Этнокультурные традиции духовно-нравстенного воспитания детей

Этническая культура, в которой воспитывается ребенок, оказывает определенное влияние на становление и развитие личности. Первым этапом формирования этнокультурных ценностей, является дошкольное воспитание, ведь именно в этом возрасте в сознании ребенка формируются первые понятия о добре и зле, справедливости и чести.

Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей — одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Старая народная мудрость гласит – «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Не зная своих корней, традиций своего народа мы не сможем воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, человека, уважающего других людей.

Именно в детском саду нужно формировать устойчивый интерес к народным традициям и промыслам; приучать детей с уважением относиться к представителям других народов, к их традициям; проявлять любовь и уважение к своей семье, Родине; воспитывать чувство национальной гордости, а так же гордости от сознания своей принадлежности к той или иной национальности; пробудить в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, осознания себя частью великого русского народа.

Основой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.Человек не рождается богатым духовно и морально, для этого нужно грамотное внешнее воздействие воспитателей, родителей и всей окружающей среды.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забот о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

В народной педагогике для решения этой задачи использовались различные средства. Важность колыбельной песни в развитии гуманных начал человеческой личности подчеркивалось разными народами.

Многие обычаи и традиции разных народов можно отнести к комплексным формам воздействия на воспитание подрастающего поколения.

Народные праздники представляли собой настоящий свод неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме.

Традиции и образ жизни всех народов отражаются в костюмах, украшениях, предметах быта, домашнего обихода, которые исходят из глубокой древности и со временем меняются, сохраняя при этом основные характерные особенности.

Говоря о декоративно-прикладном искусстве любого народа, дети, прежде всего, видят народный костюм, во всем своем величии и красоте.

Как же нужно знакомить младших школьников с культурой мордовского народа? Педагог должен подготовить наглядные пособия, фотографии, зарисовки. Рассказ воспитателя имеет большое значение. Он должен включать в себя сведения о народных умельцах, создающих красивые вещи (мордовские национальные костюмы, игрушки, и т.д.) Особое внимание педагог уделяет орнаментам, их элементам и построению узоров. Чтение рассказов, сказок, просмотр иллюстраций — тоже важное средство приобщения к национальной культуре. При изучении иллюстраций педагог должен обращать внимание на специфику национального костюма или других предметов, их орнаментальный дизайн и знакомить с их названиями (панар, сюлгамо, панго, сорока и т.д.)

Эти знания постепенно расширяются, уточняются в ходе различных форм и видов занятий — практик с детьми.

Благодаря знакомству с народным искусством и творчеством дети учатся понимать прекрасное, овладевают эталонами красоты (словесными, музыкальными, изобразительным). Слушая сказку, они получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастерству.

На психологию ребенка положительно влияет не только красота экспонатов, но и исторический ракурс предметов, передается понятие красоты людей той эпохи. Дети лучше понимают историю, лишь «погружаясь» в прошлое, а музеи тесно связаны с идеей времени. В нашем детском саду есть такой музей, дети часто там бывают, им очень нравится примерять одежду разных народов, рассматривать старинные экспонаты, сравнивать их с современными, сопоставлять течение времени, задумываться над жизнью и трудом своих предков.

Мордовское искусство было и остается в ряду лучших художественных достижений многих народов, являясь одним из звеньев мировой художественной культуры, которым по праву может гордиться наше подрастающее поколение, на которое возлагается ответственность за сохранение и развитие духовных ценностей своих предков.

290
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!