Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Зимующие птицы Мордовии»

Тип статьи:
Авторская

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Зимующие птицы Мордовии»

Автор: Бояркина Е.А., учитель-логопед МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»

Цель:формирование лексико-грамматических категорий, развитие связной речи по теме «Зимующие птицы».

Коррекционно-образовательные задачи:

— расширять и активизировать словарь детей по теме «Зимующие птицы»;

— закрепить умение согласовывать числительные с существительными;

— учить образовывать сложные прилагательные;

— закрепить умение употреблять в речи предлоги: «на», «под», «над», «от», «к», «с»;

-упражнять в составление предложений по предметным картинкам и схеме предлога;

Коррекционно-развивающие задачи:

— развивать слуховое и зрительное внимание, мышление;

Коррекционно-воспитательные задачи:

— воспитывать наблюдательность, умение замечать прекрасное, любовь к родному краю;

— приобщать к мордовскому фольклору.

Оборудование: электронное приложение: презентация к занятию «Зимующие птицы Мордовии»; большой экран, мультимедийное оборудование; компьютер; орехи.

Содержание организованной деятельности

I.Организационный момент.

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Я улыбнусь вам, а вы мне и друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и здоровы.

Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту.

А выдохните через рот обиды и огорчения.

II. Отгадывание загадки.

(Логопед обращает внимание на конверт)

— Кому это письмо?

— Давайте проверим адрес, нам ли письмо.

— Здесь указана республика, село.

— Как называется наша республика? (Мордовия)

— А село наше как называется? (Большая Елховка)

— Ребята, адрес указан такой: республика Мордовия, село Большая Елховка, детский сад. Значит письмо нам.

Утром нам пришло письмо

В гости нас зовёт оно.

(Слайд 2)В лесу мордовском, далёком и густом

Есть поляна с волшебством.

— Пойдём в лес?

По дорожкам вы идите

И поляну отыщите.

— Вот и пришли.

— Волшебство начинается.

(Слайд 3)- Посмотрите, кто это нас встречает? (Вирява)

— А кто, такая Вирява? (Мордовская хранительница леса)

— Давайте поздороваемся с Вирявой на мордовском языке.(Шумбратадо)

— Ребята, Вирява приготовила для вас мордовскую загадку.

В одно время – наряженный,

В другое время – мороженый.

Дни укоротила.

Ночи удлинила. ( Зима )

— Назовите зимние месяцы.(Декабрь, январь, февраль)

III. Называние зимующих птиц.

— Ребята, Вирява пригласила гостью на волшебную поляну.

— Отгадайте мордовскую загадку, она и появится.

Вверх поднимается – белая,

Вниз опускается – чёрная. (Сорока)

(Слайд 4)

(Логопед вместе с детьми проговаривает мордовскую потешку)

— Сорока, сорока,

Сорока, белобока.

Скажи, что ищешь?

И о чём трещишь?

Что потеряла?

Что упало? Что ты уронила?

Орешки уронила

И всех их потеряла.

(рассыпаются орехи)

— Ребята, орехи сорока рассыпала не с проста. Ей интересно, знаете ли вы её друзей, подруг, птиц, которые зимуют в наших краях, в Мордовии.

— Каждый поднимет орех и назовёт зимующую птицу в Мордовии.

(Слайд 5)

— Ребята, Вирява спрашивает, чем можно подкормить птиц зимой?

(Слайд 6)

-Не забывайте подкармливать друзей наших меньших, помогайте им перезимовать в наших краях.

IV. Согласование числительных с существительным.

Дидактическая игра «Сосчитай птиц»

(Слайд 7)

— Посчитайте, сколько синиц прилетело к кормушке.

(Слайд 8)

— А сколько воробьёв?

(Слайд 9)

— Сколько сорок?

(Слайд 10)

— Сколько ворон?

(Слайд 11)

— Сколько снегирей?

(Слайд 12)

— Сколько голубей?

(Слайд 13)

— Сколько дятлов?

V. Пальчиковая гимнастика.

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Пять снегирей, пять голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек.

VI. Составление предложений по предметным картинкам и схеме предлога.

— Возвращайтесь в лесную школу.

— Посмотрите, какая беда случилась, птиц заморозили.

(Слайд 14)

— Чтобы помочь птицам, нужно выполнить задание, составить предложения.

(Слайды 15 — 22)

(Дети составляют предложения по данной картинке и схеме предлога)

VII. Образование сложных прилагательных.

(Слайд 23)

Какие красивые птицы, полюбуйтесь.

— У снегиря красная грудка, как про него можно сказать? (снегирь красногрудый)

— А синица какая? (синица желтогрудая)

— у кого белые бока? (у сороки)

— Значит сорока какая? (Сорока белобокая)

— А ещё у сороки длинный хвост.

— Сорока какая? (сорока длиннохвостая)

— У кого крупные глаза? (у совы)

— Сова какая? (сова крупноглазая)

VIII. Подбор соответствующего понятия.

(Слайд 24). Игра «Кто как кричит?»

Выходите на поляну, Вирява предлагает поиграть и послушать пение птиц, которые обитают в наших мордовских лесах.

Воробей – чирикает.

Сорока – трещит.

Ворона – каркает.

Синица — свистит

Дятел – стучит.

Снегирь- свистит

Голубь – воркует.

Сова – ухает.

(Слайд 25) (Вирява хвалит детей)

IX. Итог.

Виряве понравилось, что вы много знаете о птицах Мордовии.

— О каких птицах мы говорили? (О зимующих)

Молодцы, что отгадали мордовские загадки.

Сорока, очень рада, что вы знаете мордовскую потешку о ней.

Какой чудесный подарок нам приготовила Вирява.

(Слайд 26)

Сорока тоже приготовила вам подарок (угощает детей орешками).

Скажем им спасибо по-мордовски.

Дети: Пасиба.

— Ребята, сорока останется в лесу. И Вирява будет охранять мордовские леса.

— А нам пора возвращаться в детский сад.

— По дорожкам вы идите и из леса выходите.

Литература

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Е. Н. Киркина «Хрестоматия к программе «Валдоня» Пособие для дошкольных образовательных учреждений Республики Мордовия. Саранск Мордовское книжное издательство, 2004.

К. Т. Самородова «Мордовские загадки» Саранск Мордовское книжное издательство, 1987.

205
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!