Системно - деятельностный подход на уроках физической культуры как средство повышения уровня физичес

Новый подход к образованию открывает перед школьными учителями широкие возможности для творчества в решении проблем физического воспитания, целью которого является содействие всестороннему и гармоничному развитию личности, ее слагаемые – крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень развития их двигательных способностей, умений и навыков в области физической культуры; формирование мотивов осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности.

Теоретической основой работы явился существующий в настоящее время ряд авторских программ, рекомендованных к использованию в школьной практике А.П. Матвеева, В.И.Ляха, А.А.Зданевич. Данные программы предусматривают различные направления в физическом воспитании [4, с. 20].

Авторы программ по развития двигательных способностей — В.И.Лях [3, с. 43], А.А.Зданевич, утверждают, что основными компонентами повышения уровня физической подготовленности являются: укрепление здоровья; содействие нормальному физическому развитию двигательных и координационных способностей; обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам, приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта; обучение  способам творческого применения  полученных знаний; воспитание  потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

На данный момент накоплен богатый опыт  ученых и педагогов-практиков (В.П. Богословский [1, с. 17], Л.П. Матвеев, Ж.К. Холодов [11, с. 43], В.М. Зациорский и др.) по развитию физических качеств. С физиологической точки зрения всесторонняя подготовка базируется на учении И.П.Павлова, рассматривающего организм как единое целое, в котором взаимно обусловлены все качества человека. Ещё В.М. Зациорский отмечал, что развитие одного из качеств положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание в развитии одного или нескольких задерживает развитие остальных. Так, к примеру, развитие скорости должно происходить в единстве с развитием силы, выносливости, ловкости. Именно такая слаженность и приводит к овладению жизненно необходимыми навыками [2, с. 45].

При разработке систематической и целенаправленной работы по повышению уровня физической подготовленности учащихся были использованы следующие понятия:

Физическая         подготовленность       –  состояние        человека, которое приобретается в результате физической подготовки и характеризуется высокой физической работоспособностью, хорошим развитием физических качеств, разносторонним двигательным опытом.

Общая физическая подготовка – это процесс совершенствования физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости), направленных на всестороннее физическое развитие человека.

Принцип индивидуализации характеризуется необходимостью учёта особенностей каждого учащегося, в том числе возрастно-половых различий, разного уровня подготовленности, индивидуально-типологических свойств личности.

Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий.

Быстрота – способность человека выполнять двигательные действия в минимальный для данных условий промежуток времени.

Гибкость – способность человека выполнять движения с большой амплитудой.

Выносливость – способность человека к длительному выполнению какой- либо работы без заметного снижения работоспособности.

Физическая подготовленность человека характеризуется степенью развития основных физических качеств – силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости и координации. Идея комплексной подготовки физических способностей людей идет с глубокой древности. Так лучше развиваются основные физические качества человека, не нарушается гармония в деятельности всех систем и органов человека.

Между развитием физических качеств и формированием двигательных навыков существует тесная взаимосвязь. Двигательные качества формируются неравномерно и не одновременно. Наивысшие достижения в силе, быстроте, выносливости достигаются в разном возрасте.

Несомненно, важное место для развития физкультурно-образовательной деятельности всех обучающихся принадлежит урокам по физической культуре. Развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма детей, формирование основ здорового образа жизни мною осуществляется в 3-х направлениях.

Образовательное направление – обеспечивает усвоение систематизированных знаний, формирование двигательных способностей, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов формирования движений и развитие физических качеств.

Оздоровительное направление – обеспечивает укрепление здоровья посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей организма, формирование ответственного отношения к состоянию собственного здоровья, обучение навыкам саморегуляции.

Воспитательное направление – основой является органическая взаимосвязь физического и духовного развития школьников.

Реализация мною системно — деятельностного подхода в работе заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает содержание своей деятельности, активно участвует в ее совершенствовании, что способствует формированию его общеучебных умений, общекультурных и деятельностных способностей. В работе с учениками создаю ситуацию комфорта, успеха, сотрудничаю с детьми.

Технологии, методы и приемы организации образовательного процесса, которые я использую на уроках физической культуры.

Метод опережающего обучения. В уроки включаю новые элементы, которые будут осваиваться в последующем. Преимущество этого метода в том, что он, увеличивая период времени на освоение нового материала. Позволяет подтянуть слабых обучающихся до уровня лучших.

Метод комментированного управления. Суть метода в том, что ученик перед началом выполнения движения и по ходу выполнения проговаривает вслух, как, в какой последовательности будет его выполнять.

Использование метода познавательной активности создает благоприятный настрой для изучения нового материала. Часто применяю игровой метод, который позволяет совершенствовать качества и способности учеников – ловкость, быстрота, гибкость и другие. Для воспитания морально волевых, физических качеств, для тактической подготовки к состязаниям применяю соревновательный метод.

В работе с обучающимися применяю дифференцированный подход, который осуществляется за счет ознакомления школьников с различными приемами дозировки физической нагрузки. Уроки физической культуры предполагают такие основные разделы: гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка и другие разделы. При проведении уроков по каждому разделу необходимо строго соблюдать правила техники безопасности. В связи с этим большое значение придаю вопросам предупреждения травм на уроках и внеурочной деятельности. Опыт работы свидетельствует, что профилактика, рациональное построение занятий и правильное дозирование нагрузок позволяют избежать травм и заболеваний, а также существенно повысить оздоровительный эффект занятий.

Развивая двигательные качества на уроках физической культуры, необходимо их проверять и оценивать. Для этого я применяю тесты по проверке гибкости, силы, быстроты, выносливости, скоростно-силовых способностей. Оценивание обычно осуществляю по пятибалльной системе. Результаты тестирования доводятся до сведения учеников и фиксируются самими обучающимися в паспорте физической подготовленности. На основании выявленных индивидуальных особенностей я разрабатываю методические рекомендации по коррекции выявленных отклонений. А для обучающихся с высоким уровнем подготовленности изменяю подходы к содержанию и формам организации занятий. Также привлекаю учеников к самотестированию не реже одного раза в месяц. Отслеживание динамики своей физической подготовленности в начале и в конце учебного года имеет большое значение. В целях улучшения двигательных показателей задаю обучающимся домашние задания при минимальном количестве повторений.

Активизировать двигательную и познавательную деятельность обучающихся помогают современные педагогические технологии, в частности использование новых информационных технологий, интернет – ресурсов. ИКТ можно с успехом применить во внеклассной работе: презентации, видеоролики, спортивная тематика для популяризации спорта.

Новые технологии, которые я применяю, позволяют достичь максимальных результатов в решении многих задач: повысить заинтересованность школьников в формировании здорового образа жизни; повысить активную познавательную деятельность.

292
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!