ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Я ПОЗНАЮ МИР»
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Я ПОЗНАЮ МИР»
АВТОР ПРОЕКТА: Фатькина Евгения Борисовна (воспитатель МДОУ «Детский сад № 99 комбинированного вида», Республика Мордовия, г.о. Саранск). Проект социально-коммуникативного направления.(средняя группа)
Актуальность проекта:Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. В наше неспокойное время, просто необходимо воспитывать у малышей любовь к своей семье, городу…Проект направлен на решение вопросов познавательного и творческого развития детей в соответствии с базовыми образовательными программами.
Цели проекта: Учить детей называть свой адрес, имена родителей и близких, описывать природу родного края;
Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, к на основе природных особенностей родного края;
Воспитание собственного достоинства, осознание себя, как члена своей семьи, жителя родного города.
Задачи проекта:
1.Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родной семьёй, городом.
2.Формирование гражданской позиции и патриотических чувств, чувства гордости за свою малую Родину.
3.Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
4.Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
5.Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
6.Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
7.Воспитание здорового образа жизни
Вид проекта — групповой
Тип проекта — познавательно — исследовательский
Продолжительность — краткосрочный(6 месяцев)
Возраст — 4-5 года
Участники проекта:
1) Педагогический коллектив (воспитатели).
2) Дети, посещающие МДОУ.
3) Семьи детей, посещающие МДОУ.
4) Общественность.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:
- 1.НОД
- 2.ИГРЫ
- 3.ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГУЛКИ
- 4.БЕСЕДЫ
- 5.КОНСУЛЬТАЦИИ
- 6.КОНКУРСЫ
- 7.АКЦИИ
Обеспечение материальной базы:
-Иллюстрации
-Наглядные пособия
-Книги
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- 1.Наблюдение за природой родного города
- 2.Рассматривание фотографий с семьями, иллюстраций
- 3.Дидактические игры
- 4.Чтение стихотворений
- 5.Выставка рисунков, поделок, аппликаций
- 6.Привлечение родителей (конкурсы, акции)
- Педагогические принципы, используемые при реализации проекта:
1.Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2.Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
3.Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
4.Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
5.Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
- ЭТАПЫ ПРОЕКТА
- IЭТАП — Подготовительный
- IIЭТАП – Познавательно — исследовательский
- IIIЭТАП – Обобщающий
- Этапы реализации проекта
- IЭТАП – выявление проблемы, формулировка цели, задач; разработка проекта, подбор метод. литературы, создание в группе предметно-развивающей среды
- IIЭТАП – выполнение проекта, практическая реализация
- IIIЭТАП – итоги и презентация работы
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дети должны знать:
4–5 года.
- Знать имя, отчество родителей.
- Знать где работают их родители.
- Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
- Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
- Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
- Знать название своего города; с доверием относиться к взрослым, которые заботятся о них.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Декабрь:(основная тема месяца-« Семья» )
- 1.Беседа с детьми на тему: «Моя семья».
- 2.НОД по рисованию «Портрет семьи».
- 3.Проведение сюжетно-ролевых игр «Семья», «Дочки-матери».
- 4.Оформление плаката в группе «Древо моей семьи» (работа с родителями).
- 5.Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании ребёнка».
Январь: (основная тема месяца-«Животные и птицы зимой» )
- 1.Акция «Покормите птиц». Изготовление кормушек (работа с родителями) .
- 2.Целевая прогулка вокруг сада. Наблюдение за зимующими птицами.
- 3.Беседа «Мы дружим с птицами».
- 4.НОД по природному миру «Как зимуют дикие звери ( сезонные изменения в жизни животных)».
Февраль: (основная тема месяца-« Что такое Родина?»)
- 1.Консультация для родителей «С чего начинается Родина?»
- 2.Беседа с детьми на тему « Моя страна Россия».
- 3.НОД по ознакомлению с окружающим миром «Как солдаты мы идём».
- 4.НОД по аппликации «День защитника Отечества. Подарок папе».
Март: (основная тема месяца-« Моя любимая мамочка»)
- 1.Конкурс рисунков родителей «Мой маленький помощник».
- 2.Беседа с детьми на тему «Моя мама».
- 3.НОД по ознакомлению с окружающим миром « У Варвары красы, длинной косы» ( о заботе мамы к своему ребёнку)
- 4.Консультация для родителей « Детский гардероб».
Апрель: (основная тема месяца-« Мой родной дом»
- 1.Целевая прогулка с детьми « Наша улица».
- 2.НОД по ознакомлению с окружающим миром « Жил-был слонёнок».
- 3.Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у дошкольников».
- 4.Чтение детям стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?» из сборника В.Степанова «Наша природа».
Май: (подведение итогов по всем темам)
- 1.Целевая прогулка с детьми по украшенной к майским праздникам улице.
- 2.Оформление группового фотоальбома «МЫ на параде».
- 3.НОД «Наша Родина» (итоговое).
Источники:- Коробова М.В. Малыш в мире природы, М., Просвещение ,2005г.
-Н. А. Рыжова «Наш дом природа».
— Общеобразовательная программа МДОУ «Детский сад №99»
-Чижевский А.Е. Энциклопедия «Я познаю мир». Экология. – М.: АСТ Астрель, 2001г
-Энциклопедия «Живой мир», Л.Колвин, Э.Спиер
-Интернет-ресурсы