ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ: «Волшебница вода» для старшей разновозрастной группы

Дошкольное образование

Подготовила: воспитатель структурного подразделения «Детский сад№15» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района. Колбанова Лариса Владимировна

Вид проекта: исследовательский, творческий

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта: воспитатели, дети 5-6 лет, родители

Сроки реализации: (февраль-май)

Цель проекта: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных; научить детей экономно использовать воду и беречь ее. Обогатить словарный запас детей.

Задачи проекта:

Воспитательные: Воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию. Воспитывать любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом;

Развивающие: Развивать поисковую деятельность, инициативу, творчество по теме «Волшебница вода». Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально – эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в группе;

Обучающие: Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Формировать представления о свойствах воды, о состояниях воды, Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.

Актуальность:

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками.

Выбор темы обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости задачи поставленной в этом проекте. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе.

Вода один из главных источников жизни на Земле воды на планете очень много — сушу занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека.

Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Методы обеспечения:

— Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.

— Проведение опытов (практических).

— Беседы (конструктивные).

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Подготовительный этап проекта:

1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.

2. Пополнить развивающую среду:

Подбор художественной литературы по теме;Подбор энциклопедий, карт, схем;Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;Составление картотеки опытов с водой;Подготовка оборудования для опытов с водой.Вовлечь родителей в проектную деятельность.

Основной этап проекта:

1. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.

2. Подготовить информацию для родителей по темам:

Эксперимент в детском саду;Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;Почему воду нужно беречь?Составление схемы «Круговорот воды в природе».Провести презентацию «Мир воды».

Этапы реализации проекта:
1)
Подготовительный этап:
— Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).
— Отображение цели и задач проекта.
2) Реализация проекта:
— Теоретическая часть: Разработка плана, конспектов и сценариев мероприятий.
— Практическая часть:
а) Занятия по экологическому воспитанию
б) Связь с другими видами деятельности:
— Игровая
— Продуктивная
— Познавательно-исследовательская (опыты)
— Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)
— Учебная (речевое развитие, рисование, лепка)
3) Заключительный этап:
Диагностика (результативно-сравнительный анализ).
Итоги работы. Презентация проекта.

Новизна разработки

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса, которые требуют от воспитателя активного участия. Такая деятельность предполагает различные формы активности детей и взрослых.

В связи с тем, что в последнее время чаще всего мы используем в своей работе интегрированный метод обучения, который является для дошкольников инновационным, то интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема – это то, чем мне захотелось заняться с детьми своей группы. Такой метод работы направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

В своем проекте я применяла новый методический подход к организации поисково – исследовательской деятельности, использовала творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте воспитатель и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее.

Знания, добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными.

Как показывает практика знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.

Предполагаемый результат:

— Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.

— Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

— Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

— Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

— Формирование у детей умения ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

— Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.

— Повысить компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Взаимодействие с родителями:

1. Создание альбома «Мир воды»

2. Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду».

3. Создание коллажа «Круговорот воды в природе»

4. Составление описания игр с водой

5. Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

6. Консультация по теме: «Почему нужно беречь воду?».

7. Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой.

8. Изготовление панно «Кому нужна вода».

9.Создание папки передвижки: «Мир воды», «Берегите воду»

Заключительный этап проекта:

1. Создание мини- музея «Волшебница Вода».

2. Итоговая НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Круговорот воды в природе».

3. Методические разработки занятий.

4. Методические рекомендации.

Ожидаемые результаты

— Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо – плохо.

— Дети эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т. п.).Проявляют готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям. Пытаются контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

— У детей сформировалось бережное отношение к объектам окружающего мира, умение видеть красоту окружающего мира.

— Сформировались представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привились навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту.

— Сформировалось умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

— Обогатился словарь, развилась наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности.

— Сформировалось у детей умение ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

— У детей сформировались опытно – исследовательские навыки.

— Повысилась компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

503
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!