«Организация взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ»
Музыка – это искусство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, эмоции, настроения. Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Музыка всегда наградит слушателя, подарив ему новые чувства, новое настроение. Музыка пронизывает всю жизнь детского сада, является источником особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу.
Основная форма образовательной работы с детьми по музыкальному воспитанию – это музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое целенаправленное и всестороннее воспитание детей и формирование музыкальных способностей каждого ребенка. На музыкальных занятиях дети знакомятся с музыкальными произведениями, приобретая первоначальные навыки культуры слушания; овладевают умениями и навыками в пении, в ритмических движениях, а также навыками игры на ДМИ.
Музыкальное занятие-это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей, осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое)
Умственное: Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т.е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.
Нравственное- волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности.
Физическое: В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.
Эстетические: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, познают прекрасное.
Певческие навыки: Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.
Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Все ли они осознают важность такого участия?
Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального
руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель, и поэтому он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.
Наличие в детском саду двух педагогов – музыкального руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам. Если все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.
Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.
Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь, там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям.
Кроме того, в разделе «Движение», музыкальный руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.
Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.
Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:
1. Воспитатель сидит с безучастным видом
2. Воспитатель перебивает исполнение
3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)
4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала, отвлекается на разговоры по телефону).
Активность воспитателя зависит от трех факторов
1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании
3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал.
В первой младшей группе воспитатели проявляют больше активности на занятиях. Очень важно, чтобы дети почувствовали активное сопереживание с ними взрослых от встречи с песней, с музыкой. Сопереживание – это дорожка, путь к сердцу ребенка, к его сокровенным чувствам. Дети не терпят искусственности. Самый лучший воспитатель для ребенка тот, кто духовно общается с ним. Поэтому воспитателю нужно стремиться, чтобы каждый малыш постоянно видел, чувствовал его отношение к музыке, его симпатию к музыкальным образом. Этим самым расширяются пути воздействия на ребенка.
В формировании певческих проявлений у ребенка главным является подражание пению взрослого. Педагог поет спокойным негромким голосом. Теплота, задушевность голоса вызывает у малышей эмоциональных отклик. Подражая педагогу, дети начинают подпевать сами. В обучении музыкально — ритмическим движениям используются совместные действия воспитателя и ребенка.
Воспитатель участвует во всех видах движения, активизируя тем самым малышей. Взрослый короткими замечаниями одобряет действия малышей, помогает тем, у кого что-то не получается. Позиция: взрослый показывает, дети помогают. При использовании игрового приема воспитатель берет на себя основную роль, действует игрушкой, привлекая внимание детей. В работе с детьми младшего возраста педагогу нужно проявлять особую доброту, терпение, доброжелательность, поскольку ребенок медленно усваивает задание. Важно, чтобы музыкальное занятие проходило весело и непринужденно.
В младшей группе в приобщении детей к пению учим детей петь естественным голосом, но также основным приемом является показ педагогом исполнения песни. Дети поют вместе с воспитателем, который своим голосом не заглушает детского пения: сначала с музыкальным сопровождением, затем без него. На последующем этапе разучивания педагог проигрывает вступление, а дети вместе с воспитателем исполняют песню под музыку. Такое разучивание способствует быстрому усвоению произведения, подводит ребенка к выразительному пению. Педагоги (музыкальный руководитель, воспитатель) должны хорошо артикулировать, выразительно пропевать долгие звуки, правильно брать дыхание между фразами.
Методика обучения музыкально-ритмическим движениям в этой группе в основном строится на показе воспитателя, сопровождаемом объяснением на выполнении детьми движении вместе со взрослыми. Игры с пением проводятся под пение взрослого (в первое время), а ребенок выполняет только движение за воспитателем, подражая ему. При разучивании хоровода воспитатель ходит с детьми по кругу, учит их ориентироваться в пространстве. Такое участие помогает детям быстрее усвоить движения, правильно и выразительно их исполнять.
Средняя группа.Дети самостоятельно могут следовать указаниям педагога, определяют характер музыки, умеют отвечать на вопросы. Очень важно воспитывать умение дослушивать музыку до конца, не прерывая ее исполнение вопросами. По-прежнему очень важен образец правильного звучания и выразительного исполнения песни. При разучивания песен воспитатель поет вместе с детьми, поэтому должен стараться чисто интонировать, выразительно исполнять. В играх с пением дети должны самостоятельно придумывать выразительные движения, по-своему, по-новому передавая характерные черты персонажам. Это послужит началом для развития творческих способностей детей. Игры с пением и хороводом следует проводить после того, как песня будет хорошо освоена детьми, поскольку в сочетании с движениями качество пения заметно снижается.
Старшая, подготовительная группы. Роль воспитателя немного иная. Воспитатель помогает в разучивании песен и вместе с музыкальным руководителем оценивает исполнение уже выученного произведения. Помимо этого (если воспитатель поет чисто), он может спеть новую песню с фортепианным сопровождением. В работе над разучиванием музыкально-ритмических движений, игр, воспитатель действует по мере необходимости, показывая какое-либо движения, напоминая то или иное построение, или давая детям отдельные указание в пляске, игре. В ходе занятия воспитатель отмечает для себя, с кем из детей нужно поработать в свободное время индивидуально.
Таким образом, если профессионально подготовленный, внимательный, заинтересованный воспитатель не просто присутствует на занятии, а вкладывает всего себя, свою душу, он непременно добьется хороших результатов.
Воспитатель присутствует на каждом музыкальном занятии и активно участвует в процессе обучения детей:
1. Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
2. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)
3. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.
4. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.
5. Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а проговаривает текст в ритме песни с детьми.
6. Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.
7. Знает приемы кукловождения.
Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте».
Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.
Существует 2 формы работы музыкального руководителя с воспитателем
1. Индивидуальные консультации: проводятся 1 раз в 2 недели
Содержание консультаций:
· Знакомство с задачами предстоящих занятий
· Усвоение репертуара (проверяется, как воспитатель исполняет детские песни, пляски)
· Продумывание форм индивидуальной работы с детьми
· Продумывание внесения музыки в быт
· Беседы об активности воспитателя на музыкальных занятиях.
2. Групповые консультации:
· Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах);
· Составление сцен праздника;
· Обдумывание сюрпризных моментов;
· Обсуждение различных вопросов;
· Открытые музыкальные занятия (для молодых воспитателей);
· Разучивание песен для слушания или для их исполнения на праздниках (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию);
· Повышение культуры движения (кроме детских игр, плясок, упражнений, воспитатели делают более сложные движения, которые способствуют развитию координации их движений и общему музыкальному развитию);
· Выполнение самостоятельных заданий (составить пляску или упражнение под определенную музыку);
· Обучение воспитателей пользоваться проигрывателем, магнитофоном.
Разнообразна деятельность воспитателя и на праздничных утренниках. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные, случайные изменения.
Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут исполнить роль какого-нибудь персонажа, спеть песню, исполнить танец.
Накануне праздника ведущий в присутствии музыкального руководителя проверяет готовность участвующих с ним воспитателей, уточняет всё, что связано с их совместной деятельностью. Ведущий отвечает за художественное и педагогическое содержание всей праздничной программы. Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они поют вместе с детьми, подготавливают детали костюмов, атрибуты, помогают при проведении игр, танцев, если это необходимо. Помощники воспитателя должны активно участвовать в праздничном оформлении помещения, помочь одеть детей перед праздником. Слаженная работа коллектива детского сада обеспечивает проведение праздника на высоком художественном и организационном уровне. Только при таких условиях праздник — яркое, запоминающееся событие в жизни сада, имеющее большое воспитательное значение.
Проводя утренник, воспитатель должен:
1. Знать порядок номеров наизусть.
2. Следить за дисциплиной, поправлять детей корректно.
3. Знать стихи и детей их читающих, вовремя подсказывать начало стихотворения.
4. Брать на себя роли в спектаклях. Не отказываться от принятой роли.
5. В младших группах должен быть быстрый темп ведения праздника без заминок и пауз со стороны ведущих (т.к. внимание у детей неустойчивое).
6. Чётко знать, когда посадить детей. Когда поднести оборудование.
7. Взаимосвязь воспитателя с музыкальным руководителем посредством условных сигналов (смотреть на музыкального руководителя ).
8. Роль своего героя выделить цветным карандашом сразу после получения сценария.
9. Если у ребёнка нет пары, её заменяет воспитатель.
10. Воспитатель должен видеть на празднике каждого ребёнка.
11. Стараться не критиковать и не дергать детей, успокаивать их поглаживанием по плечу.
Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а его первый помощник – это воспитатель. Роль воспитателя в музыкальном развитии заключается в том, чтобы музыка и песня активно вошли в жизнь детей, звучали не только на праздниках и развлечениях, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, быту, при проведении режимных моментов, на других занятиях. Совместная работа воспитателя и музыкального руководителя создает благоприятные условия для воспитания гармонически развитой личности.
Задачи музыкального воспитания и развития ребенка в ФГОС ДО раскрыты не только в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», но и в других образовательных областях, в том числе и в образовательной области «Физическое развитие». В системе дошкольного воспитания особое значение уделяется организации взаимодействия в работе музыкального руководителя и инструктора по физической культуре. Эти специалисты работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию и развитию ребенка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе педагогов, существуют разные формы взаимодействия:
-совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по организации развлечений и досугов
-совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические занятия — чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать и инструктор по физической культуре, и музыкальный руководитель.
-тесное взаимодействие на занятиях.
На утренней гимнастике, физкультурном занятии необходимо музыкальное сопровождение. Энергичный бодрый марш для ходьбы, легкая танцевальная музыка для бега, для прыжков полька, галоп. Музыка, используемая на утренней гимнастике и физкультурных занятиях, сопровождает движения и благотворно влияет на их качество: выразительность, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Кроме того музыка создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание детей, положительно влияет на развитие слуха.
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей. Основные задачи совместной работы музыкального руководителя и логопеда:
— развитие слухового восприятия, музыкального слуха, фонематического восприятия;
— развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодической стороны;
— формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменение силы и высоты голоса в зависимости от контекста;
— обогащение музыкальных впечатлений детей при знакомстве с разнообразными музыкальными произведениями;
— обогащение словаря дошкольников с ОНР по разработанным совместно с логопедом лексическим темам;
— развитие грамматического строя речи;
— развитие навыков в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмического движения, игры на детских музыкальных инструментах.
Проблема педагогического взаимодействия специалистов и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Только в совместной согласованной деятельности можно достигнуть цели, поставленной в программе: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку; решить задачи: развитие музыкально- художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.