Профессия - хлебороб

«Профессия — Хлебороб»

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Профессия — хлебороб»

Подготовила и провела: воспитатель МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида» Неськина Р.И.

Цель: Формирование бережного отношения к хлебу, который является ежедневным главным продуктом питания, как к результату огромного труда хлебороба; воспитание уважения, благодарного отношения к труду хлеборобов, людей многих профессий.

Задачи:

Образовательные - Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, о профессии хлеборобов, принимающих участие в процессе выращивания хлеба, о его трудном выращивании, о долгом пути хлеба от поля до стола, разнообразии хлебобулочных изделий.

Развивающие — Развивать коммуникативные способности, активизировать и расширить словарный запас по темам «хлебобулочные изделия», «профессии»; знакомить с пословицами и поговорками, совершенствовать ручные умения и навыки.

Воспитательные - Воспитывать уважение и бережное отношение к хлебу и труду хлеборобов, выращивающих хлеб, воспитывать патриотические чувства дошкольников.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательно-речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, творческая, игровая.

Предварительная работа:

Чтение произведений о хлебе.

Я.Тайц «Все здесь», сказки: «Колобок», «Колосок», Р.Сеф «Зернышко», А. Аким «Хлеб»; М. Пришвин «Лисичкин хлеб»; отгадывание загадок, заучивание поговорок, пословиц о хлебе; рассматривание картин: И. Шишкин «Рожь», С.А. Куприянов «Вспашка», «Посев», «Уборка».

Материал и оборудование: Презентация «Хлеб всему голова»; большой экран, мультимедийное оборудование; компьютер; дидактическая игра «Путаница», «Продолжи», игра «Пекари»; хлебобулочные изделия, мука, соль, вода, колпаки, фартуки, персонаж — Колосок; картинки тематические: пашня, сев, сбор урожая, элеватор, мельница, пекарня, магазин; ваза с колосками.

Содержание НОД

I. Организационный момент

Занятие начинается с прослушивания песни «Хлеб — всему голова»

II. Основная часть

Воспитатель читает стихотворение:

Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Воспитатель: О чем говорится в этом стихотворении? (О хлебе)

Воспитатель: Ребята, долгий и тяжелый путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол. Какой это нелегкий труд, мы сегодня постараемся это понять.

Воспитатель загадывает загадку.

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На стебле золотом. (Колос)

Стук в дверь. Заходит «Колосок».

Воспитатель: Кто у нас в гостях? (Колосок)

Колосок приглашает детей на экскурсию в магазин.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, в какой магазин приглашает нас Колосок? (Хлебный).

Колосок: Какие продукты продают в этом магазине? (хлебобулочные изделия: хлеб, булки, печенье, баранки, сушки и др.)

Воспитатель: Сегодня, ребята, можно купить хлеба сколько хочешь. А в годы Великой Отечественной Войны велико было значение хлеба. Зерна не было и хлеб пекли из шелухи, пырея, лебеды. Давали по маленькому кусочку хлеба на весь день. Для людей в то время хлеб был жизнью. Вот такая цена хлеба была и есть для людей, переживших войну.

Ребенок: Нет вкусней пищи, чем Батюшка хлеб.
Пекут его разным, велик и потреб!
Он – щедр, одинаков к любому из нас.
И путник в дорогу берёт про запас.

Ребенок:

Так исстари длилось и, было в веках.
Хлеб был на почёте у всех на устах.

«Хлеб — совесть людская! По детски — чиста!
Что выше него, может быть только Честь!
И то, только та, у кого она есть»!

Воспитатель: Ребята, русский народ всегда относился к хлебу с благоговением как к дару, спасающему от голода, как к богатству. В старину считалось тяжким грехом выбросить хоть маленький кусочек хлеба. Неуважение к хлебу считалось грехом, оскорблением. С малолетства детей учили ценить и беречь кусок хлеба, как самое дорогое богатство. «Хлеб — батюшка, хлеб — совесть людская»

Воспитатель: Ребята, как же нужно относиться к хлебу? (Бережно, с уважением, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб).

Воспитатель: А кто же выращивает хлеб на полях? (Хлеборобы)

Воспитатель: Кто объяснит это слово «хлебороб»? (Хлеб и работа)

Ребенок: Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют

Воспитатель: А какие необходимые условия нужны для выращивания хлеба? (Тепло, свет, вода)

Воспитатель: Мы сейчас с вами вспомним, как же выращивают хлебные растения, как хлебушек приходит к нам на стол и расскажем об этом Колоску.

Воспитатель: Ребята, люди какой профессии первыми выходят в поле? (Трактористы)

Ребенок:

Вышли в поле трактора,
Землю им пахать пора,
Чтоб посеять рожь, пшеницу…
Ведь на поле Хлеб родится!

Воспитатель: Ребята, а зачем пашут землю? (Чтобы земля была мягкая, пушистая)

Воспитатель: Какая техника и люди, какой профессии засевают поле? (Сеялка, сеяльщик)

Ребенок:

К севу все уже готово!

И кипит работа снова…

В сеялке полным- полно

Насыпается зерно.

С ранней зорьки до темна

В землю сеется оно.

Воспитатель: Ребята, а кто следит за посевом, ростом, созреванием зерновых культур? (Агроном)

Ребенок: Все колдует над зерном

Наш волшебник – агроном

По ночам ему не спится:

Как там выросла пшеница.

Воспитатель: Ребята, созрел хлебушек, колоски налились тяжелым, золотым зерном. И тут кто же на поле выезжает? (Комбайны и комбайнеры)

Ребенок: Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.

Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.

Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.

Жнут — молотят, жнут — молотят, убирают урожай.

Утром рожь стеной стояла. К ночи — ржи как не бывало.

Только село солнышко, опустело зернышко.

Колосок проводит физминутку «Колоски»

— А сейчас я Колосок — волшебник. Вот это поле. Я превращаю вас всех в зернышки, маленькие — маленькие (дети приседают) и сажу в землю.

— Теплое солнышко пригревало землю. Дождик поливал. Зернышки росли, росли (дети приподнимаются) и стали колосками (медленно поднимают руки).

— Колоски тянутся к солнышку (руки вытянуть вверх с силой, встать на носочки).

— Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову на грудь или на бок, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол).

— Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянуться к солнышку (встали, руки подняли вверх).

— В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу).

— А теперь изобразите колоски — толстячки (надуть щеки, грудь).

колоски — худышки (щеки втянуть, живот тоже).

— А теперь это не колоски, а дружные ребята!

Воспитатель: Ребята, комбайны обмолотили зерно, загрузили в машины, куда же повезут его? (На элеватор)

Воспитатель: Ребята, что делают с зерном на элеваторе? (Зерно проветривается и просушивается)

В элеваторе для нас
Хлеб хранится про запас.
Здесь ему тепло, удобно.
Сможет он, как будто дома,
Сколько нужно отдохнуть
И опять собраться в путь.

Воспитатель: Куда же едет зерно дальше? (На мельницу)

Воспитатель: Кто работает на мельнице? (Мельник)

Воспитатель: Что делает мельник с зерном? (В муку зерна превращает)

Ребенок: Лишь зерно проветрится –
Его везут на мельницу.
Ветер жернова вращает,
В муку зёрна превращает…
Вы, готовьте лишь мешки-

Хватит здесь для всех муки.

Воспитатель: Куда повезут муку дальше? (В пекарню, магазин)

Кто работает в пекарне? (Пекарь)

Воспитатель: Какую работу выполняет пекарь? (Печет)

Ребенок: Они встают, когда мы спим,

Муку просеют в сите,

Докрасна натопят печь,

Чтобы хлеб к утру испечь.

Воспитатель: Ребята, каков следующий путь нашего хлебушка? (В магазин и на стол)

Колосок остался доволен ответами детей и предлагает поиграть в дидактическую игру «Продолжи»

(Дети заканчивают пословицы и поговорки)

Хлеб — … (всему голова)

Хлеб да вода … (богатырская еда)

Худой обед — … (если хлеба нет)

Кто трудиться рад ,… (тот будет хлебом богат)

Колосок: Ребята, пока я добирался до вас, у меня спутались все картинки.

Дидактическая игра «Путаница»

Воспитатель: Давайте, ребята, поможем Колоску. (Дети расставляют картинки в правильной последовательности процесса выращивания хлеба)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что самый вкусный хлеб получается тогда, когда печешь его своими руками. Сегодня мы с вами будем пекарями и испечем хлеб. (Дети делают тесто и «выпекают «хлеб)

Игра «Пекари»

Ребенок 1: Хлеб наш берегите!

Ребенок 2: Хлебом не сорите!

Ребенок 3: Хлеб наш уважайте!

Ребенок 4: С хлебом не играйте!

Ребенок 5: Хлеб выбрасывать нельзя!

Все: Берегите хлеб, друзья!

Колосок всех угощает печеньем.

III. Итог занятия.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили, что нового узнали на нашем занятии? (Ответы детей).

— Как раньше относились к хлебу и называли его? (Ответы детей)

— Какое значение имел хлеб в годы Великой Отечественной войны? (Ответы детей)

— Люди, каких профессий участвуют в выращивании хлеба? (Ответы детей)

— Ребята, какая техника задействована при выращивании хлеба? (Ответы детей)

— Ребята, постараемся назвать этапы выращивания хлеба. (Ответы детей)

— Как нужно относиться к труду хлебороба? (Ответы детей)

— Как мы должны относиться к хлебу? (Ответы детей)

— Ребята, какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете? (Ответы детей)

— Какой профессией мы с вами овладели? (Ответы детей)

— Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)

Воспитатель. Молодцы, ребята, спасибо вам за занятие. Мы очень хорошо с вами поработали: все вы были активными, находчивыми и дружными. Профессия хлебороба очень уважаемая, трудная, очень нужная и важная во все времена. 

670
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!