и проводить целенаправленный анализ явлений; повышение речевой активности.
У педагога:
приобретение нового опыта работы по проектной деятельности, повышение профессионального мастерства; пополнение развивающей среды в группе; повышения мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьей;
разработка конспектов занятий; практический материал по всем видам детской деятельности.