Проект «Мордовские народные подвижные игры»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 41 присмотра и оздоровления»

«МОРДОВСКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»

проект социально-коммуникативного, физкультурно-оздоровительного направления

(вторая  младшая группа)

Актуальность проекта.

Бурное развитие техники в мире, широкое внедрение в нашу жизнь компьютеров, телевидения, сотовых телефонов вынуждает современного ребёнка вести малоподвижный образ жизни. Сегодняшний темп и образ жизни всё меньше времени оставляет детям для непосредственного общения со сверстниками, для прогулок на свежем воздухе. Гиподинамия, питание фаст-фудом, психологические стрессы, недостаток свободного времени, нечастое общение с друзьями за рамками детского сада, школы – накладывает негативный отпечаток на здоровье детей. Поэтому актуальность проблемы использования подвижныхигр в жизни современных детейстановится острой и необходимой.

Игра — величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком. История современных подвижных игр уходит своими корнями в фольклор. Многие игры, в которые сегодня играют дети, пришли к нам из древних ритуалов, обрядов и танцев. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, мужестве, желание обладать силой, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, стремление к победе.

Данный проект направлен на оздоровление детей через мордовские народные подвижные игры, которые имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традиции.

Национальные игры способствуют передаче младшему поколения от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой, сохранению национальных традиций, формированию самосознания человека.

Продолжая работу совместно с родителями в данном направлении, необходимо не дать исчезнуть из памяти народа творениям, созданным предками, продолжать их в жизни в новом качестве, с новым поколением людей, доказать, что древние корни культуры при заботливом уходе, могут пустить новые побеги.

Поэтому, важным является познакомить и расширить знания детей и родителей с разнообразием мордовских подвижных игр.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.

Цель проекта: создать условия для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях мордовского народа через подвижную игру.

Задачи проекта:

1. Формировать у детей целостного отношения к национальной культуре, традициям и играм; способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и их родителей.

2. Формировать представление о разнообразии мордовских народных игр; учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.

3. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни посредством использования фольклора.

4. Способствовать развитию творческих способностей детей, стремлению больше узнать о родном крае.

5. Развивать двигательную активность, физические качества, умение договариваться, считаться с мнением своих сверстников, соблюдать правила игр.

6. Воспитывать патриотические чувства, взаимопомощь, дружеские отношения.

Тип проекта:

-по содержанию: познавательно-игровой;

-по времени: долгосрочный (январь – май 2020 год)

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, инструктор по физической культуре.

Методы реализации.

1 этап – подготовительный

  1. Разработка проекта
  2. Определение проблемы
  3. Постановка целей и задач
  4. Составление плана
  5. Анкетирование родителей
  6. Разработка сценария развлечения, спортивного праздника, мастер – класса

2 этап – практический

  1. Проведение практических мероприятий с детьми и родителями
  2. Консультации для родителей и педагогов.
  3. Разучивание и организация мордовских подвижных игр
  4. Разучивание считалок
  5. Обновление и обогащение развивающей среды в группе

3 этап — практический

  1. Развлечение «Масленица» (с участием родителей)
  2. Спортивный праздник «Веселые старты» (с участием родителей)
  3. Памятка для родителей «Не забывайте народные игры»

Мастер -класс для педагогов «Организация и проведение мордовских народных игр»

Предполагаемый результат:

  1. У детей формируются знания о традициях народов, начальные представления о здоровом образе жизни.
  2. Формируется интерес к мордовским национальным играм в свободной деятельности.
  3. Дети научатся выполнять правила и нормы поведения в играх.
  4. Выучат считалки.
  5. У детей разовьются физические качества, укрепится здоровье.
  6. У родителей расширятся знания о мордовских подвижных играх.
  7. У родителей повысится уровень ответственности за здоровье собственных детей.
  8. В семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве, родители вовлекаются в совместные игры с детьми.

Гипотеза проекта:

Если использовать мордовские игры в работе с детьми дошкольного возраста, то это будет способствовать улучшению физического здоровья и формированию идеала здорового человека, лучшему усвоению традиций мордовского народа, а так же воспитанию национальной культуры, духовности, самостоятельности, толерантности.

Обеспечение проектной деятельности.

Методическое.

  1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования

«Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.

  1. Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошко

льного образования/ О. В. Бурляева (и др.); мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015.- 84с.

  1. Исайкина, А. И. Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому)

языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия:

программа и методические рекомендации». Саранск, Мордов. кн. изд-во., 2007.

  1. Брыжинский В. С. «Мордовские народные игры». – С.: Мордов. кн. изд-

во, 2009.

  1. Александрова Е. Ю. «Система патриотического воспитания в ДОУ».,

Управление, 2007.

  1. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. – Т. 8. – Саранск:

Мордов. кн. изд-во, 1978.

  1. Майер А. А. «Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи», Управление

ДОУ, 2008, № 3.

  1. Зверева О. Л., Кротова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»,

М., 2010.

Материально-техническое.

  1. Альбомы: «Мордовия», «Что растет в родном краю», «Ф. Ушаков»,

«Достопримечательности города Саранска», «Саранск», «Мордовия спортивная», «Элементы мордовского узора», папки-передвижки: «Животный мир Мордовии», «Знаменитые люди Мордовии».

  1. Картотеки: мордовские подвижные игры, спортивные речевки,

мордовские и русские считалки.

  1. Оборудование для мордовских подвижных игр для развлечений и

спортивных праздников.

  1. Маски и атрибуты к мордовским подвижным играм и для драматизации

мордовских народных сказок.

  1. Книги по декоративно-прикладному искусству мордвы, о национальном

костюме мордвы, о скульпторе С. Д. Эрьзе, художнике Ф. Сычкове, хрестоматия по примерному региональному модулю программы дошкольного образования.

  1. Куклы в национальных костюмах, мордовские стилизованные

матрешки.

  1. Оборудование для лепки, аппликации и рисования

8. Сюжетно-ролевых игр.

План работы

МесяцСовместная деятельность с детьмиСамостоятельная деятельность детейРабота с родителями Работа с педагогами
ЯНВ

А

Р

Ь

  1. Беседа «Моя
Мордовия»
  1. Разучивание
мордовских подвижных игр«В зайчиков» («Нумолнесэ») — эрз.,

«Нумолняса» — мокш.),

«В курочек»

(«Сараскесэ» — эрз., «Сараскакс» — мокш.)



  1. Разучивание

мордовских считалок.


  1. Чтение мордовской

народной сказки «Благодарный медведь»

  1. Организация

мордовских подвижных игр

«В зайчиков»,

«В курочек»


  1. Рассмотрение

альбома «Мордовия»


  1. Игры детей с

музыкальными инструментами в уголке музыкального развития

  1. Анкетирование

родителей «Народные детские подвижные игры»


  1. Консультации для

родителей: «Патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть общей культуры государства»


  1. Оформление

альбома

«Достопримечательности города Саранска»

  1. Консультация
«Подвижные игры с детьми на свежем воздухе в зимнее время»

ФЕВ

Р

А

Л

Ь

  1. Беседа «Раститель-

ный и животный мир Мордовии»


  1. Разучивание мордов -

ской подвижной игры «В белочек» («Урнесэ» — эрз., «Урняса» — мокш.);


  1. Праздник«Масленица»

  1. Разучивание

мордовских считалок «Червень, бервень»,

«Эни, бени»

  1. Организация

мордовских подвижных игр ««В зайчиков»,

«В курочек», «В белочек».


  1. Рассматривание

изделий мордовского декоративно-прикладного искусства и предметов домашней утвари.


  1. Сюжетно-ролевая

игра «Магазин»


  1. Рассматривание

альбома

«Достопримечательности

города Саранска»

  1. Организация
экскурссии на спортивную площадку школы №27
  1. Оформление
картотеки спортивных речевок; русских и мордовских считалок.

МАР

Т

  1. Разучивание мордов-
ских подвижных игр «В гусей и волка» («Галынесэ ды верьгинесэ» — эрз., «Мацикс да врьгазкс» — мокш.)
  1. Спортивный праздник
«Веселые старты» (с участием родителей)
  1. Чтение мордовской
народной сказки «Пугливая мышь»
  1. Беседа о творчестве

скульптора СД Эрьзи.

Рассматривание работ.

  1. Рисование элементов

мордовского узора

1.Организация

мордовских подвижных игр «В белочек», «В гусей и волка».


  1. Рассматривание

альбома «Скульптор Эрьзя»

  1. Консультация

«Развитие у детей познавательного интереса к мордовским подвижным играм»

  1. Подготовка масок и

атрибутов к мордовским подвижным играм

1.Консультация «Подвижные народные игры в воспитании здорового образа жизни у дошкольников»
АПРЕЛЬ
  1. Беседа « Олимпийские
чемпионы – уроженцы Мордовии». Рассматривание альбома «Мордовия спортивная»
  1. Разучивание считалок.

  1. Разучивание
мордовской подвижной игры «В ворону»(«Варакаса» — эрз., «Варсинякс» — мокш.)

Чтение мордовской народной сказки «Свинка»

1.Организация мордовских подвижных игр ««В зайчиков», «В курочек», «В белочек», «В ворону», «В гусей и волка».
  1. Сюжетно-ролевая

игра « В гостях у Алдуни»

  1. Дидактическая игра

«Сложи узор» (используя элементы мордовского узора»

.

Памятка для родителей «Не забывайте народные игры»
Пополнение альбома «Мордовия спортивная»

МАЙ

  1. Разучивание считалок.

  1. Разучивание
мордовской подвижной игры«В круги» («Кругсо» — эрз., «Кругса» — мокш.).
  1. Рассматривание книг о
народных промыслах мордвы (вышивание, резьба по дереву)
  1. Чтение мордовской
народной сказки «Яраска»
  1. Сюжетно-ролевые

игры «Город», «Мы – шоферы»


  1. Организация

мордовских подвижных игр «В зайчиков»,

«В курочек», «В белочек», «В ворону», «В гусей и волка», «В круги».


  1. Рассматривание

альбома «Мордовия спортивная»


  1. Лепка посуды
  1. Обновление
картотеки мордовских подвижных игр (по возрастам)
  1. Мастер класс
«Организация и проведение мордовских подвижных игр
668
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!