Технология личностно-ориентированного обучения на уроках математики.
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
учителя математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»
Кочугаевой Людмилы Викторовны
«Деление класса на группы, из которых одна сильней другой, не только не вредно, но и даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой, сам давать двум другим полезные самостоятельные упражнения».
К.Д.Ушинский
Педагогическая проблема, над которой работа ведется в течение последних трёх лет — «Технология личностно-ориентированного обучения на уроках математики».
1.Актуальность и перспективность
Происходящие социально-экономические преобразования, усиление гуманизации образования, изменение объема, состава учебных дисциплин и характера отношений учителей к процессу воспитания и образования обусловили необходимость коренного обновления системы образования. Школа должна развить у ребенка потребности и интересы к обучению, сформировать у него ценностное отношение к своему развитию и образованию. Поэтому главной стратегической линией нашего образовательного учреждения выбран личностно ориентированный подход. Актуальность темы проекта несомненна. Использование личностно-ориентированного подхода позволяет выработать в процессе обучения на уроках математики индивидуальный подход к каждому ребенку, что не только акцентирует внимание на особенностях личностного восприятия им предмета и реализует потребности каждого ученика в особом подходе и средствах обучения, но и повышает уровень собственных достижений и возможностей в процессе усвоения знаний на уроке, а также при выполнении домашнего задания.
Условия личностно-ориентированного учения:
наполненность содержания обучения жизненными проблемами учащихся, создания такой ситуации учения, в которой бы учащиеся в определенной степени могли определиться с решением важных для них лично проблем и вопросов;
"реальность личности учителя", т.е. вести себя адекватно переживаемым чувствам и состояниям, проявлять свои человеческие качества во взаимодействии с учениками;
принятие учителем учащегося таким, каков он есть;
недирективная, диалогичная позиции учителя к источникам и способы получения знаний;
опора на самоактуализацию личности учащихся.
Обучая детей, я видела, что все они не похожи друг на друга: одни быстро усваивают информацию, другие долго, одним необходимо общение при изучении нового материала, другие чувствуют себя комфортнее в полной тишине, одни быстро устают на уроке, другие только к концу урока начинают активно работать. Я поняла, что при построении урока необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Главной целью использования данного подхода было обеспечение учащимся таких условий на уроках математики, которые позволили бы им раскрыть свои природные способности в полной мере, что проявилось бы в высоком качестве обученности детей.
2.Концептуальность
Мною используются следующие важнейшие технологии, активные методы и средства для индивидуальной работы на уроке математике с учениками, являющиеся ядром заявленной концептуальной модели личностно-ориентированного обучения:
- В процесс получения начального среднего образования по дисциплине «Математика» проводится индивидуальная работа с каждым ребенком (средняя школа — 5-6-й класс) для определения личных возможностей и способностей к изучению математики, включающая: самостоятельные и контрольные работы, личные задания, ориентирующие детей не только на стандартный подход к выполнению задания, но и на нетривильные пути и поиски выполнения задания, активизирующие творческий потенциал и развивающие интерес к выполнению задания.
- Выполнение заданий на уроках обязательно сопровождается индивидуальной стимуляцией (системой некоторых баллов, оценок), позволяющей не просто активизировать работу ребенка на занятиях, но и нацеливающих его на поиски своего собственного пути выполнения заданий и ведущего его по нестандартному пути выполнения задания. Кроме того, система бонусов обязательно предполагает выявление и учет собственных достижений каждого ребенка (для этого заранее проводится тщательная работа с учениками для определения их индивидуального уровня, как уже было выше сказано), что обязательно стимулируется как на уроках в школе, так и при выполнении домашнего задания.
- В процессе личностно-ориентированного подхода в обучении разрабатываются индивидуальные задания, позволяющие активизировать учебный процесс по математике каждого ученика в той степени, в какой он способен реализовывать свой внутренний потенциал по данному предмету, к ним относятся, к примеру, различного рода задания по математике с использованием предложенных вариантов и нетривиальных решений.
- Направление собственных идей учеников по определенным заданиям проводится в индивидуальном порядке для поиска самостоятельных путей решения (в том числе и нетрадиционных).
- Система личностно-ориентированного обучения способствует не только развитию интереса каждого ребенка к изучаемому предмету (в данном случае, математике, хотя эта же модель может быть использована и для других предметов), но и повысить уровень самостоятельности в принятии решений, а также повысить самооценку каждого ребенка.
3.Теоретической базойопыта явились работы В.Е. Зинченко, Я.Л. Коломинского, А.В. Петровского, Фридман Л.М., Якиманской И.С. и др., представленных в разных методических пособиях. Приведу лишь некоторые из них:
1. Фридман Л.М. Концепция личностно-ориентированного образования.// Завуч. 2000. № 8.
2. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1998.
3. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2003.
Анализируя изученные труды современных российских педагогов и психологов, в частности И.С. Якиманской, можно выделить следующие принципы личностно ориентированного урока.
1.Использование субъектного опыта ребенка;
2.Предоставление ему свободы выбора при выполнении заданий, решении задач, стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм.
3.Накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели(конечногорезультата), а важного средства реализации детского творчества.
4.Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
4. Ведущая педагогическая идея:повышение качества обучения математике, развитие познавательного интереса и логического мышления, развитие ученика как личности за счет использования наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм.
5.Оптимальность и эффективность средств.
Критериями оптимальности и эффективности средств при реализации личностно-ориентированного обучения на уроках математикиявляются:
- наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
- использование проблемных творческих задач;
- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;
- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников;
- обсуждение с детьми в конце урока не только того, «что мы узнали», но и того что понравилось (не понравилось) и почему;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
- оценка при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, почему и в чем ошибся;
- отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
- нацеленность каждого урока на реализацию личностного потенциала каждого ученика, учтенного заранее при разработке плана занятия.
При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
6. Результативность
Проводимая работа позволяет получать 100% успеваемость учащихся, развивает творческие способности детей, создает условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно, следовательно, повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.
Использование личностно-ориентированного подхода за 3 последних учебных года способствовало:
— повышению качества усвоения знаний по математике школьниками
-развитию самостоятельности;
-повышению их творческой активности.
Результативность применения данной проблемы проявляется в:
— результатах итоговой аттестации в форме ЕГЭ
71% выпускников 2011-2012 гг. показали результаты выше среднереспубликанских;
— результатах итоговой аттестации в форме ГИА;
— участии детей в предметных олимпиадах;
-увеличение числа детей учавствующих в заочных олимпиадах, конкурсах и проектах:
— Всероссийская дистанционная олимпиада по математике «Олимпус» осенняя сессия – 6 лауреатов ( 19 участников)
Региональный САММАТ — 2012, отборочный тур- 1 призер (9 участников)
2011-2012 учеб. год | ||||
Ф.И.учащегося | Класс | Предмет | Уровень олимпиады | Результат |
Златомрежев Роман | 8 | математика | Российский | Лауреат |
Курдюкова Ольга | 8 | математика | Российский | Лауреат |
Истихин Владимир | 8 | математика | Российский | Лауреат |
Коновалова Дарья | 8 | математика | Российский | Лауреат |
Григорькина Ирина | 8 | математика | Российский | Лауреат |
Шаронов Алексей | 8 | математика | Российский | Лауреат |
Мещеряков Александр | 7 | математика | Региональный САММАТ — 2012, отборочный тур | Призёр |