«Использование ИКТ технологий в процессе духовно -нравственного воспитания дошкольников»

Тип статьи:
Авторская

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с реализацией Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования. В связи с этим большое значение уделяется современным средствам обучения, которые лежат в основе формирования новой информационно-образовательной среды.

В своей работе по духовно-нравственному воспитанию для усиления образовательных и воспитательных эффектов использую информационно-коммуникационные технологии.Мероприятия с использованием ИКТ не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал детей, развивают духовную направленность.Дети дошкольного возраста имеют наглядно – образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Мероприятия с использованием ИКТ не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал детей, развивают духовную направленность.

Под информационно-коммуникационными технологиями в образовании понимают комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники используемых в учебном процессе.

Игры, мероприятия по ознакомлению детей дошкольного возраста с духовно-нравственным воспитанием имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, чтобы привлечь ребенка к изучению нового. В связи с недостаточной разработанностью методических материалов и наглядных пособий по ознакомлению детей с духовно-нравственным воспитанием, это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

Вне сомнений, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата.

Правильно подобранные задания и видеоматериалы, демонстрируемые с помощью мультимедиатехники, способствуют повышению мотивации детей к занятиям. Применение ИКТ технологий вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы, интерактивные игры. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

При использовании аудио средств в процессе духовно-нравственного воспитания я делаю акцент на использование произведений отечественного музыкального искусства, что позволяет раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность. Обращение дошкольников к произведениям искусства как к духовному опыту поколений, проживание их в собственной музыкальной деятельности, позволяет активно формировать эмоционально-ценностный, нравственно-эстетический опыт детей.

Например, при прослушивании колокольного звона, а в православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону, дети сами приходят к мысли, что колокольный звон на Руси был чем – то большим, чем простое явление колокольного звона: в нем словно отразилась русская душа, русская жизнь.

Воспитательные возможности применения видеозаписей многообразны, электронная тематическая картотека притч, сказок, рассказов, мультфильмов, песен помогают мне в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников и родителей.

Применение интерактивной доски на занятиях позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе.

Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Игровые компоненты, включённые в мультмедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала. С помощью интерактивной доски у нас появляется возможность совершать виртуальные путешествия, проводить развлечения по духовно нравственному воспитанию. Например, совершить путешествие в мордовскую избу, музей и т.д., проводить викторины «Мордовский край», «Мой город», «Моя семья» и др, играть в различные дидактические игры.

Таким образом, занятия с мультимедийной поддержкой повышают скорость передачи информации детям, улучшают уровень её понимания, что способствует развитию всех форм мышления, познавательной активности, интереса к духовно-нравственному воспитанию. В своей работе я использую следующие средства информационно — коммуникационные технологии:

— Компьютер

— Мультимедийный проектор

— Видеомагнитофон, DVD плейер

— Телевизор

— Магнитофон

— Видеокамеру

— Интерактивную доску

Также используют интерактивные материалы:

— Фотографии;

— Видеоролики;

— Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);

— Презентации;

Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий в процессе духовно нравственного воспитания дошкольного возраста позволяет:

— делать знания привлекательными, современными благодаря дизайну предоставляемой информации;

— закреплять знания, умения, навыки, решать познавательные и творческие задачи;

— осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении;

— моделировать различные ситуации.

Список используемой литературы.

1. Калитина Т. В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М.: ТЦ Сфера, 2008г.

2. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр. //Дошкольное воспитание// № 11. – М., 2000 г.

3. Полат Е. С. Новые педагогические технологии. — М.: Издательский центр «Академия», 2011г.

4. Интернет-ресурс:http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/01/18/pedagogicheskie-tekhnologii-v-dou-ikt

5. Интернет–ресурс:http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/30/interaktivnye-igry-v-obrazovatelnom-protsesse-dou

864
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!