Проект для детей подготовительной к школе группы "Умники и Умницы"
Паспорт проекта
Название проекта «Умники и умницы».
Автор проекта: Сидорова Екатерина Леонидовна — воспитатель
Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, развитие речи, художественно-эстетическое.
Вид проекта: групповой, творческий.
Сроки реализации проекта: 2019-2020уч. год
Направленность проекта: комплексный (разные виды детской игровой деятельности).
Тип проекта: развивающий.
Продолжительность: долгосрочный, предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Основополагающие принципы проекта принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
уважение личности ребёнка;
реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое и познавательное развитие ребёнка.
Актуальность проекта.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника. В настоящее время с внедрением федерального государственного стандарта дошкольного образования одной из методических проблем дошкольной педагогики является проблема формирования и развития математических способностей. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям федерального государственного стандарта. Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью. Родителям, прежде всего, необходимо понять, что надо не обучать ребёнка тому, чему будут учиться в школе, а развивать его предпосылки к обучению. Тогда позже, в процессе получения знаний, ребёнок будет способен их усваивать. К этому будет готов его мыслительный аппарат, у ребёнка появятся мотивация к обучению и контроль над своими действиями.
Часто бывает, что ребёнок хорошо считает, пишет, читает. Родители гордятся этим и при каждой удобной возможности стремятся продемонстрировать эти умения. Но при ближайшем знакомстве с таким ребёнком оказывается, что инструкцию он почти никогда не воспринимает с первого раза. Он просто не слышит, что от него требуется. При повторе он улавливает инструкцию лишь частично, а при очередной допущенной ошибке не стремиться её исправить. Такой ребёнок не способен поднять руку, чтобы обратиться к педагогу, если не понял, не расслышал задание. Как правило, в классе более двадцати учеников, и учителю бывает трудно контролировать нюансы в поведении каждого из них. Если к перечисленным проблемам добавить ещё и неумение планировать свою деятельность, неспособность подготовиться к следующему заданию, то вырисовывается портрет ребёнка, психологически к школе не готового.
Между тем, многими учеными подчеркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса. Потребность в целенаправленном формировании у детей таких качеств, как умение применять полученные знания, умения, и навыки в жизненных ситуациях уже осознаётся психологами и педагогами.
Математические способности относятся к группе специальных способностей (как музыкальные, изобразительные и т. д.). Для их проявления и дальнейшего развития требуются усвоение определенного запаса знаний и наличие определенных умений, в том числе и умение, применять имеющиеся знания в мыслительной деятельности.
Многие исследователи (как отечественные, так и зарубежные) формирование и развитие математических способностей связывают не с содержательной стороной предмета (предметные знания и умения), а с процессом мыслительной деятельности, т.е. с развитием математического мышления детей.
В связи с этим возникает противоречие между необходимостью структурного развития математического мышления и отсутствием эффектного средства, позволяющего осуществить это на практике.
Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило проблему моего проекта. Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально – познавательной деятельности, и я пришла к выводу, что именно интеллектуальные игры опираются на поисковую активность и сообразительность ребенка, а не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений.
Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу.
Гипотеза.
Наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка.
üШкольное обучение в качестве необходимой предпосылки требует зрелости определённых психических функций (памяти, внимания, мышления). Если ученик имеет малый объём памяти, то усваиваться информация может не полностью. Однако память необходимо развивать, соединяя с мышлением, иначе осмысленное запоминание заменит зубрёжка. Ребёнок должен сначала понять учебный материал. Выделить в нём главное, найти закономерности, проанализировать и обобщить информацию, а уже после этого — запомнить.
üУ ребёнка должна быть сформирована координация работы глаз и тонких движений руки. Эта способность обеспечит ребёнку успешное выполнение заданий по переписыванию с учебника или классной доски. Нужно научить ребёнка не только штриховать, раскрашивать и рисовать, а и перерисовывать или переписывать что-то, глядя на образец.
üПервоклассник должен обладать также навыками учебной деятельности: уметь идентифицировать себя с классом (реагировать, когда нет личного обращения), выделять учебную задачу, работать по словесной инструкции, строить внутренний план умственных действий. До школы у ребёнка нужно сформировать коммуникативные качества, благодаря которым он сможет найти друзей в новом коллективе: способность устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, умение слушать собеседника и эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации мирным путём, участвовать в коллективных формах деятельности.
üПри этом от ученика требуются соблюдение общепринятых норм и правил поведения, контроль за своими поведенческими реакциями и эмоциями. У ребёнка должны быть сформированы качества, благодаря которым он сможет осуществить эффективное взаимодействие: дружелюбие, внимание, понимание чувств собеседника, активность, честность, доброта, взаимовыручка.
üСуществует ещё и мотивационная готовность к школе. Часто приходится сталкиваться с тем, что в отличие от официального опроса при неформальном общении дети признаются, в своём нежелании идти в школу. Получается, что желание, которое является движущей силой и считается самым мощным фактором в достижении успехов детей, у них отсутствует.
Из вышеизложенного следует, что проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. Проводимые мероприятия должны быть ориентированы на всех участников образовательного процесса. Необходима работа по психологическому просвещению родителей и педагогов. Т.к. именно родители могут сформировать у ребёнка положительное отношение к процессу учения, ощущение того, что он многое умеет и обязательно справится с возникшими проблемами. А мама и папа ему в этом помогут. Сами же родители должны создавать в семье доброжелательную обстановку, в которой ребёнок смог бы развиваться, раскрывая свои способности.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что лучше всего интеллект ребенка развивается в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт учитываю в своей работе, но стараюсь не переусердствовать, не погасить в ребенке познавательный интерес. Предлагаю детям новые интересные занятия, поддерживаю их живейший интерес ко всем новым предметам и явлениям, но их предпочтения остаются главным фактором при выборе развивающих игр и упражнений.
Отмечая каждое достижение ребенка, поощряя его добрыми словами и лаской, мы тем самым повышаем его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.
Цель проекта: создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности и подготовки детей к школе.
Задачи проекта:
1.Формировать у детей стремление к самосовершенствованию, развитие познавательных процессов;
— развитие тонкой моторики руки;
— развитие пространственного мышления и творческого воображения;
-развитие умений сравнивать, анализировать, сопоставлять; освоение эталонов формы и величины
— развивать свободную, самостоятельную, активную инициативы в деятельности и в общении;
— побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
2.Воспитывать чувство собственного достоинства и способность уважать других;
3.Воспитывать у детей желание к получению новых знаний и навыков.
4.Сформировать подготовленность к жизни и учебе в следующей «социальной ситуации развития» школе;
5.Обеспечить детям высокий уровень подготовки к последующему усвоению систематического курса математики;
6.Поддержать систему непрерывного образования.
7.Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
8.Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей, навыки партнёрского общения.
9.Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
10.Разработать комплекс семинаров, собраний, консультаций рекомендаций для родителей и педагогов по формированию школьной готовности детей;
11.Пополнить и обогатить предметно развивающую образовательную среду;
12.Привлечь родителей и педагогов к созданию предметно-развивающей среды и условий для разнообразной познавательной деятельности детей;
13.Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Целевая группа проекта: проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Основные формы реализации проекта прослеживаются в воспитательно-образовательном процессе и подразделены на:
Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности,
Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.
Организованная образовательная деятельность включает в себя:
Игры, направленные на всестороннее развитие ребенка;
Создание педагогических ситуаций;
Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций;
Продуктивная деятельность;
Комплексные –игровые занятия по всем образовательным областям
Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские:
Тематические досуги;
Праздники;
Интеллектуальные КВНы;
Дни открытых дверей;
Ожидаемые результаты проекта.
Для детей:
применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем;
планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
овладевать универсальными предпосылками учебной деятельности;
решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.
повысить уровень психологической готовности детей к обучению в школе.
Развивающий эффект данного проекта проявится, прежде всего, в интересе детей к разным видам упражнений, и со временем перерастет в познавательный мотив деятельности детей.
Дошкольники будут более активными в познании нового, уверенными в своих силах и возможностях.
У детей будут сформированы коммуникативные умения и навыки, личностные качества.
Проведение развивающих занятий с детьми, у которых низкий и ниже среднего уровни развития функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе послужит толчком для более полного развития их интеллектуальной сферы (память, внимание, мышление, физического состояния, развитие крупной и мелкой моторики, повышение двигательной активности, эмоционально-волевой сферы, умение ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации).
У детей сформируется позитивное отношение к обучению, предпосылки учебной деятельности, «внутренняя позиция школьника» и все ее составляющие, необходимые для успешного обучения.
Исчезнет страх перед будущим поступлением в школу.
Для родителей:
повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития.
Родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию своих детей.
Для педагогов:
повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития;
оснащение предметно – развивающей образовательной среды дидактическими играми, пособиями, методическими разработками по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста. \
педагоги будут строить занятия с детьми с учетом возрастных особенностей и возможностей, развивая их психические процессы и личностные качества.
Продукт проектной деятельности:
разработка методических рекомендаций;
подготовка методических и игровых пособий для детей
презентация проекта.
Перечень основных направлений проекта
Оснащение предметно –развивающей среды старшей группы детского сада:
Оформление уголков:
формирование элементарных математических представлений,
познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие.
2. Изготовление методических пособий.
3. Сделать подборку игр по интеллектуальному развитию.
Методическая копилка:
составить перспективный план работы по интеллектуальному развитию старших дошкольников.
разработать конспекты занятий, развлечений и досугов.
подобрать и оформить методический материал по развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников.
Работа с родителями:
Повышение компетентности родителей по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через индивидуальные консультации, семинары-практикумы, беседы, мастер-классы, родительские собрания,
Содержание проекта
Огромную роль в развитии математических способностей и в развитии интеллекта играют интеллектуальные игры. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.
Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей.
Интеллектуальная игра является деятельностью, где идет активный и осмысленный поиск, в которую ребенок охотно и добровольно включается в новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации, в его собственных играх является важным показателем развития интеллектуальных способностей ребенка. Эти игры учат действовать, «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их математические способности.
Таким образом, работа с дошкольниками строится на основе следующих дидактических принципов:
- üСоздается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
- üНовое знание вводится, не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности)
- üОбеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
- üПри введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
- üУ детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
- üПроцесс обучения сориентирован на приобретение детьми своего собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
- üОбеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Краткое описание проекта по этапам.
1 этап –подготовительный.
Сентябрь
Диагностика на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации игр на развитие интеллектуальных способностей у детей через анкетирование. В последующей деятельности диагностика помогает проследить динамику и эффективность мероприятий проекта. Диагностику проводят воспитатели. Определить уровень мотивационной готовности педагогов к деятельности по решению проблемы осуществления компетентностного подхода;
Выявить потребности участников проекта в изучении данной проблемы;Изучить теоретические и методические основы управления качеством образования с позиций компетентного подхода;Определить уровень функциональных показателей, необходимых для успешного обучения детей в школе;Разработать программу коррекционно-развивающих занятий для детей с низким и ниже среднего уровнем развития функциональных показателей, необходимых для успешного обучения в школе.Создать информационный банк по данной проблеме.2 этап –основной.
Октябрь –апрель.
Включает в себя выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка разнообразных игр по данной теме, логических задач, упражнений, непосредственно-образовательная деятельность по пяти образовательным областям ФГОС. Включить всех участников проекта в планово-прогностическую и организационно-исполнительскую деятельность по освоению и решению проблемы школьной готовности. Развивать познавательные психические процессы, эмоциональную сферу, коммуникативную сферу, личностную и волевую сферы, а также психофизиологические показатели детей. Формировать у детей познавательную активность и учебную мотивацию. Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов и родителей. Организовать совместную работу детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе. Реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Ожидаемый результат– практическая готовность участников проекта к деятельности по решению поставленных задач, реализация плановых мероприятий проекта.
Предлагаемые формы включения в деятельность на практическом этапе проекта:
индивидуальные и групповые консультациивыступления на родительских собраниях;развивающие занятия с детьми;диагностика.3 этап – заключительный.
Май
Подведение итогов работы над проектом; анкетирование. Включить участников проекта в аналитическую и диагностическую деятельность;
Проанализировать степень реализации целей и задач проекта;Обобщить опыт работы по реализации проекта;Определить перспективы дальнейшей деятельности.Работа проводилась по блокам:
I блок: взаимодействие с детьми
II блок: взаимодействие с родителями
III блок: самостоятельная деятельность
IV блок: взаимодействие с педагогами
Задачи | Способы реализации | Срок |
1 | 2 | 3 |
Iблок: взаимодействие с детьми | ||
Определить уровень математических способностей детей -диагностирование | 1.Выявление трудностей у детей. 2.Банк диагностических методик по проблеме: «Математические способности детей» | сентябрь |
Конкретизировать представление детей об использовании математики в разных сферах жизни. | Беседы об истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно — прикладного искусства, дизайна; | сентябрь |
Закрепить знание цифр от 1 до 10. Учить соотносить количество предметов с цифрой. Закреплять названия геометрических фигур; составлять из геометрических фигур разные предметы. Раскладывая их в порядковом возрастания; упражнять в ориентировке на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине, умение выражать словами местонахождение предмета); различать части суток: утро – вечер, день – ночь; учить правильно пользоваться порядковыми числительными, соотносить числительное с каждым из предметов | Проведение занятий: «Волшебные Блоки Дьенеша»; | сентябрь |
Развивать логическое мышление; упражнять в порядковом счете о днях недели, их последовательности развивать умение классифицировать предметы по цвету, форме, размеру, учить находить общий признак и на этой основе объединять фигуры в группы; развивать внимание, упражнять в нахождении закономерности и обоснование найденного решения, в после- довательном анализе каждой группы рисунков; учить зрительно устанавливать сходство и различие предметов, развивать навыки самоконтроля. | «Играем с Карандашом» | октябрь |
Сформировать представление о числе 10; его образовании, составе. Развивать умение соотносить цифру с количеством предметов. Учить пользоваться знаками больше и меньше. Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Закреплять знания о геометрических фигурах. Учить понимать поставленную задачу и решать её. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | «Цветик семицветик» | ноябрь |
Учить решать логические задачи. Закреплять знания о геометрических фигурах. Учить элементам элементарных рассуждений, развивать поисковую активность детей. Учить уметь продолжать заданную закономерность. Закреплять навык количественного счета до 20. Учить решать примеры, используя числа второго десятка, находить ответ из ряда чисел. Продолжать учить измерять высоту предметов с помощью линейки, записывать результаты измерения. Закреплять умение составлять арифметические задачи по рисунку, записывать решение задачи. Формировать навыки самоконтроля и самооценки. | «Путешествие на остров Танграма» | декабрь |
Закреплять умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение пользоваться для записи сравнения знаки больше, меньше другого; закреплять представления о составе чисел в пределах 10; учить решать примеры, используя числа второго десятка; развитие поисковой активности и интеллектуальных способностей; закреплять знания о геометрических фигурах; формировать способность к анализу и синтезу; учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно на основе взаимосвязи целого и частей; формировать навык самоконтроля и самооценки. | Традиционные формы образовательной деятельности «Путешествие Фиолетовый лес» «Как помочь Ёжику» «Освободите бабочку»; «Любимые насекомые» «Волшебный лес» «Один день в школе Умников» «В цирке» | Сентябрь-апрель |
Развивать логическое мышление, пространственное представление, смекалку и сообразительность с Продолжать учить отгадывать математические загадки на сложение и вычитание в пределах 10; Закрепить знания числового ряда чисел (последующего и предыдущего) в пределах 20; Учить решать интеллектуальные математические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации; Воспитывать умение работать коллективе; Формировать навыки самоконтроля и самооценки | Нетрадиционные формы образовательной деятельности. «Математический КВН». Викторина «Путешествие в королевство Математики». «Умники и умницы» «Лабиринты науки». «В гостях у Танграма». «В цирке» | Октябрь- май |
Учить решать логические задачи на поиск лишней фигуры, группировать предметы по форме, величине, месту расположения; Развивать мышления детей путем классификации предметов по разным признакам. Развивать гибкость и оригинальность мышления. Учить решать интеллектуальные задачи на поиск следующей или пропущенной фигур. | Интеллектуальные игры: «Четвертый лишний», «Веселые соседи», «Исключи лишнее и назови оставшиеся одним словом», «Нарисуй следующую фигуру», «Нарисуй пропущенную фигуру», «Преврати каждый кружок в какое-нибудь интересное, необычное изображение», «Разноцветные фигуры», «Две клетки», Задача на «Совмещение», «Путаница», «Танграм», «Цепочки», «Торопись да не ошибись», «Найди закономерность», «Рассмотри и продолжи»«Угадай на что похоже?». игры на основе Блоков Дьенеша. Игры на основе технологии Воскобовича Интеллектуальные игры с применением технологии Воскобовича «Устный счёт», «Белочка», «Счёт в пределах 10.», «Счёт в пределах 10. Весёлый ёжик», «Форма», «Геометрические фигуры», «Неравенства», «Решаем задачи» и др. | В течение года |
Расширение и закрепление знаний и умений детей | — Образовательная деятельность. -Использование интеллектуальных игр во всех видах детской деятельности: игра, труд, самостоятельная деятельность | Течение В течение года |
Стимулировать активность детей | Использование игр с математическим содержанием на всех других занятиях: лепка, рисование, ознакомление с окружающим миром, музыка, физкультура | В течение всего года |
IIблок: работа с родителями | ||
1. Выявить запросы родителей по организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми | 1.Провести анкетирование родителей по организации работы по развитию математических способностей детей | Сентябрь |
1. Обогащать родительский опыт новыми интеллектуальными играми | -Оформить папку передвижку на тему: «Математика и в шутку и всерьез» -«Интеллектуальные игры – как средство познания мира математики» | март октябрь |
3. Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого родителя умения организовывать с ребенком игры по развитию математических способностей. | 1.Провести родительское собрание на тему: «Интеллектуальные игры – как средство познания мира математики» | октябрь |
Проявлять находчивость, сообразительность и смекалку. Уметь работать в одной команде | -Провести математический КВН -Деловая игра -Тренинги | Ноябрь Февраль апрель |
Показать достижения детей в области математики | Провести открытое мероприятие в форме викторины «Умники и Умницы» | Октябрь, апрель |
.Обогащать родительский опыт по использованию педагогически эффективных методов математического развития дошкольников. Повышать педагогическую культуру родителей. | 1. Консультации и беседы с родителями на тему: «Интеллектуальные игры в жизни детей», «Развитие математических способностей детей в домашних условиях» | |
Познакомить родителей с эффективными методами обучения детей и подготовке их учебной деятельности. | Организовать школу для родителей выпускников: «Будущий первокласник» | январь |
Дать информацию по использованию интеллектуальных игр. | Беседа на тему: «В какие интеллектуальные игры вы играете дома». | Ноябрь |
IIIблок Самостоятельная деятельность | ||
Закрепление и применение полученных знаний | Экспериментирование. | В течение года |
Закрепление и применение полученных знаний | Прогулка. | |
Стимулировать активность детей | Игры детей с дидактическими играми. | |
Расширить кругозор, Повышение умственной активности детей | Рассматривание книг, пособий, картин. | |
Закрепление и применение полученных знаний | Игры в альбомах по математике. | |
Закрепление и применение полученных знаний | Беседы детей между собой. | |
IVблок Работа с педагогами | ||
Повышать общую и педагогическую культуру педагогического коллектива | Выступить на педагогическом совете с сообщением на тему: «Интегрированные занятия – комплексный подход к развитию интеллекта детей и творчества» | март |
Обеспечить атмосферу творчества, неформального общения. | Провести КВН среди педагогов | март |
Распространить опыт работы среди педагогов | Публикация проекта на сайтах профильных СМИ | апрель |
IVэтап. Презентация результатов.
Организация и проведение презентации проекта осуществляется в различных формах, при поддержке родителей, таких как: интеллектуальные игры КВН, конкурсы, викторины и Дни открытых дверей.
Vэтап. Анализ деятельности.
Зная, что для успешного освоения программы школьного обучения, нужно не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение и проводив работу по развитию математических способностей детей пришла к следующему выводу: проведение интеллектуальных игр способствует развитию математических способностей детей.
У детей к концу года сформировались такие мыслительные умения и способности, которые помогут им в будущем легко освоить новое. Развились такие свойство как объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить математическими символами, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений.
Выработались умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми. Сформировались умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять своем действия. Легко переносят усвоенный опыт в новые ситуации.
Заключение
Успешное развитие математических способностей дошкольников на современном этапе, возможно только при реализации личностно – ориентированной модели образования с использованием идеи: «Не рядом, не над, а вместе». Целью образования является разносторонне – развитая, свободная, самобытная, творческая личность. Благодаря использованию эффективных методов и приёмов, таких как: моделирование, ТРИЗ, проектирование, опыты и экспериментирование, весёлые игровые упражнения, а также современные интеллектуальные игры с использованием ИКТ, заметно повышается результативность воспитательно– образовательного процесса при грамотном построении развивающей предметно-пространственной среды: дидактические игры с интеллектуальным содержанием, познавательные плакаты, внедрение новых развивающих технологий, ИКТ, благополучному эмоционально психологическому климату в группе, дифференцированному подходу к детям. Таким образом, использование новых методов – приёмов и форм организации, позволяют детям приобретать глубокие знания, совершенствование способов мышления, расширение круга мыслительных задач; развитие пространственного и логического мышления; формирование общих приемов и подходов к решению арифметических, логических задач;
Проведенная работа не исчерпывает данной проблемы и требует дальнейшей работы по развитию математических способностей детей дошкольного возраста.
Библиографический список
1.Венгер А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста-М., 1999
2.Волонина В.В. Занимательная математика С-Петербург, 1996
3.Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику-М.,2005
4.Ерофеева Е. Математика глазами детей, родителей и педагогов// Ребенок в детском саду- 2002-№6 с.16
5.Ерофеева Е. Математика глазами детей, родителей и педагогов// Ребенок в детском саду- 2002-№4с.52
6.Ерофеева Е. Математика глазами детей, родителей и педагогов// Ребенок в детском саду- 2004-№2 с.3
7.Ерофеева Е. Математика глазами детей, родителей и педагогов// Ребенок в детском саду- 2002-№5 с.12
8.Зак А.З.Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет-М.,1996
9.Ковалев В.И. Развивающие игры: 10 шагов к успеху-М., 2004
10.Новикова. Математика в детском саду-М.,2002
11.Петорсон Л.Г., Холина Н.П. Раз-ступенька, два- ступенька-М.,2004
12.Петорсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка-М.,2004
13.Савенков А. Конкурс интеллектуалов // Дошкольное воспитание-1998-№2 с. 6
14.Синицына Е. Логические игры и задачи-М.,2000
15.Тарабаркина Т.И., Елкина Н.В. И учеба и игра: «МАТЕМАТИКА»м.,2001
16.Шумакова О.В. Математиче?