Особенности и способы формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение понимать и различать эмоции, управлять своими эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению [1, с. 16].

На формирование эмоционального интеллекта у дошкольников существенно влияет раннее детство. Чувствительный родитель дает ребенку необходимую обратную связь, реакции взрослых – ответ на его поведение. Родители служат зеркалом для ребенка, по которому они учатся значению эмоций. Благодаря контакту с родителями ребенок учится различать разные эмоциональные выражения, понимать их смысл. Этот опыт позже применяется в общении с другими людьми.

Если родители игнорируют ребенка, или реагируют на него раздражительно, то он создает другой способ оценки. Люди с таким опытом склонны интерпретировать реакцию другого человека как угрозу, выражение безразличия или другого негативного отношения. Их развитое недоверие, склонность придавать свои чувства другим людям отражаются не только страхом, но и меньшим вниманием к окружающим. Причина заключается в том, что каждый человек ищет в других эмоции, которые испытывает сам.

Составляющим компонентом эмоционального интеллекта является мотивация. Успешность во многом зависит от мотивов и потребностей, побуждающих к деятельности [2, с. 26].

Можно выделить несколько особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста:

– формируются высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические;

– ребенок начинает понимать эмоцию и соотносить ее со словом и поведением;

– ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;

– чувства становятся более разумными, осознанными, произвольными.

Принимая к сведению эти особенности, можно привести несколько способов развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

1. Творческая деятельность (развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного);

2. Трудовая деятельность (радость за выполненный с другими детьми труд; чувство удовлетворения от совместной работы);

3. Сюжетно-ролевая игра (ролевые действия помогают детям понять друг друга и учесть настроение, пожелания другого);

4. Произведения художественной литературы (сравнение себя с положительным героем, активное сопереживание ему; негативная оценка поведению и поступкам отрицательного героя).

Для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста мною был испробован способ с использованием произведений художественной литературы признанного писателя Л. Н. Толстого, творчество которого содержит в себе элементы нравственного воспитания. Творения Л. Н. Толстого знакомят дошкольников с такими базовыми эмоциями как удивление, печаль и радость. Были зачитаны басни «Волк и коза», «Белка и волк» и проведена беседа с вопросами [5, с. 172].

Волк и коза

Волк видит – коза пасётся на каменной горе, и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит:

– Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава для корма много слаще.

А коза и говорит:

– Не за тем ты, волк, меня вниз зовёшь, – ты не о моём, а о своём корме хлопочешь.

Беседа после чтения:

1. Зачем волк звал козу спуститься вниз?

2. Как бы вы поступили на месте козы?

3. Как коза догадалась о плане волка?

4. Что бы вы ответили волку?

Белка и волк

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и захотел ее съесть. Белка стала просить:

– Пусти меня.

Волк сказал:

– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

– Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что добры и никому зла не делаем.

Беседа после чтения:

1. Почему волк злой?

2. Как можно помочь волку?

3. Почему белки всегда веселые?

4. Что мог бы сделать волк, чтобы стать веселым как белки?

5. Какие добрые дела можно сделать друг другу?

Подобные короткие беседы направленны на развитие разных аспектов эмоционального интеллекта.

Знание собственных эмоций. Обучение пониманию работы своего тела, понятие его как способа выражения чувств. Понимание того, что наличие эмоций – это естественно.

Контроль собственных эмоций. Это способность действовать и реагировать соответствующим образом, посредством влияния ума и воли ослаблять моментальные эмоциональные импульсы.

Сочувствие, сопереживание. Это важный компонент эмоционального интеллекта, представляющий собой осознание и понимание эмоций окружающих, способность представить себя на месте другого человека.

Разрешение конфликтов. Конфликты – это естественная часть отношений. Их необходимо решать, создавать варианты для их устранения.

Развитие эмоционального интеллекта неотъемлемая часть любого образования, независимо от возраста. Только благодаря ему дети смогут лучше контролировать многие социальные навыки. Их отсутствие может повлечь проявление у ребенка ярости, гнева, страха и других отрицательных эмоций.

Список использованных источников

  • 1.Готтман, Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей / Д. Готтман, Д. Деклер, пер. Г. Федотова. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 272 с.
  • 2.Занюк, С. С. Психология мотивации. Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг / С. С. Занюк. – К.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2002. – 351 с.
  • 3.Пиаже, Жан. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже, ред. Е. Булгакова. – М.: Издательство АСТ, 2020. – 352 с.
  • 4.Сидоров, С. В. Социально-эмоциональное развитие старших дошкольников / С. В. Сидоров. – М.: Мир науки, культуры, образования, 2009. ‒ 182 c.
  • 5.Толстой, Л. Н. Маленькие рассказы / Л. Н. Толстой, ред. С. А. Малышева. – М.: Детская литература, 2020. – 180 c.
185
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!