Профессия - хлебороб
«Профессия — Хлебороб»
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Профессия — хлебороб»
Подготовила и провела: воспитатель МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида» Неськина Р.И.
Цель: Формирование бережного отношения к хлебу, который является ежедневным главным продуктом питания, как к результату огромного труда хлебороба; воспитание уважения, благодарного отношения к труду хлеборобов, людей многих профессий.
Задачи:
Образовательные - Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, о профессии хлеборобов, принимающих участие в процессе выращивания хлеба, о его трудном выращивании, о долгом пути хлеба от поля до стола, разнообразии хлебобулочных изделий.
Развивающие — Развивать коммуникативные способности, активизировать и расширить словарный запас по темам «хлебобулочные изделия», «профессии»; знакомить с пословицами и поговорками, совершенствовать ручные умения и навыки.
Воспитательные - Воспитывать уважение и бережное отношение к хлебу и труду хлеборобов, выращивающих хлеб, воспитывать патриотические чувства дошкольников.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательно-речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, творческая, игровая.
Предварительная работа:
Чтение произведений о хлебе.
Я.Тайц «Все здесь», сказки: «Колобок», «Колосок», Р.Сеф «Зернышко», А. Аким «Хлеб»; М. Пришвин «Лисичкин хлеб»; отгадывание загадок, заучивание поговорок, пословиц о хлебе; рассматривание картин: И. Шишкин «Рожь», С.А. Куприянов «Вспашка», «Посев», «Уборка».
Материал и оборудование: Презентация «Хлеб всему голова»; большой экран, мультимедийное оборудование; компьютер; дидактическая игра «Путаница», «Продолжи», игра «Пекари»; хлебобулочные изделия, мука, соль, вода, колпаки, фартуки, персонаж — Колосок; картинки тематические: пашня, сев, сбор урожая, элеватор, мельница, пекарня, магазин; ваза с колосками.
Содержание НОД
I. Организационный момент
Занятие начинается с прослушивания песни «Хлеб — всему голова»
II. Основная часть
Воспитатель читает стихотворение:
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Воспитатель: О чем говорится в этом стихотворении? (О хлебе)
Воспитатель: Ребята, долгий и тяжелый путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол. Какой это нелегкий труд, мы сегодня постараемся это понять.
Воспитатель загадывает загадку.
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стебле золотом. (Колос)
Стук в дверь. Заходит «Колосок».
Воспитатель: Кто у нас в гостях? (Колосок)
Колосок приглашает детей на экскурсию в магазин.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, в какой магазин приглашает нас Колосок? (Хлебный).
Колосок: Какие продукты продают в этом магазине? (хлебобулочные изделия: хлеб, булки, печенье, баранки, сушки и др.)
Воспитатель: Сегодня, ребята, можно купить хлеба сколько хочешь. А в годы Великой Отечественной Войны велико было значение хлеба. Зерна не было и хлеб пекли из шелухи, пырея, лебеды. Давали по маленькому кусочку хлеба на весь день. Для людей в то время хлеб был жизнью. Вот такая цена хлеба была и есть для людей, переживших войну.
Ребенок: Нет вкусней пищи, чем Батюшка хлеб.
Пекут его разным, велик и потреб!
Он – щедр, одинаков к любому из нас.
И путник в дорогу берёт про запас.
Ребенок:
Так исстари длилось и, было в веках.
Хлеб был на почёте у всех на устах.
«Хлеб — совесть людская! По детски — чиста!
Что выше него, может быть только Честь!
И то, только та, у кого она есть»!
Воспитатель: Ребята, русский народ всегда относился к хлебу с благоговением как к дару, спасающему от голода, как к богатству. В старину считалось тяжким грехом выбросить хоть маленький кусочек хлеба. Неуважение к хлебу считалось грехом, оскорблением. С малолетства детей учили ценить и беречь кусок хлеба, как самое дорогое богатство. «Хлеб — батюшка, хлеб — совесть людская»
Воспитатель: Ребята, как же нужно относиться к хлебу? (Бережно, с уважением, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб).
Воспитатель: А кто же выращивает хлеб на полях? (Хлеборобы)
Воспитатель: Кто объяснит это слово «хлебороб»? (Хлеб и работа)
Ребенок: Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют
Воспитатель: А какие необходимые условия нужны для выращивания хлеба? (Тепло, свет, вода)
Воспитатель: Мы сейчас с вами вспомним, как же выращивают хлебные растения, как хлебушек приходит к нам на стол и расскажем об этом Колоску.
Воспитатель: Ребята, люди какой профессии первыми выходят в поле? (Трактористы)
Ребенок:
Вышли в поле трактора,
Землю им пахать пора,
Чтоб посеять рожь, пшеницу…
Ведь на поле Хлеб родится!
Воспитатель: Ребята, а зачем пашут землю? (Чтобы земля была мягкая, пушистая)
Воспитатель: Какая техника и люди, какой профессии засевают поле? (Сеялка, сеяльщик)
Ребенок:
К севу все уже готово!
И кипит работа снова…
В сеялке полным- полно
Насыпается зерно.
С ранней зорьки до темна
В землю сеется оно.
Воспитатель: Ребята, а кто следит за посевом, ростом, созреванием зерновых культур? (Агроном)
Ребенок: Все колдует над зерном
Наш волшебник – агроном
По ночам ему не спится:
Как там выросла пшеница.
Воспитатель: Ребята, созрел хлебушек, колоски налились тяжелым, золотым зерном. И тут кто же на поле выезжает? (Комбайны и комбайнеры)
Ребенок: Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.
Жнут — молотят, жнут — молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи — ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко.
Колосок проводит физминутку «Колоски»
— А сейчас я Колосок — волшебник. Вот это поле. Я превращаю вас всех в зернышки, маленькие — маленькие (дети приседают) и сажу в землю.
— Теплое солнышко пригревало землю. Дождик поливал. Зернышки росли, росли (дети приподнимаются) и стали колосками (медленно поднимают руки).
— Колоски тянутся к солнышку (руки вытянуть вверх с силой, встать на носочки).
— Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову на грудь или на бок, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол).
— Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянуться к солнышку (встали, руки подняли вверх).
— В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу).
— А теперь изобразите колоски — толстячки (надуть щеки, грудь).
колоски — худышки (щеки втянуть, живот тоже).
— А теперь это не колоски, а дружные ребята!
Воспитатель: Ребята, комбайны обмолотили зерно, загрузили в машины, куда же повезут его? (На элеватор)
Воспитатель: Ребята, что делают с зерном на элеваторе? (Зерно проветривается и просушивается)
В элеваторе для нас
Хлеб хранится про запас.
Здесь ему тепло, удобно.
Сможет он, как будто дома,
Сколько нужно отдохнуть
И опять собраться в путь.
Воспитатель: Куда же едет зерно дальше? (На мельницу)
Воспитатель: Кто работает на мельнице? (Мельник)
Воспитатель: Что делает мельник с зерном? (В муку зерна превращает)
Ребенок: Лишь зерно проветрится –
Его везут на мельницу.
Ветер жернова вращает,
В муку зёрна превращает…
Вы, готовьте лишь мешки-
Хватит здесь для всех муки.
Воспитатель: Куда повезут муку дальше? (В пекарню, магазин)
Кто работает в пекарне? (Пекарь)
Воспитатель: Какую работу выполняет пекарь? (Печет)
Ребенок: Они встают, когда мы спим,
Муку просеют в сите,
Докрасна натопят печь,
Чтобы хлеб к утру испечь.
Воспитатель: Ребята, каков следующий путь нашего хлебушка? (В магазин и на стол)
Колосок остался доволен ответами детей и предлагает поиграть в дидактическую игру «Продолжи»
(Дети заканчивают пословицы и поговорки)
Хлеб — … (всему голова)
Хлеб да вода … (богатырская еда)
Худой обед — … (если хлеба нет)
Кто трудиться рад ,… (тот будет хлебом богат)
Колосок: Ребята, пока я добирался до вас, у меня спутались все картинки.
Дидактическая игра «Путаница»
Воспитатель: Давайте, ребята, поможем Колоску. (Дети расставляют картинки в правильной последовательности процесса выращивания хлеба)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что самый вкусный хлеб получается тогда, когда печешь его своими руками. Сегодня мы с вами будем пекарями и испечем хлеб. (Дети делают тесто и «выпекают «хлеб)
Игра «Пекари»
Ребенок 1: Хлеб наш берегите!
Ребенок 2: Хлебом не сорите!
Ребенок 3: Хлеб наш уважайте!
Ребенок 4: С хлебом не играйте!
Ребенок 5: Хлеб выбрасывать нельзя!
Все: Берегите хлеб, друзья!
Колосок всех угощает печеньем.
III. Итог занятия.
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили, что нового узнали на нашем занятии? (Ответы детей).
— Как раньше относились к хлебу и называли его? (Ответы детей)
— Какое значение имел хлеб в годы Великой Отечественной войны? (Ответы детей)
— Люди, каких профессий участвуют в выращивании хлеба? (Ответы детей)
— Ребята, какая техника задействована при выращивании хлеба? (Ответы детей)
— Ребята, постараемся назвать этапы выращивания хлеба. (Ответы детей)
— Как нужно относиться к труду хлебороба? (Ответы детей)
— Как мы должны относиться к хлебу? (Ответы детей)
— Ребята, какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете? (Ответы детей)
— Какой профессией мы с вами овладели? (Ответы детей)
— Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель. Молодцы, ребята, спасибо вам за занятие. Мы очень хорошо с вами поработали: все вы были активными, находчивыми и дружными. Профессия хлебороба очень уважаемая, трудная, очень нужная и важная во все времена.