Музейная педагогика, как условие формирования этнокультурной компетентности дошкольников в ДОО
Дошкольное образование
Музейная педагогика, как условие формирования
этнокультурной компетентности дошкольников в ДОО
Развивая ребенка в многонациональной среде, основное внимание в нашей работе мы уделяем приобщению его к красоте и доброте, формированию желания видеть неповторимость родной природы, культуры, участвовать в их сохранении и приумножении, формировании познавательного интереса к истории своего народа. В этом нам помогает музейная педагогика.
Музейная педагогика в ДОУ– область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности, к культурному наследию человечества, к предметам искусства.
Актуальность нашей краеведческой музейной работы, которую мы реализуем через исторический клуб «Возрождение» характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей и культурой родного края в мини-музее.
Программа исторического клуба «Возрождение» составлена с учётом образовательных областей. Материалы отражают региональные особенности содержания дошкольного образования в Республике Мордовия. Вместе с детьми уже рассмотрены темы «Я – Мордовия! Давайте знакомиться!», «Мир старины», «Создание фотоальбома «Достопримечательности Саранска», «Интерактивная экскурсия в Краеведческий музей им. Воронина», «Чтение и постановка мордовской сказки «Как собака друга искала», «Украшение платочка мордовским орнаментом».
Цель организации клуба:
- содействие в приобретении детьми нравственного духовного опыта, основанного на традициях своего народа и на лучших традициях семейного воспитания; ознакомление детей с историческим прошлым своего народа.
Задачи:
- формирование у дошкольников представления о музее;
- формирование чувства любви и уважения к Малой Родине на основе ознакомления с природным окружением, культурой и традициями народов, проживающих на территории региона;
- формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
- развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
- развитие речи и расширение словарного запаса;
- воспитание гражданско-патриотических чувств.
В рамках функционирования клуба нами разработан комплекс мероприятий,
направленный на приобщение детей к духовным, нравственным и культурным ценностям (на основе сотрудничества семьи и детского сада) по следующим направлениям:
— участие в тематических праздниках, конкурсах, развлечениях;
— организация семейных походов и экскурсий;
— организация совместных выставок;
— реализация совместных мини — проектов, семейных альбомов.
Для приобщения детей к истокам русской и мордовской культур в нашем детском саду есть мини-музей в виде комнаты в избе. Здесь размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских и мордовских народных сказках: коромысло, горшки, лапти, самовар, ухват, кочерга и т. д. Обстановка в мини-музее предельно проста, что соответствует тогдашнему деревенскому образу жизни. В центре обеденный стол. Рядом находится прялка. Почти вся хозяйственная утварь, орудия труда сделаны из дерева.
Основная наша задача – это введение детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. В старинном сундуке хранятся русские и мордовские народные костюмы, расшитые сарафаны, кокошники, домашняя одежда русских и мордовских крестьянок. В обстановке убранства избы мы знакомим детей с народными промыслами родного края.
На полках размещены разнообразные предметы прикладного искусства: деревянные игрушки, например умельцев из Подлесной Тавлы, домашняя утварь.
В старших группах при работе в музее подчёркивается историческая преемственность с современными аналогами. Например: лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа и пр. Кроме того, детей знакомят с зависимостью использования предметов от образа жизни людей (крестьяне пользовались лучиной, а более богатые люди – свечами и т. п.). Организация такой деятельности предполагает познавательную активность детей. В качестве подсказки детям загадываются соответствующие загадки, используются пословицы и поговорки.
Для организации НОД и самостоятельной деятельности в мини-музее используются игрушки в виде животных, наиболее часто встречающихся в фольклорных произведениях (котик, собачка, петушок, лошадь, мишка). Дети старшего возраста сами участвуют в пересказе сказки, уже знакомых произведений. При этом может быть организована викторина по знакомым сказкам или использован кукольный и пальчиковый театр.
Чередуя экскурсии в мини-музее по темам: «Мордовская печь», «Мордовская утварь», «Мебель в русской/мордовской избе», «Русские и мордовские национальные блюда», «Русский и мордовский рушники», с занятиями, беседами и рассказами, мы воспитываем у детей интерес к жизни русского и мордовского народов в разное историческое время, к его истории и культуре.
Одним из промежуточных результатов работы клуба «Возрождение» является организация фольклорного развлечения «Деревенские посиделки» для детей старшей группы, которое проходило в рамках городского семинара «Школа молодого педагога». В процессе мероприятия мы закрепили знания о домашней посуде деревенской избы, народных промыслах, народном танце, малых жанрах фольклора.
В рамках инновационной работы мы с коллегой разработали игру по патриотическому воспитанию «Путешествие по Мордовии», в которой могут участвовать от двух до четырех детей.
Данная игра помогает детям закрепить знания о городах Республики Мордовия, а также узнать, чем знаменит тот или иной город.
Таким образом, музейная педагогика является тем элементом этнокультурного образования на сегодняшнем этапе, которая обогащает дошкольников знаниями о родном крае, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданских понятий и навыков. Она раскрывает детям связи родного города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждого человека и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Региональный образовательный модуль дошкольного образования «Мы в Мордовии живём» О.В.Бурляевой. – Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2011.
3. Кахнович С.В. Влияние социокультурного потенциала музейной педагогики на художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста в контексте изобразительной грамотности / Всероссийская заочная научно-практическая конференция / редкол.: Т.И.Шукшина; Мордов.гос.пед.ин-т. – Саранск, 2011. – С.181-186.
4. Евтушенко С.И., Веселова Л.В.Воспитание большого гражданина России.// Дошкольное воспитание. — 2007. — №6, с.118-121.
5. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
6. Поштарева Т.С. Формы и методы формирования этнокультурной осведомлен-ности детей / Поштарева Т.С, Мажаренко С.И.//Дошкольное воспитание. – 2007. — № 12. – С.28-36.