Количественные представления дошкольников с использованием элементов системы М.Монтессори

На современном этапе развития дошкольной педагогики одной из важнейших теоретических и практических проблем является совершенствование процесса обучения дошкольников математическим представлениям, так как они являются основой, обеспечивающей овладение более сложным математическим знаниям, умениям и навыкам. Актуальной задачей дошкольной педагогики современные ученные считают поиск резервов умственного развития детей дошкольного возраста. Проводимая мною работа направлена на поиск таких путей обучения детей основам математики, а именно формированию у них элементарных математических представлений, которые способствовали бы не только овладению счетом и улучшению математической подготовки в целом, но и дали значительное продвижение в умственном развитии детей. В связи с чем, целью работы кружка «Малышкина математика» является формирование у дошкольников элементарных математических представлений с использованием элементов педагогической системы М.Монтессори. Одним из направлений работы кружка является формирование элементарных количественных представлений.

Как известно, развитие элементарных количественных представлений у дошкольников идет в единстве с процессом развития восприятия, овладения речью и развитием наглядных форм мышления. Многочисленные исследования отечественных психологов и педагогов (П.Я.Гальперин [1, С.63-66], В., А.М. Леушина [3, С.57-65] и др.) показывают, что в основе познания детьми количественной стороны действительности лежат сенсорные процессы, и что элементарные количественные представления формируются у детей на основе практической деятельности с предметом. В своей системе М.Монтессори центральное место уделяет сенсорному воспитанию. Познавая окружающий мир, обеспечивается и обобщается чувственный опыт ребенка, формируются представления о свойствах и качествах предмета, что способствует появлению и развитию более полных понятий, обогащающих интеллект, делая его более глубоким. Сенсорное воспитание она считает основой предматематической подготовки ребенка и связывает работу по совершенствованию органов чувств с развитием элементарных математических представлений, и обучение строит по принципу постепенного продвижения от конкретного к абстрактному, от чувственного к логическому.

Программа кружка «Малышкина математика» рассчитана на 3 года. Кружок посещают 12 детей, в возрасте 3 — 6 лет. Занятия проводятся в соответствии с программой «Детство» с использованием элементов методики и дидактического материала М.Монтессори. Программа состоит из 6 блоков.

Блок «Сенсорное развитие» малыш может получить все ощущения, которых недостает ему в жизни: он развивает зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также может потренироваться различать температуру, ощутить разницу в весе предметов. Здесь ребенок учится различать высоту и длину, цвет, звучание, запах, форму различных предметов, может познакомиться с их свойствами.

Блок «Количественные представления» важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Оперируя только чис­лами, которые являются показателями количеств и величин объ­ектов окружающей действительности, сравнивая их, увеличивая, уменьшая, можно делать выводы о точном состоянии объектов действительности.

Блок «Формирование у детей представлений о величине предметов и измерении величин» дети переходят от непосредственных (на­ложение, приложение, сравнение «на глаз») к опосредованным способам их сравнения (с помощью предмета-посредника и изме­рения условной меркой). Это дает возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте, длине, толщине, массе и другим). Ребенок убеждается в том, что одни и те же свой­ства в разных объектах могут иметь как одинаковую, так и разную степень выраженности (равные или разные по толщине и т. д.).

В блоке «Геометрические представления» в процессе осуществления практических действий дети по­знают разнообразные геометрические фигурыи постепенно пере­ходят к группировке их по количеству углов, сторон, вершин. У детей развиваются конструктивные способности и пространст­венное мышление. Они осваивают умение мысленно поворачи­вать объект, смотреть на него с разных сторон, расчленять, соби­рать и видоизменять его.

В блоке «Пространственные представления» детей подводят к процессу познания пространственных отношений, связей и зависимо­стей в расположении объектов является процессом длительным и сложным. Пространственная ориентировка осуществляется на основе восприятия пространства и освоения пространственных категорий (протяженность, форма, местоположение, размерные отношения и др.).

Заключительный блок «Временные представления» осуществляется в процессе анализа реаль­ной жизненной обстановки, разрешения проблемных ситуаций, решения специально разработанных творческих задач и модели­рования.

Задачами обучения блока «Количественные представления» явились следующие:

Развитие представлений о количестве предметов: «один – мало – много»; понятие об образовании чисел в пределах 10; знакомство с цифрами в пределах 10; ознакомление с составом числа из единиц в пределах 5; ознакомление с составом числа из двух меньших на числах до 10; обучение сравнению рядом стоящих чисел в пределах 10; обучение определению отношений между смежными числами; формирование понятия о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей; обучение умению называть эти части, сравнивать целое и части; упражнять в решении простейших примеров и задач.формирование умений сравнивать множества – видеть равенство или неравенство двух групп предметов; совершенствование умений сравнивать однородные предметы методом приложения и наложения;опосредованная подготовка к выполнению арифметических операций;формирование логических операций на основе действий с конкретными предметами – сравнение и составление пар;расширение словарного запаса, посредством введения в словарь детей терминов, обозначающих количественные описания и понимания, а также практическое применение их в речи.М.Монтессори разработала систему дидактических материалов, способствующих сенсорному развитию. Среди них имеются и такие, которые непосредственно влияют на развитие количественных представлений и понятий, так называемые «базовые математические материалы». К ним относятся: «Красно-синие штанги», «Ящики с веретенами», «Цифры из шершавой бумаги», «Числовые штанги и цифры», «Числа и чипсы»и другие. Их применение в кружковой деятельности имеет огромное значение при формировании математических понятий и в частности количественных представлений и понятий у дошкольников.

Как правило, в системе М.Монтессори, опираясь не только на словесную, но и на чувственную основу, трудностей при овладении счетом у детей дошкольного возраста не бывает. Используя специальный дидактический материал «Числовые штанги», ребенок не только видит определенное количество промежутков и слышит слово — числительное, его обозначающее, но и чувственно ощущает его множественность. Работа с ярким красочным материалом не только облегчает осознание ребенком количества, но и вызывает интерес к процессу обучения и усвоения чисел. Для закрепления образа числа вводятся числовые знаки — цифры.

М.Монтессори знакомство с цифрами предлагает проводить первоначально без опоры на количество. С этой целью она разработала материал «Цифры из шершавой бумаги». В ходе трехступенчатого «урока» ребенок тактильно ощущает форму написания цифры, проговаривает название каждого числа.

В конце учебного года был проведен мониторинг с целью выявления степени усвоения детьми элементарных количественных представлений, а также развивающего эффекта обучения дошкольников с использованием элементов педагогической системы М.Монтессори.

Нам необходимо было выяснить, в какой степени предложенная нами методика повлияла на уровень сформированности элементарных количественных представлений детей. С этой целью были обследованы дети — кружковцы, а также их сверстники, не занимавшиеся в кружке (12 детей). Полученные данные свидетельствуют о том, что у большинства детей, не занимавшихся в кружке, в отличие от наших воспитанников, количественные отношения оказались недостаточно сформированными.

Таким образом, на основе результатов мониторинга можно сделать вывод о том, что дети, прошедшие обучение в кружке, значительно свободнее ориентировались в условиях заданий, успешнее выполняли их, самостоятельно работали с сенсорным материалом, активнее использовали в речи математическую терминологию, переносили имеющийся опыт в новые ситуации, чем дети оставшейся группы.

Эффективность использования развивающих упражнений на основе элементов педагогической системы М.Монтессори доказывается и тем, что уровень развития элементарных количественных представлений у детей кружковой группы стал в целом значительно выше, чем у детей, не занимавшихся в кружке.

Таким образом, подводя итог проделанной работе, можно говорить о возможности применения развивающих упражнений и элементов педагогической системы М.Монтессори в практике воспитателей дошкольных учреждений.

Список использованной литературы:

1.Брыжинская Г.В. Педагогика М. Монтессори как личностно ориентированная гуманистическая система образования: Лекции / Мордов.гос. пед. ин-т. Саранск, 2000.- 50 с.

2.Гальперин П. Я., Георгиев Л. С. К вопросу о формировании начальных математических понятий. Сообщение V. Психологические вопросы формирования начальных математических понятий у детей // Доклады АПН РСФСР – 1961.- №1-С. 63-66.

3.Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М.: просвещение, 1974. – 368 с.

4.Монтессори М. Арифметика в детском саду: Пер. с итал. Ю Фаусек. – Пг: Начатки знаний, 1922. – 48с.

5.Сорокова М. Г. Математика по методу Монтессори в детском саду и школе: учебное пособие / Под ред. Д. Г. Сорокова. – М.: МГПУ, 1997. – 552 с.

326
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!