Игра как средство развития коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста

Большой показатель доступности информации и гуманизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали значительное воздействие на образование, в том числе и на дошкольную ступень, собственно, что значит переход к системе образования, центрированной на личности ребёнка. В связи с данным особенный смысл приобретает формирование коммуникативных способностей и умений с самого раннего возраста, так как степень сформированности данных умений влияет на процесс социализации ребёнка и развития личности в целом.

Встаёт вопрос, при помощи чего мы можем сформировать у дошкольника коммуникативные способности? Этим средством имеет возможность быть – игра. Игра – что может быть увлекательнее и важнее для ребёнка?

В письме Минобразования РФ от 25 марта 1994г. № 35-М «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования» подчеркивается то, что собственно становление коммуникативности — умения общаться со взрослыми и сверстниками — является одним из необходимых условий успешности учебной деятельности (которая по своей сути всегда совместна) и в то же время — важнейшим направлением социально-личностного развития. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием критерий для общей работы детей и взрослых; партнёрских способов взаимодействия взрослого с детьми как эталона взаимодействия меж сверстниками; обучения ребят средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом».

Актуальность трудности развития общения дошкольников со сверстниками ориентируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (2013 г.), призванной гарантировать полноценное развитие воспитанников во всех ведущих образовательных областях, в том числе и в сфере социально-коммуникативного становления.

Любой из нас осознает, что нынешний малыш – это житель 21 века, на которого оказывают воздействие все признаки настоящего времени. Поэтому необходимой задачей является социализация ребёнка дошкольного возраста и важнейшая её доля – становление коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Способность общаться – это дар или же то, чему возможно научиться? Специалисты по психологии определяют коммуникативные возможности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и сопоставимость с другими людьми. Способность к общению подразумевает:

1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

2) умение осуществить общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение чувственно сопереживать, умение улаживать конфликтные ситуации;

3) познание общепринятых норм и правил, которым нужно следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, собственно, что все малыши нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. А если ига считается основным видом деятельности ребят дошкольного возраста, то легче всего это создавать в процессе игры. Ейотводится основная роль в формировании позитивных отношений ребят и формировании коммуникативных свойств личности детей дошкольного возраста. Важными критериями формирования коммуникативных качеств дошкольников считаются:

Для того чтобы достичь профессионализма в педагогической деятельности, надо большое количество времени обучаться, изучать детскую психику, возрастные особенности развития ребят.

Всевозможные стороны игры каждый день считались предметом чуткого и детального исследования. Игры в воспитании дошкольников рассмотрены в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Дж.Леви, Р.Кайца, Ж.Пиаже, К.Д.Ушинского, Й.Хейзинги.

Психологический тест роли игры в воспитании и развитии личности дан Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, Д.Б.Элькониным. Игра как средство формирования личности и развитии её потенциалов изучается в работах Н.П.Аникеевой, О.С.Газмана, Т.Е.Конниковой, Д.В.Менджерицкой, И.И.Фришман, С.А.Шмакова и многих других.

За базу в собственной работе я взяла основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. Не считая этого, мной были исследованы работы следующих ученых:

Новизна идеи состоит в том, что данный педагогический опыт представляет единую систему деятельности, включенную в образовательный процесс. Важным условием социального становления дошкольника, формирования у него социальной компетентности считается игра. Я предлагаю комплекс игр и упражнений на развитие коммуникативных способностей детей». Авторами игр и упражнений являются Т. А. Данилина, Л. В. Чернецкая, Я. Л Коломинский, С. И. Семенака В. М. Минаева, H.JI. Кряжева, Е. К. Лютова, Г. Б. Монина, К. Фопель.

Предлагаемый комплекс игр и упражнений по формированию социальных компетенций у детей дошкольного возраста апробирован в МДОУ «Детский сад № 103». Игры проводились в утренние часы, использовались как физкультминутки и динамические паузы на занятиях, на прогулках, во второй половине дня, на праздниках и развлечениях. Ценность данного комплекса в том, что большинство предлагаемых развивающих игр непродолжительны по времени, легки для запоминания, доступны и интересны детям. Данный комплекс многофункционален, он не только развивает коммуникативные способности детей, но и служит отличным материалом для формирования произвольного поведения, развития внимания, воображения, речи и эмоциональной сферы детей.

Цель: составление у ребёнка положительных межличностных отношений в процессе игры.

Задачи:

Объект исследования: коммуникативные свойства у ребят дошкольного возраста.

Концептуальность. Данный инновационный опыт видится составляющей коммуникативного воспитания дошкольников в условиях современной дошкольной образовательной организации.

Структура проекта технологически ориентирована на достижение установленных в нём задач, ассоциация с учебным материалом, разнообразие способов и сочетание различных средств активизации познавательной деятельности дошкольника, применение всего фонда опорных познаний обучающихся.

Чтобы добиться цели, применялись следующие способы и приемы работы:

Работая по теме, я учитывала возможности детского сада и особенности ребят в группе.

Огромную роль для становления коммуникативных качеств детей дошкольного возраста играет взаимодействие воспитателя с родителями (законными представителями). Для увеличения качества родительской компетентности, я проводила консультации: «Игра в жизни ребенка», «Играть не вредно…»; которые открывали значимость игры, как средства коммуникативного воспитания. Еще был проведен мастер-класс «Играя, учимся общаться» с целью познакомить родителей с коммуникативными играми и их воздействием на становление социальной убежденности у детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, а общение становится ее частью и условием. Малыши, естественно не всякий раз находят нужные методы установления отношений. Зачастую меж ними появляются конфликты, когда любой защищает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но как раз в данном возрасте дети открывают для себя ту правду, что без сопереживания другому, без уступки сверстнику он сам остается в проигрыше. В игре малыш попадает в отношения зависимости от иных ребят.

Для снятия психоэмоционального напряжения отлично подходят занятия с использованием пантомимических упражнений, имитационных игр, игры, нацеленные на формирование умений выражать свои впечатления.

Коммуникативные игры ориентированы на увеличение уверенности в себе, снятие страхов, мышечного и психоэмоционального напряжения, активизацию общения друг с другом, сплочение детского коллектива, формирование позитивного отношения к сверстникам.

В собственной работе я воспользовалась следующими принципами организации игры в детском коллективе:

Под воздействием целенаправленной воспитательной работы у детей шестого года жизни растет внимание к окружающей обстановке, появляется более устойчивый интерес к окружающим людям, их взаимоотношениям, к процессу их труда и желание принять участие в этом труде. Всё это становится условием появления игры и определяет характер её становления. Содержание сюжетных игр обогащается: от разыгрывания бытовых сюжетов ребёнок переходит к отражению взрослых профессиональных отношений, бывают замечены сюжеты реальной жизни.

Сюжетно-ролевые игры помогают не только узнать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, обнаружить для себя кое-какие предпосылки их поведения.

Общение способствует успеху игровой деятельности, а игра, в свою очередь, гарантирует основной и довольно действенный способ организации общения.

Итог инновационного опыта показывает, что коммуникативные навыки у воспитанников стали лучше, речь стала более точной, поменялась эмоциональная окраска речи, стали лучше мимические данные. Ребята стали чувствовать себя более уверенно, научились трудиться с куклами разных систем, вести взаимодействие в паре и в группах. Межличностные инциденты в группе уменьшились, пробуют жалеть друг друга.

При взаимодействии с родителями (законными представителями) проявилась:

— функциональная позиция роли в общей работе (посещение и действенное участие в открытых мероприятиях, выставках, конкурсах);

— желание выполнять креативные и индивидуальные задания вместе с детьми;

-возможность верно вести взаимодействие правильно со своими детьми и их сверстниками.

организация актуальных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям вероятность осваивать навык нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим взрослым;организация предметно-игровой среды;общение и совместная работа с педагогом — как средство установления доверия, обогащения общественных представлений и навыка взаимодействия.«Воспитание детей в игре» А.К.Бондаренко, А.И.Матусик (данное пособие помогло мне овладеть методикой вовлечения детей в игру).«Ребёнок в детском саду» Т.И.Бабаева (книга помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования коммуникативных качеств).«Роль игры в воспитании детей» А.П.Усова (книга помогла мне понять смысл и толк игры в развитии дошкольников).«Организация сюжетной игры в детском саду» Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова (организация самостоятельной игровой деятельности)«Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В.Краснощёкова. (организация самостоятельной игровой деятельности).создание предметно — игровой среды, отвечающей современным требованиям и содействующим развитию коммуникативных качеств ребят дошкольного возраста;освоение передовых технологий и способов организации игры;знакомство с видами игр нацеленных на формирование коммуникативных качеств и стойкого внимание к игре.наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель);образные игры — имитации, пантомимические, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные – для становления психологической отзывчивости и радости общения со сверстниками;сюжетно — ролевые игры, соединяющие ребят общим сюжетом, игровыми действиями, готовностью отблеска ролей взрослых.развить у детей самостоятельность и самоорганизацию;сформировать умения договориться о теме игры;самостоятельное распределение ролей;рассматривание главного развития сюжета;подготовка игровой обстановки.
243
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!