Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Зимующие птицы Мордовии»
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Зимующие птицы Мордовии»
Автор: Бояркина Е.А., учитель-логопед МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»
Цель:формирование лексико-грамматических категорий, развитие связной речи по теме «Зимующие птицы».
Коррекционно-образовательные задачи:
— расширять и активизировать словарь детей по теме «Зимующие птицы»;
— закрепить умение согласовывать числительные с существительными;
— учить образовывать сложные прилагательные;
— закрепить умение употреблять в речи предлоги: «на», «под», «над», «от», «к», «с»;
-упражнять в составление предложений по предметным картинкам и схеме предлога;
Коррекционно-развивающие задачи:
— развивать слуховое и зрительное внимание, мышление;
Коррекционно-воспитательные задачи:
— воспитывать наблюдательность, умение замечать прекрасное, любовь к родному краю;
— приобщать к мордовскому фольклору.
Оборудование: электронное приложение: презентация к занятию «Зимующие птицы Мордовии»; большой экран, мультимедийное оборудование; компьютер; орехи.
Содержание организованной деятельности
I.Организационный момент.
Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Я улыбнусь вам, а вы мне и друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и здоровы.
Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту.
А выдохните через рот обиды и огорчения.
II. Отгадывание загадки.
(Логопед обращает внимание на конверт)
— Кому это письмо?
— Давайте проверим адрес, нам ли письмо.
— Здесь указана республика, село.
— Как называется наша республика? (Мордовия)
— А село наше как называется? (Большая Елховка)
— Ребята, адрес указан такой: республика Мордовия, село Большая Елховка, детский сад. Значит письмо нам.
Утром нам пришло письмо
В гости нас зовёт оно.
(Слайд 2)В лесу мордовском, далёком и густом
Есть поляна с волшебством.
— Пойдём в лес?
По дорожкам вы идите
И поляну отыщите.
— Вот и пришли.
— Волшебство начинается.
(Слайд 3)- Посмотрите, кто это нас встречает? (Вирява)
— А кто, такая Вирява? (Мордовская хранительница леса)
— Давайте поздороваемся с Вирявой на мордовском языке.(Шумбратадо)
— Ребята, Вирява приготовила для вас мордовскую загадку.
В одно время – наряженный,
В другое время – мороженый.
Дни укоротила.
Ночи удлинила. ( Зима )
— Назовите зимние месяцы.(Декабрь, январь, февраль)
III. Называние зимующих птиц.
— Ребята, Вирява пригласила гостью на волшебную поляну.
— Отгадайте мордовскую загадку, она и появится.
Вверх поднимается – белая,
Вниз опускается – чёрная. (Сорока)
(Слайд 4)
(Логопед вместе с детьми проговаривает мордовскую потешку)
— Сорока, сорока,
Сорока, белобока.
Скажи, что ищешь?
И о чём трещишь?
Что потеряла?
Что упало? Что ты уронила?
Орешки уронила
И всех их потеряла.
(рассыпаются орехи)
— Ребята, орехи сорока рассыпала не с проста. Ей интересно, знаете ли вы её друзей, подруг, птиц, которые зимуют в наших краях, в Мордовии.
— Каждый поднимет орех и назовёт зимующую птицу в Мордовии.
(Слайд 5)
— Ребята, Вирява спрашивает, чем можно подкормить птиц зимой?
(Слайд 6)
-Не забывайте подкармливать друзей наших меньших, помогайте им перезимовать в наших краях.
IV. Согласование числительных с существительным.
Дидактическая игра «Сосчитай птиц»
(Слайд 7)
— Посчитайте, сколько синиц прилетело к кормушке.
(Слайд 8)
— А сколько воробьёв?
(Слайд 9)
— Сколько сорок?
(Слайд 10)
— Сколько ворон?
(Слайд 11)
— Сколько снегирей?
(Слайд 12)
— Сколько голубей?
(Слайд 13)
— Сколько дятлов?
V. Пальчиковая гимнастика.
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Пять снегирей, пять голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек.
VI. Составление предложений по предметным картинкам и схеме предлога.
— Возвращайтесь в лесную школу.
— Посмотрите, какая беда случилась, птиц заморозили.
(Слайд 14)
— Чтобы помочь птицам, нужно выполнить задание, составить предложения.
(Слайды 15 — 22)
(Дети составляют предложения по данной картинке и схеме предлога)
VII. Образование сложных прилагательных.
(Слайд 23)
Какие красивые птицы, полюбуйтесь.
— У снегиря красная грудка, как про него можно сказать? (снегирь красногрудый)
— А синица какая? (синица желтогрудая)
— у кого белые бока? (у сороки)
— Значит сорока какая? (Сорока белобокая)
— А ещё у сороки длинный хвост.
— Сорока какая? (сорока длиннохвостая)
— У кого крупные глаза? (у совы)
— Сова какая? (сова крупноглазая)
VIII. Подбор соответствующего понятия.
(Слайд 24). Игра «Кто как кричит?»
Выходите на поляну, Вирява предлагает поиграть и послушать пение птиц, которые обитают в наших мордовских лесах.
Воробей – чирикает.
Сорока – трещит.
Ворона – каркает.
Синица — свистит
Дятел – стучит.
Снегирь- свистит
Голубь – воркует.
Сова – ухает.
(Слайд 25) (Вирява хвалит детей)
IX. Итог.
Виряве понравилось, что вы много знаете о птицах Мордовии.
— О каких птицах мы говорили? (О зимующих)
Молодцы, что отгадали мордовские загадки.
Сорока, очень рада, что вы знаете мордовскую потешку о ней.
Какой чудесный подарок нам приготовила Вирява.
(Слайд 26)
Сорока тоже приготовила вам подарок (угощает детей орешками).
Скажем им спасибо по-мордовски.
Дети: Пасиба.
— Ребята, сорока останется в лесу. И Вирява будет охранять мордовские леса.
— А нам пора возвращаться в детский сад.
— По дорожкам вы идите и из леса выходите.
Литература
Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Е. Н. Киркина «Хрестоматия к программе «Валдоня» Пособие для дошкольных образовательных учреждений Республики Мордовия. Саранск Мордовское книжное издательство, 2004.
К. Т. Самородова «Мордовские загадки» Саранск Мордовское книжное издательство, 1987.