"Мордовия - моя малая родина"

Конспект открытого занятия «Мордовия – моя малая родина»

для педагогов в рамках месячника патриотического воспитания

Разработала: руководитель кружка «Возрождение», воспитатель
Н.Н. Ковырева.

Цель: воспитывать любовь к родному краю, приобщать детей к мордовской культуре.

Программное содержание:

— Продолжать формировать представления о городе Саранске.

— Прививать интерес к мордовскому языку, музыкальному искусству.

— Продолжать знакомить детей с мордовскими народными играми.

— Воспитывать чувство гордости и любви к родному городу.

— Развивать двигательную активность, физические качества: выносливость и ловкость.

— Развивать у детей умение быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения.

Оборудование: кукла в национальном костюме, иллюстрации с достопримечательностями города Саранск, бусины, ленты, запись песни «Чиньжарамо».

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Шумбрат! (Ответы детей).

Ребята, покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Ответы детей).

Воспитатель: Это тепло ваших добрых рук и добрых сердец. Давайте подарим тепло своих ладоней друзьям:

Утром рано мы встаем,

Город видим за окном.

Он проснулся, он живёт,

Нас на улицу зовёт.

Мы живём, мы растём,

В нашем городе родном.

(Дети садятся на стульчики).

Воспитатель: Мне очень приятно, что вы такие добрые ребята, наверное, с вами и беседовать интересно. А побеседовать хочу с вами о городе, в котором мы живем. Как называется наш город? (Ответы детей).

Воспитатель: Саранск — культурная столица Республики Мордовия. В нашем городе живут мордва, русские, татары и люди других национальностей. Саранск один из лучших городов России. А хорошо ли вы знаете свой город?

(Показ иллюстраций достопримечательностей города Саранска).

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Всё ли верно?».

Послушайте и определите все ли я сказала правильно: если «да» — хлопайте в ладоши, если «нет» — топайте ногами.

Игра «Всё ли верно?»

В нашем городе много детских садов и школ? (Хлопают)

По нашему городу ездят автобусы? (Хлопают)

В нашем городе есть большое и теплое море? (Топают)

В нашем городе есть памятник А.С. Пушкину? (Хлопают)

В нашем городе есть зоопарк? (Хлопают)

Наш город называется Москва? (Топают)

В нашем городе живут хорошие и добрые люди? (Хлопают)

Воспитатель: Все правильно. А теперь присаживайтесь на стульчики.

тук в дверь). Ребята, к нам кто-то стучится! Кто это может быть?

(Предположения детей).

Воспитатель: Давайте посмотрим.

(Появляется кукла Алдуня в мордовском национальном костюме).

Алдуня: Шумбрат! Здравствуйте! Меня зовут, Алдуня! Я — мордовочка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм на Алдуне. Это платье — панар. (Дети повторяют).

(Воспитатель обращает внимание на костюм, на особенности мордовской вышивки, на цвет, на элементы мордовского орнамента: «крест», «галочка», «елочка», «ромб»).

Алдуня: У меня, ребята, есть волшебный сундучок.

Воспитатель: А что в сундучке лежит? Покажи нам пожалуйста.

Алдуня: Покажу, если загадку отгадаете:

«Утром, вечером и днем

Соберемся за столом.

Ждут нас каша, суп, окрошка,

А, поможет, есть их….»

(Ложка)

(Алдуня достает из сундучка ложку и говорит, что по –мордовски ложка называется пенчь. Дети повторяют).

Воспитатель: Я знаю, мордовскую народную игру «Вергиз и нумолняса» (Волк и зайцы). Хотите и вас научу.

Описание мордовской народной игры «Вергиз и нумолняса» (Волк и зайцы).

Проводится мордовская народная игра «Вергиз и нумолняса» (Волк и зайцы).

Один игрок становится «волком», остальные — «зайчиками». «Волк» отходит в сторону за условленную черту, а «зайчики» разбегаются по всей группе. «Волк» начинает ловить «зайчиков», а они при его приближении садятся на корточки. Пока «зайчики» сидят, их ловить нельзя. Как только они начинают бегать «волк» устремляется за ними. Кого «волк» поймает, тот тоже начинает ловить «зайчиков». Когда все «зайцы» будут пойманы игра начнётся сначала.

(Алдуня подходит и шепчет что – то воспитателю на ухо).

Воспитатель: Ребята, Алдуня к нам пришла за помощью. Скоро будет «День мордовского языка» и она пригласила гостей, но не успевает для всех сделать подарки. Поможем Алдуне?

(Дети садятся за столы, на которых лежат заготовки для бус: бусинки и ленты).

Воспитатель: Что лежит на столах? (Ответы детей)

Воспитатель: Какой подарок можно сделать из этих предметов? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте попробуем смастерить бусы.

(Воспитатель показывает образец бус).

Воспитатель: Вам необходимо нанизывать бусинки на ленту.

(Показ воспитателя). Но сначала давайте с вами немного разомнем наши пальчики:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише пальчик не шуми,

Братиков не разбуди,

(Загибают по очереди, начиная с мизинца)

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора!

(Кулачки разжимаются).

Воспитатель: А когда мордва занимались рукоделием они любили песни петь. Давайте послушаем мордовскую песню. (Звучит песня «Чиньжарамо»)

Воспитатель: Молодцы. Какие красивые бусы у вас получились: яркие, красивые, оригинальные. Давайте их подарим Алдуне.

Алдуня: Сюк пря! (Спасибо). Дети, мне очень понравился наш праздник! Вы все большие молодцы! Я обязательно приду к вам еще и принесу новые игры!

Воспитатель вместе с детьми: Вастомазонок, Алдуня!

Алдуня: Вастомазонок, эйкакшт!

Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Что больше всего вам понравилось? (Ответы детей).

445
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!