Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста
Основными целями познавательного развития ребенка раннего дошкольного возраста являются: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве и др., об особенностях природы.
При сотавлении планирования образовательной деятельности необходимо соблюдать основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала. Поскольку внимание детей третьего года жизни неустойчивое, необходимо в процессе занятий использовать художественное слово, игровые приемы, наглядность, должна быть продумана активизация детей. Воспитатель обязан учитывать уровень развития детей и их интересы, а при проведении деятельности — самочуствие детей, их эмоциональное состояние и соответственно выбирать темп работы, предоставлять возможность проявлять активность при выборе деятельности.
Содержание образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и строится на основе взаимодействия взрослого с детьми. Это могут быть предметая деятельность и игры с составными игрушками, эксперементирование с материалами и веществами — песок, вода, тесто и т. д., совместная деятельность со взрослым и соразвитиевместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание, восприятие музыки, понимание смысла сказок, рассматривание картинок, двигательная активность. Познавательнаяобразовательная деятельность также направлена на формирование положительной самооценики детей, доброжелательное отношение друг к другу, уверенность в собственных возможностях и способностях.
Образовательная деятельность может быть организована за столом, на ковре, подгруппой вокруг воспитателя, на стульчиках. В ходе деятельности детям должны быть обеспечены свободное передвижение по групповой комнате, свободный доступ к игровому строительному материалу, полкам с игрушками. В помещении группы должно быть организовано образовательное пространство, с большим количеством разнообразного материала и оборудования для обнспечения игровой, познавательной, исследовательской и творческой деятельности, а также эмоционального благополучия детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, двигательной активности и возможности самовыражения.