Конспект итогового занятия Природа родного края
Природа родного края
Цель: показать формы и методы работы по развитию интереса к художественно-эстетической стороне окружающего мира посредством изучения произведений мордовских поэтов; познакомить детей с многообразием природных ресурсов республики Мордовия; развивать интерес к изучению произведений писателей Мордовии; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Природа Мордовии», знакомство с «Красной книгой Мордовии», чтение стихов, рассказов, беседа о Мордовии.
Материалы и оборудование: диапроектор, презентация «Живи, Мордовия моя!», мордовские народные костюмы и песни.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: Шумбратада, шабат!
Дети: Шумбрат, Оксана Александровна!
2. Основная часть
( слайд «Карта Мордовии»)
Воспитатель:
Мой милый край! Мордовия моя!
Разливы рек, бескрайние поля.
И я не знаю лучше края,
Чем наша славная Мордовская земля!
Дорогие ребята, я не случайно начала занятие с этих стихов, сегодня мы с вами поговорим о Мордовии. Наш край очень красивый. Поэты и писатели восторгались красотой природы, писали о ней. Скажите, кто такие поэты?
Дети отвечают
Воспитатель: Послушайте, какое стихотворение о Мордовии написал Леонид Норкин.
(слайд «Берёзовая роща»)
1-ый ребёнок:
В России средь берёзовых просторов,
Полянка есть — Мордовия моя.
Мордовия! Любимая навеки!
Моя полянка — сторона моя.
Воспитатель: С чем поэт сравнивает Мордовию? ( с полянкой) Где находится «полянка»? (в России) Почему средь берёзовых просторов? (потому что в Мордовии много берёз) Как называется лес, в котором много берёз? (берёзовая роща) Послушайте, как Александр Мартынов описывает берёзы.
2-ой ребёнок:
Берёзки в лесу вдоль дороги
Под ручку, гурьбой молодой,
Как сёстры, светлы, босоноги,
Бегут поутру за водой.
Воспитатель: Где растут берёзки? (в лесу) Берёзки какие? (светлые, босоногие) В Мордовии много полей, лесов, птиц и животных. Послушайте, как Пётр Черняев описывает природу Мордовии в своём стихотворении.
(слайд «Лес»)
3-ий ребёнок:
Мордовия Моя — леса и пашни,
Цветов и птиц привольная страна.
Неужели стороны родимой краше
На свете есть другая сторона!
(слайд «Поле»)
4-ый ребёнок:
Есть в Мордовии поля без края,
До небес богатые леса,
Здесь растём и прославляем
Мы тебя, Мордовская земля!
Воспитатель: Что поэт восхваляет в своём стихотворении? (поэт восхваляет Мордовию) Леса какие? (леса богатые) Поля какие? (поля без края) Почему леса богатые? (потому что в лесах много ягод, грибов, птиц и животных) А вот Рая Орлова написала стихотворение на мокшанском языке, послушайте.
5-ый ребёнок:
Мордовиязе! Кельгом мода!
Край сяда цебярь мон аф содан.
Тонь велхкссот менельсь сенем-сенем.
Тонь козя паксясот кшись ткенерсь.
Воспитатель: О чём это стихотворение? (это стихотворение о любви к своему краю)
(слайд «Луг»)
Воспитатель: Посмотрите, какой замечательный луг. Какие цветы растут на нём! Глядя на такую красоту, что вам хотелось бы сделать? Какие чувства вызывает у вас эта красота? ( нам бы хотелось попасть туда, побегать по этому лугу) Давайте представим, что мы сейчас оказались на этом лугу и немного порезвимся и поиграем в мордовскую народную игру «Суркс».
Дети встают в круг, ведущий раздаёт колечко
Дети:
Раю, раю, вешендян,
Раю, раю, ушедан.
Кинь кеца суркссь,
Листь кштима!
Тот, у кого окажется колечко, выходит в середину круга и пляшет по мордовскую национальную музыку. ведущим становится тот, у кого колечко.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо повеселились! А сейчас послушайте отрывок из рассказа Фёдора Атянина «Серебрянное озеро».
«Наш дедушка снял свой помятый картуз и поклонился на четыре стороны.
Мы, ребятишки, с удивлением смотрели на старика. Поглядел он на нас и сказал с чувством:
— Экая красота, губить жалко...
Огляделись и мы. Вокруг нас сосны прямёхонькие, как свечки, стояли, стволы смолистые, крупные. Иголки шелестят по ногами, падают шишки: тук-тук! Будто свою песню поют...»
(слайд «Сосновый бор»)
Воспитатель: Как называется лес, в котором много сосен? (лес, в котором много сосен, называется Сосновый бор) Почему старик поклонился на четыре стороны? (потому что четыре стороны света — север, юг, запад, восток) С чем писатель сравнивает сосны? (со свечками)
У каждого человека есть свой маленький уголок, его малая Родина. У каждого она одна, как мама. Скажите, что такое Родина? (место, где мы родились, где живут наши родители) Давайте послушаем стихотворение о родине.
6-ой ребёнок:
Рая Орлова
Шумбрат, шачем крайняй!
Шумбрат, шумбрат, шачем крайняй!
Мокшень краезе, шумбрат!
Катк тонь лемозт морось гайняй!
Улихть ломаттне шумбрат!
Мон Мордовияса эрян,
Кели инголен монь кись.
Шачем крайсон павазсь эряй,
Менельсь мани, валда шись.
Шумбрат, шумбрат, шачем крайняй!
Мокшень краезе, шумбрат!
Катк тонь лемозт морось гайняй!
Улихть ломаттне шумбрат!
Воспитатель: Поэты и писатели любовались красотой природы, писали о ней стихи, песни, рассказы. Эту красоту мы должны беречь. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей республике заповедник. Сто же такое заповедник? (это такая зона заповедная) Заповедник — это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, животные, птицы, насекомые, рыбы. Давайте с вами поиграем в игру и узнаем, хорошо ли вы знаете растения и животных, которые занесены в Красную книгу Мордовии.
3. Итог занятия
Воспитатель: Молодцы, ребята! На этом наше занятие подошло к концу. Няемозонк, шабат!
Дети: Няемозонк, Оксана Александровна!