Социокультурное развитие дошкольников в процессе ознакомления с русскими традициями

Тип статьи:
Авторская

Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими традициями и праздниками

В современном мире одной из приоритетных задач дошкольного образования является социокультурное развитие ребенка. Проблемам социокультурного развития детей дошкольного возраста посвящены работы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, и др., в работах которых освещаются проблемы социализации, привития детям культурныхнорм, традиций и праздников. Поэтому в настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Так как именно в дошкольных учреждениях впервые выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об русских традициях и праздниках. История человечества показывает, что вопросы гражданского, патриотического воспитания находились в центре внимания любого государства и решались с учетом социальных потребностей, с использованием различных средств, методов, форм работы.[1]

Таким образом, под социокультурным развитием рассматривается процесс вхождения человека в культуру, приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, процесс получения первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира, принятие национальных и общечеловеческих ценностей, социальных норм и ценностей, присущих данному обществу, в результате которых происходит творческая переоценка опыта формирования собственной модели поведения у детей в конкретном обществе, ценностных основ отношения к действительности.

Социокультурное развитие ребенка происходит через поступки окружающих (родителей, воспитателей, сверстников), и таким образом происходит освоение традиций и праздников. Условия воспитания играют важнейшую роль при формировании у ребенка социокультурных ценностей. Основы воспитания закладываются еще в семье, которая формирует первичные нравственные ценности ребенка. Для ребенка в первую очередь важно восприятие общечеловеческих нравственных ценностей, таких, как добро, зло, дружба, вежливость, совесть, любовь. В процессе социокультурного развития дети приобретают не только опыт грамотного взаимодействия со сверстниками, но и учатся сочувствовать, сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей, развивают коммуникативные умения. Все это осуществляется в тесном единстве познавательного, эмоционального и нравственного развития детей в рамках социокультурного пространства детского сада. У детей развивается мотивация к общению, самоконтроль, самостоятельность, умение выражать собственное мнение, договариваться.[2]

Я считаю, что посредством обращения к культурному историческому наследию отечества у ребенка развивается гордость и уважение за страну. Поэтому так важно в дошкольных образовательных учреждениях акцентировать внимание на изучении культуры предков, истории русского народа прививать детям дошкольного возраста нравственные ценностные ориентации, патриотизм, гражданственность к родине. Так как в настоящем времени, в котором растут наши дети, имеется очень много элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура и праздники. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.[3]

Ведь сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали традиции, что ели и пили. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствуют воспитанию патриотических чувств, приобщают к миру прекрасного. Человек должен гордиться своей Родиной. Любовь к отчизне необходимо закладывать с самого раннего детства. Беречь все то, что делает нас русскими. Из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу. С самого раннего возраста надо научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, воспитывать в них нравственные качества. А для этого надо познакомить их с русскими народными традициями, с историей нашего народа, с русским народным бытом.[4]

Я считаю, что дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение детей к русским традициям и праздникам является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

В процессе ознакомления дошкольников с народными праздниками считаются средства выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Они не только символически отображают и углубляют чувства человека, но и в значительной степени облагораживают его. Воспитательное значение народных праздников заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулируют оптимистическое настроение. Народные праздники всегда были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Праздники, отображающие нравственные устои русского народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям (подругам), развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица, и т.д. Воспитательная направленность народных праздников для ребенка дошкольного возраста состоит в том, что они духовно обогащают ребенка, расширяют его представление об истории и традициях русского народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры русского народа. Народный праздник является прекрасным средством для активизации речи дошкольников, ее коммуникативной функции, т.к. использование в празднике элементов фольклора как народной мудрости, активизируют словарный запас детей, позволяют услышать красоту родного языка. В любом народном празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. Широкое использование этих средств, в работе с детьми дошкольного возраста, позволяет воспитателю расширить кругозор детей, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью. Вот почему приобщение детей к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках. [5]

Большое значение в приобщении детей к русским традициям и праздникам имеет работа с родителями. Именно через семью закладываются все традиции и праздники. С родителями проводятся беседы, консультации, родительские собрания. Так же родители привлекаются к созданию условий, костюмов, декораций при проведении праздников. В результате дети получают первичные представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей русского народа. Имеют представление о русских традициях и праздниках. У детей улучшается внимание, усидчивость, расширяется активный словарь, повышается интерес к русским народным подвижным и хороводным играм, к русской народной культуре в целом.

Таким образом, происходит социокультурное развитие ребенка через конкретных героических примерах, исторических событий, на русских традициях и праздников, по которым веками жила могучая Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, — народ без будущего.

Литература

  • 1.Бурменская, Г., Запорожец, А., Эльконин, Д., Выготский, Л.С., и др. [Текст]: Хрестоматия по детской психологии / Г. Бурменская, А. Запорожец. – М.: МПСИ, 2014. – 656 с.
  • 2. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — 4-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 415с.
  • 3.Пониманская, Т.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- К.: «Академия», 2004. — 456с.
  • 4. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш.учеб. заведений [Текст]/ В.А Сластенин. И.Ф. Исаев, Е.Н Шиянов. Под ред. В.А.Сластенина4-е изд., стереотип.-.: «Академия», 2005 — 576с.
  • 5.Фролова, А. Прикоснуться к истокам культуры предков [Текст] / А. Фролова // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 5. — С. 127-128. 
267
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!