Воспитание этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста

Дошкольное образование

Тип статьи:
Авторская

«Воспитание этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста посредством ознакомления с предметами быта в мини-музее по краеведению»

Бершина Ирина Петровна

МАДОУ «Детский сад № 42»

Мы живём в Саранске – в многонациональном городе, где каждая нация и каждый народ являются хранителями своего неповторимого языка, национального достояния и самобытности. В нашем многонациональном городе традиционно сложилось толерантное, уважительное отношение к различным национальным культурам, где каждая нация и каждый народ являются хранителями своего неповторимого языка, национального достояния и самобытности. Но ведь это и интересно! Все мы разные, но все мы вместе, одна большая семья, которая старается жить в мире, дружбе и согласии.

Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии традиции и культуры. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать прошлое, свои истоки, историю и культуру своего и другого народа и создан в нашем детском саду 2008 годумини-музей истории и быта.

Мини-музей является одной из основных форм работы с детьми, родителями, педагогами. Для сбора выставочного материала привлекали как педагогов, так и родителей. Каждый год экспозиции нами обновляются и расширяются. В настоящее время собрана уникальная коллекция старинных предметов быта, представлена крестьянская утварь (прялка, гребень, старинная вышивка, самотканные половики др., народные игрушки, мордовские национальные костюмы, предметы народного декоративно- прикладного творчества, имеется место для сменной композиции, где выставляются лучшие детские работы и совместные творческие работы детей и родителей по декоративно- прикладному искусству.

Весь материал распределили по четырем отделам:

1. Экспозиция деревенской избы;

2. Мордовский народный костюм;

3. Мордовская вышивка;

4. Домашняя утварь и предметы быта.

Творческой группой детского сада разработан перспективный тематический план работы мини-музея, положение о мини-музее, график тематических экскурсий по ознакомлению детей дошкольного возраста с предметами быта в избе, картотека предметов на русском и эрзянском языках.Творческой группой нашего ДОУ был разработан проект «Воспитание этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста посредством ознакомления с предметами быта в мини-музее по краеведению». К проекту были разработаны конспекты занятий, в которых мы знакомим детей с предметами быта, с их названиями и на русском, и на эрзянском языке, дидактические игры для детей, консультации для воспитателей и родителей, различные памятки, анкеты для родителей.

Участники проекта: дети 2-х младших, средних, старших и подготовительных групп, воспитатели, родители МАДОУ «Детский сад № 42»

Сроки реализации проекта: долгосрочный (4 года). Вид проекта: познавательный. Тип проекта Комплексный

Актуальность проекта Перед педагогами стоит задача приобщения подрастающего поколения к исторической памяти народа, а значит – и сохранения ее в наших детях.

Новизна проекта Использование предметно-пространственной среды мини-музея по краеведению в рамках проектной деятельности. Возможность тактильного восприятия предметов, представленных в мини-музее.

Гипотеза проекта Процесс ознакомления детей с культурой разных народов будет более интересным, ярким, доступным при использовании различных предметов быта старины

Цель проекта: формирование патриотических чувств, основ толерантности, интереса к культуре разных народов у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

Задачи проекта

Образовательные формирование у детей чувства причастности к духовному наследию прошлого, чувства соприкосновения с ним; формирование представлений о Родине, как многонациональной стране, привитие детям способности с пониманием и уважением относиться к культуре и традициям других народов; знакомство детей с устным народным творчеством и народным прикладным искусством; формирование нравственных качеств.

Развивающие развитие у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к мордовской и русской культуре и традициям.

Воспитательные воспитание чувства уважения к людям разных национальностей, музейной культуры; формирование у детей нравственно-патриотических чувств через приобщение к культуре и традициям разных народов.

Интеграция образовательных областей

В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие» – дать представление о родном крае; предметах народного быта, об истории родного народа; организуются экскурсии по введению детей в мир исторического наследия.

«Познавательное развитие» – организуются игры-занятия по ознакомлению с окружающим.

«Речевое развитие» – обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.

«Художественно-эстетическое развитие» – организуются развлечения, посиделки

«Физическое развитие» – проведение физминуток и подвижных народных игр.

Для реализации проекта использовались следующие методы и приёмы

а) словесный (объяснение, беседа, рассказ, чтение худ. литературы, стихотворений);

б) наглядный (демонстрация, использование ТСО)

в) поисковый(поиск и обогащение экспонатов для музея, систематизация экспонатов, предметов быта и т.д.)

г) практический(рассматривание предметов искусства в музее);

д) игровой (обыгрывание народных игр, инсценировок, употребляя изделия и предметы старинного быта) метод обучения.

Формы реализации проекта:

познавательно-игровые занятия;

занятия-экскурсии;

беседы;

игровые ситуации

Проект построен на основе методических принципов:

— интеграции культур;

— учет возрастных особенностей детей;

— доступность материала; постепенность его усложнения

Ресурсное обеспечение проекта:

— предметы быта и старинной утвари,

— образцы декоративно-прикладного искусства,

— одежда, украшения;

— художественная, иллюстративная литература;

— дидактические игры;

-средства ИКТ.

На основе экспозиций музея проводим различные экскурсии, выставки работ по изодеятельности, ручному труду, театральные постановки по мотивам мордовских сказок с использованием экспонатов краеведческой комнаты предметов быта и одежды, мини-досуги. При знакомстве с предметами мини-музея используем так же презентации и видеофильмы, например: «Как лапти плетут», «Ткацкий станок в работе» и др.

Ценность мини-музея ДОУ заключается в том, что все предметы доступны не только для зрительного, но и для тактильного восприятия. Ребенок может взять в руки любой предмет, рассмотреть его не спеша, поупражняться с ним в действии. Например, посетив, экспозицию деревенской избы, обуться в лапти, походить с коробом за плечами, покачать куклу в люльке, а усевшись на домотканом половике — послушать народные сказки и предания старины глубокой. Видели бы вы, с каким упоением берут ребятишки в руки старинные вещи. Свои впечатления от посещения музея дети переносят в различные игры и отражают в изодеятельности.

Систематическая работа в данном направлении убедила нас в том, что общение с предметами прошлого позитивно влияет на повышение интереса социума к традиционной культуре, а также оказывает положительное влияние на развитие интеллектуальных и творческих способностей наших детей, их духовно-нравственной сферы. Кроме того, активизирует творческую инициативность педагогического коллектива и способствует повышению этнокультурной компетентности педагогов, так как они начинают углубленно изучать национальное культурное наследие, обсуждают интересные факты и сведения с родителями и педагогами.

271
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!