Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Вопрос развития речи дошкольников является очень важным в настоящий момент. В последнее время наблюдается быстрое ухудшение уровня речевого развития дошкольников. Очень большая доля дошкольников, у которых имеются различные недостатки речи.

Развитие правильной речи является одной из главных проблем дошкольного образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что речевое развитие является одним из основных направлений развития детей дошкольного возраста.

Важная задача речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески овладел нормами и правилами родного языка, умел ловко использовать в определенных условиях, овладел важными коммуникативными способностями.

Я считаю, что тема моего инновационного опыта очень значительна в наше время, так как развитие речи дошкольников неразрывно связано с игровой деятельностью. С первых дней жизни ребенка игра — это его друг, учитель и воспитатель.

Пренебрежение игрой в дошкольных учреждениях и семье ради так называемого «раннего обучения» приводит к тому, что задерживается процесс развития речи, речевых умений и навыков.

Среди всего разнообразия игр для дошкольников особое положение занимают дидактические игры.

Дидактическая игра (от греч. didaktikos – поучительный) – «специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями».

Последовательное высказывание дошколенка демонстрирует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и в то же время показывает степень готовности ребенка к школе. Что относительно игры? Игра – самый важный и наибольшей степени понятный для ребенка вид деятельности. Играя, ребята усваивают навыки того, что окажется полезным в жизни. В связи с этим, не иначе как с помощью «дидактической игры» я и решила развивать речь у детей: пополнять и активизировать словарный запас, формировать правильное звукопроизношение, развивать связную речь, умение правильно отражать свои мысли.

Игра на занятиях по речевому развитию и в свободной самостоятельной деятельности нужна для сокращения психических и физических нагрузок. Во исполнение увеличенной утомляемости воспитанников, веду занятия в игровой форме, т. е. играя – обучаю.

Значимо своевременно поправлять недостатки речи, так как тяжелее это сделать в дальнейшем, когда они закрепятся. Все-таки дошкольный возраст – это время активного развития речи.

Помимо речевого развития, в игре имеет место познавательное развитие, так как дидактическая игра благоприятствует углублению представлений об окружающей действительности, росту внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Сущность педагогической идеи опыта заключается в организации условий неизбежности применения дидактических игр в коммуникативной деятельности и режимных моментах в целях развития речи детей.

Цель: поднять собственный теоретический уровень, профессиональные навыки и грамотность. Организовать условия для развития речи детей с помощью дидактической игры.

Ради поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

-изучить и проанализировать научную литературу по проблеме развития речи детей посредством дидактических игр;

-создать необходимые условия для совершенствования звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

-разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на развитие диалогической и монологической речи;

-определить эффективность игровой мотивации детской речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Многие великие педагоги и психологи придавали значимость игре, как средству развития речи детей дошкольного возраста.

Надежда Константиновна Крупская смотрела на игру, как на средство воспитания и развития субъекта ребенка: «Игра для них – учеба, игра для них

— труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». Крупская Н.К. показывает, что получать знания можно не исключительно сидя за книгой, а через игру, которая готова помочь детям познать жизнь, познать самих себя.

Смысл развития речи дошкольников с применением дидактических игр взяли будущее развитие в теории и практике дошкольного воспитания в методических работах Светланы Леонидовны Новоселовой «Игра дошкольника», Александры Ивановны Сорокиной «Дидактические игры в детском саду», Антонины Кирилловны Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Евгении Ивановны Удальцовой «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».

Отдельная заслуга в раскрытии роли дидактической игры присуща важному педагогу и общественному деятелю в области дошкольного воспитания Елизавете Ивановне Тихеевой. Она по праву думала, что дидактическая игра дает шанс развивать самые разного рода способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она нашла характерную роль воспитателя в дидактической игре: он включает детей в игру, дает представления о содержании и правилах. Тихеева Е.И. разработала в большом количестве дидактические игры, которые по сей день применяются в детских садах.

В данное время известны значения дидактических игр, предопределено их место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, раскрыты особенности и своеобразие дидактических игр, отработано содержание игр по различным разделам воспитательно-образовательной работы, методы и приемы руководства ими с позиции педагога.

Рассмотрев с интересом методические разработки, программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в которой говорится: «С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание, развиваются познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязей простых явлений)», я пришла к итогу, что следует применять дидактическую игру как средство развития речи, воображения, памяти, мышления, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.

Данный опыт реализуется через систему различных мероприятий: занятий-путешествий, имеющих сходства со сказкой, когда обычное раскрывается через необычное, простое через загадочное, трудное через преодолимое, в них придаётся познавательному содержанию чуть-чуть сказочная необычность. Используются так же игры-соревнования, словесные игры, для приобретения детьми новых знаний.

Основное значение в результативности дидактических игр занимает их правильное применение. Воспитатель должен находить игры, нацеленные на определенную сторону развития речи, применительно от возраста детей и их уровня речевого развития.

Игра должна заинтересовать всех детей, для того чтоб у них был интерес выполнять определенные задачи, вместе добиваясь цели, чтобы малыши с готовностью отвечали на вопросы, узнавали слова и буквы, находили нужные карточки и собирали пазлы правильно. Иными словами были внимательными при выполнении упражнений.

Развивать у дошкольников потребность к процессу обучения на предмет развития и коррекции речи меня ориентировало исполнение следующих пунктов одновременно:

а) Дети должны отчетливо понять, что от них необходимо.

Нужно всего лишь ясно передать условия игры и уметь в точности поставить цели и задачи. При желании можно поправлять их по ходу игры.

б) Проявить свой интерес.

Воспитатели и родители обязаны быть в полном объеме втянуты в процесс игры. Это поспособствует детям осмыслить процесс и вести игру честно и согласно правилам, под присмотром взрослых. Когда дети видят, что вы не заинтересованы и играете только от того, что надо, их интерес померкнет сразу же. Правильнее при данных обстоятельствах не играть, чем играть так плохо.

в) Подбадривать ребенка.

Всякая проделанная задача должна быть названа родителем или воспитателем. Это следует для того, чтобы ребенок мог осознать что-то, что происходит имеет важное значение и вызывает его внимания. Как правило, похвала с указанием заслуг, что он умница, морально ободрят любого ребенка и прибавят ему решительности в своих силах.

г) Игра должна быть в радость.

Непросто удовлетворить несколько детей сразу, тем не менее важно, чтобы все были увлечены. Игра не должна продолжаться длительное время, а то дети устанут и лишатся интереса не только к идущей игре, но также могут не изъявить желания играть во что-то другое. В случае если они ссорятся по

поводу выбора дидактической игры, то можно прийти к соглашению. Для примера, посоветовать поиграть ровно пять минут в первую игру, потом столько же во вторую.

Я второй год изучаю проблемы развития речи детей с помощью дидактических игр. В период сбора информации и изучения материалов по теме обращала внимание, что во всех возрастных группах дошкольного возраста динамично формируется речь, начиная с первой ранней и заканчивая подготовительной группой, и в дальнейшем этот процесс продолжается уже в школе.

Проводя свои изучения, я наткнулась на следующие проблемы в развитии речи дошкольников: бедный словарный запас, неспособность согласовывать слова в предложении, неумение организовать монолог (рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами).

Приняв за главное мнения конкретных педагогов, разглядев результативность наглядного материала, пользуюсь в работе по развитию связной речи детей разнообразные дидактические игры: словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные.

Думаю, что первостепенное значение для развития речи детей имеет располагающая обстановка, созданная в группе и дома: правильное расположение дидактических пособий и игр, мест, где можно уединиться, поиграть за столом, посидеть, поговорить, посмотреть картинки.

Организация условий для стопроцентного развития речи детей с помощью дидактической игры предполагает существование необходимой развивающей предметно-пространственной среды.

Исходя из того, что главной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, в группе организованы уголки для сюжетно — ролевых игр, детского творчества, сенсорный и музыкальный уголки, зона отдыха.

Предметно — развивающую среду систематически обогащаю новыми атрибутами, сделанными своими руками.

Одна из главных задач — отобрать такого рода варианты игры, в надежде вызвать у детей интерес к играм со словом. В любые занятия и режимные моменты я вношу речевые дидактические игры и увлекательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением.

Для того чтобы дети в очередной раз проявили интерес к какой-либо игре, еще как важно сосредоточить внимание на том, как закончить игру. Это может быть разыгрывание фантов, чествование победителей, сообщение о новом варианте знакомой игры и т. д.

Подбор игр по развитию речи различный: «Кто что ест?», «Чей малыш?», «Найди маму», «Волшебный мешочек», «Весёлые матрешки»,

«Картинки — половинки», «Найди окошко», «Кто в домике живет?», «Помоги мишке собрать урожай», «Кислый – сладкий – соленый», «Угадай по описанию», «Угадай, какая сказка», «Найди отличия», «Чего не хватает?» и другие.

Для развития и обогащения словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами использую лексико- грамматические игры, например: «Назови три слова», «Что вы видите вокруг?».

Словесные игры «Зоопарк», «Это правда или нет?», «Составь описание»,

«Придумай окончание сказки» учат детей пересказывать, самостоятельно составлять рассказы, сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.

Поскольку дети любят загадки, с восторгом стремятся их разгадать, предлагаю детям игры на отгадывание загадок. Это развивает фантазию, самовыражение, способствует умению характеризовать кого-либо или что- либо, развивает быструю реакцию на слово.

Весомую роль играют артикуляционные игры. Думаю, что их надо проводить, как на занятиях, так и в свободной деятельности. Пальчиковые игры сопровождаются словесной игрой, что важно для развития мелкой моторики, развития мышления и речи.

Игры с мячом сопровождаются словесной игрой: «Скажи ласково»,

«Съедобный — несъедобный», «Летает — не летает?». Эти игры способствует приобретению навыков ловкости, мышлению и быстрого ответа и очень интересны для детей.

Хочется упомянуть в моей работе о близком контакте с родителями. Правильное представление родителями задач воспитания и обучения,

знания тех или иных методических приемов, применяемых в работе по развитию речи детей, без сомнения, помогало в организации дидактических игр в домашних условиях. Знания родители приобретали через беседы, консультации, родительские собрания, газеты для родителей.

Список литературы

1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. ­ М, 2003. ­ с.27­43.

2. Вопросы порождения речи и обучения языку / Под ред. А.А. Леонтьева и Т.В. Рябова. ­ М.: МГУ, 2007. 3. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. ­ Т. 2. ­ М., 1986. 4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. ­ М., 2011. 5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. М.: Просвещение, 1993. 6. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. ­ 2006. ­ № 9. ­ с. 28­34.

7. Ёлкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. ­ Ярославль: Изд­во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2006. 8. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. ­ 2­е изд., доп. ­ М., 2003. 9. Нечаева О.А. Функционально­смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). ­ Улан­Удэ: Бурятское книжное изд­во, 2004. 37 10. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф.А. Сохина. ­ М.: Просвещение, 2012.

11. Ушакова О.С. «Диагностика речевого развития дошкольников». ­ М.: РАО. Исследовательский Центр семьи и детства, 2007. 12. Ушакова О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве (развитие связной речи): Автореф. дис. … д­ра пед. наук. ­ М., 2006. ­ 40 с.

13. Якубинский Л.П. О диалогической речи // Язык и его функционирование. ­ М.: Наука, 2006. ­ с. 17­5

449
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!