Развитие у детей интереса к родной природе, ее объектам и явлениям.

Развитие у детей интереса к природе, к ее явлениям и объектам имеют в дошкольный период жизни ребенка большое значение. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

На протяжении дошкольного детства ребенка необходимо каждодневно приобщать к таинствам и красоте природы.

Необходимыми условиями успешной работы по ознакомлению детей с природой должны стать собственные элементарные биологические знания воспитателя.

Если он располагает достаточными знаниями о внешнем виде растений и животных, каких-либо интересных особенностях и др., ему будет легко заинтересовать детей наблюдением за этими живыми существами. Вовремя развивать у детей возникший интерес к тому или иному объекту живой природы.

Загадки, различные народные названия, часто очень легко выражающие особенности какого-либо животного или растения, народные приметы, пословицы – все это необходимый материал для организации интересных наблюдений с детьми. Неоценимую роль играют также поэтические произведения, сказки, рассказы, собственный опыт воспитателя. С самого начала учебного года постоянно ведутся с детьми наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно вместе с детьми осматриваются растения на участке, отмечаются появление первых желтых листьев на деревьях и кустарниках. Дети ходят по опавшим листьям, слушают их шорох, любуются красотой осеннего ковра. С интересом собирают и рассматривают листья: багряные — у клена, рябины; ярко-желтые у тополя. Липы. сравнивают с листьями сирени, которые даже осенью – зеленые, собирают их в букеты, для гербария, поделок. Проводятся разнообразные игры и игровые упражнения на распознание деревьев. например «Собери листья одного дерева, кустарника», «Собери разные по окраске» (размеру) и т.д.

Интересно проводятся наблюдения ранней осенью за насекомыми, когда они еще летают. ползают. Когда похолодает, и насекомые исчезнут, предлагается детям поискать жуков, комаров, мух, затем при необходимости дается пояснение, что с наступлением холода все они исчезают.

Внимание детей обращается на березы, как они красиво и нарядно выглядят в осеннем наряде. Дети знакомятся со стихотворениями о березе, обращается внимание на то, как авторы говорят о дереве как о живом существе, которое радуется теплу и свету, умеет защитить себя и в осеннее ненастье, и в зимнюю стужу.

Прогулки на участке проводятся разнообразные и интересные, дети часто задают вопросы, связанные с жизнью растений, насекомых, птиц. Рассматривая на участке деревья, отмечают, гибкие, свисающие вниз веточки у березы, а листьев у нее еще много, что сквозь них даже не просвечивает солнце. Во время прогулки обращается также внимание на первые признаки осени – это похолодание и появление среди зеленых желтых листьев. Воспитатель рассказывает детям, что это время года любили многие русские художники, писатели и поэты. В группе рассматриваются иллюстрации, репродукции картин, например, И. Левитана «Золотая осень», дается сравнение ее с тем, что видели на прогулке, дети делятся впечатлениями.

Одновременно проводится работа с родителями: консультации, направленные на экологическое воспитание дошкольников, как организовать с детьми элементарные игры для развития наблюдательности и интереса к природе, ее явлениям и объектам.

Зимние прогулки с детьми также организуются с целью воспитания у детей интереса к природе. Снежный покров земли дает много поводов для наблюдений и разговоров: на нем бывает много разных следов, о которых можно побеседовать. Рассматривая их, воспитателем задаются детям вопросы: «Кто прошел – взрослый или ребенок?», «В каком направлении шел человек?» и т.д. Вопросы такого плана развивают наблюдательность у детей, побуждают их обращать внимание на мало заметные явления, задавать вопросы. Очень интересно проходит совместное чтение «снежной книги». Нередко на свежевыпавшем снегу можно разглядеть многочисленные следы – отпечатки от кошачьих лап, собачий след, а также множество следов птиц – воробьев, синиц, голубей, ворон. О многом по ним можно определить и рассказать детям: кто топтался, что делал, что клевал. Одна или несколько птиц были на этом месте. Широко используется природоведческая литература – произведения К. Ушинского, В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова. Рассказы В. Бианки, «героями» которых часто являются птицы, помогают заинтересовать детей, уточнить их знания о внешнем виде пернатых, их образе жизни, поведении. В январские морозные дни детей завораживают деревья и кустарники, покрытые белым инеем. Они словно попадают в мир сказки. Подойдя к березе, воспитателем прочитывается стихотворение С. Есенина «Белая береза». Свои впечатления дети отражают во время продуктивной деятельности, например, в рисунках: кончиком кисти старательно рисуют гибкие. Тонкие ветки березы. Вовремя ООД по окружающему миру, развитию речи, рассматривая красочные иллюстрации о русской зиме, детям предлагается рассказать за что они любят зиму и т.д.

Особенно много радости приносит детям пробуждение природы после зимнего сна. Воспитатель не спеша показывает гармонию пробуждения природы: капель с крыш, сосульки, потепление и уплотнение снега, набухание почек на деревьях и кустарниках, первые проталины на южных склонах, все что может спровоцировать вопросы детей, если воспитатель обратит внимание на эти явления. Интересно организуются наблюдения за появляющимися цветами мать-и-мачехи: рассматриваются листья, прочитывается рассказ В. Берестова об этом цветке, приложив его к щеке, дети убеждаются в достоверности сказанных слов. Воспитателем рассказывается, что с давних пор люди используют это растение как лекарство.

Организуя весной прогулку на луг, воспитатель обращается к детям с вопросом: «Какого цвета бывает луг», все дети обычно отвечают, что зеленого цвета. Прочитав стихотворение Л. Куклина «Какого цвета луг», спрашивает детей: «Так ли это?». Выслушав ответы детей, читает рассказ М. Пришвина «Золотой луг», спрашивает: «Почему он назван золотым?». Рассмотрев внимательно одуванчик, напоминает, что это лекарственное растение, улучшает аппетит. Вместе вспоминают стихотворение Е. Серовой «Одуванчик». Придумывают интересные истории, сказки об одуванчике.

Постепенно происходит знакомство детей с ромашкой. Подорожником и др. растениями, используя художественное слово (стихи), фольклор, устное народное творчество, интересные истории и рассказы.

Проводятся циклические наблюдения за объектами природы, например, за березой. Совершаются с детьми прогулки к ней в разное время года, в разную погоду. Таким образом детям показываются изменения. Которые происходят в растительном и животном мире.

Весной обращаясь вновь к березе, которая вновь зеленеет и ее ветки покроются нежными зелеными листочками. Воспитатель рассказывает, что это дерево раньше всех весной зеленеет, начинается сокодвижение.

Попять же воспитание любви и интереса к природе проводится в тесной взаимосвязи с родителями (семьей), даются консультации как правильно организовать прогулку в лес. лесопарк в разное время года. Правильно организованные прогулки на природу могут подарить незабываемые впечатления, научат детей всматриваться, наблюдать. Интересно можно организовать наблюдения за весенним поведением птиц. Проще всего наблюдать за воробьями. Можно увидеть, как они устраивают гнезда: в щелочках. Под крышами, подбирают с земли веточки. В это время года можно наблюдать некоторые интересные особенности поведения птиц. Которые служат приметами., например, «Если воробьи купаются в пыли, значит надо ждать дождя, если купаются в воде – будет потепление». Интересно наблюдать и за воронами, ласточками, стрижами. Весенние прогулки в лес дают возможность не только молодой порослью, нежной зеленью и первыми цветами, но и послушать птичьи трели: треньканье синиц, задорную дробь дятла и милое кукование кукушки.

Родителям советуются для прочтения книги о весне, для разучивания стихи. Особенно содержательные и насыщенные летние прогулки. Летом бурно живет вся природа: внимание детей обращается на то, как много кругом зелени, цветов, всевозможных насекомых и птиц, на густые кроны деревьев. Детям дается понятие, почему так происходит: летом максимально благоприятные условия для жизни, роста и развития растений и животных (много света, тепла и влаги, пищи).

Гуляя на участке с детьми, воспитатель обращает внимание детей на своеобразный шум листьев березы. На их стройные белые стволы. На густую зеленую крону и тонкие. Словно покрытые кружевной зеленью ветки. Внимание детей привлекается строками и стихотворения А. Прокофьева.

Интересно организуются ежедневные наблюдения за погодными явлениями, которые фиксируются в уголке природы. Осуществляя ежедневные наблюдения воспитателем, включаются в них разнообразные действия, которые вызывают у детей интерес к явлениям природы: поднять руки и показать солнце, повернуться влево, вправо и поискать солнце, лужи, постучать пальцами по подоконнику, изобразить капли дождя и т.д.

Во время прогулок с детьми на участке, в лесу, в парке организуются сборы интересных находок: сосновых и еловых шишек, перьев, веточек, гроздьев рябины, колючих шариков репейника, все то, что может служить материалом для изготовления игрушек и разных поделок. Вызвать интерес к объектам природы можно изготовив из них шапочки индейцев, солдатиков, предложив поиграть с готовыми игрушками. Такая творческая деятельность и есть пытливое отношение к окружающему миру, наблюдательность, серьезный интерес к природе и радость общения с ней.

Также с дошкольниками организуются словесные дидактические игры, например, «Что в природе бывает круглым?», «Что это такое», «Когда это бывает». Используются разные сюжеты и темы игр с природным содержанием, которые строятся на его знаниях.

Таким образом, приобщая ребенка к природе через непосредственные наблюдения, труд, игры, детскую художественную литературу, телепередачи и т.д., то развитие у детей интереса к природе и ее объектам будет более эффективным и результативным.

247
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!